Этика и деловой этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

цель контрольной работы – рассмотреть сущность, понятие, структуру морали, а так же рассмотреть высшие нравственные ценности. Задачи:
-познакомится с понятием, сущностью морали и рассмотреть структуру морали, а так же познакомиться с высшими моральными ценностями;
- проанализировать использование, применение моральных ценностей в современное время;
- после окончания исследования, сделать выводы, дать заключение о роли высших моральных ценностей.

Содержание

Введение
1.Понятие, сущность, структура морали.
1.1.Понятие морали…………………………………………………
1.2. Сущность и обоснование морали, структура морали……….
2. Высшие моральные ценности.
2.1. Что же называют «Моральными ценностями»?......................
Заключение………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………….

Работа содержит 1 файл

этика.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     3. Мораль как внутренний регулятор поведения человека предполагает, что личность сама осознает объективное общественное содержание своего нравственного долга, ориентируясь на более общие принципы морали. И никакие ссылки на обычные и распространенные формы поведения, массовые привычки и авторитетные примеры не могут снять ответственность с личности за неправильное понимание или пренебрежение требованиями морального долга.

           Здесь на первый план выступает совестьспособность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя, их исполнения, контролировать и оценивать свое поведение с моральной точки зрения. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, смысла жизни. Он сам задает для себя критерии моральной оценки и выносит на их основании моральные суждения, прежде всего, оценивая собственное поведение. И если внешние для морали опоры поведения — общественное мнение или требования закона — можно при случае обойти, то обмануть самого себя оказывается невозможно. Если это и удается, то исключительно ценой отказа от собственной совести и потери человеческого достоинства.

     Совесть выполняет функцию внутреннего  регулятора, свойственную морали в  целом, действуя в четырех направлениях: побудитель, запрещающий фактор, корректор, контролер.

     Жизнь, по совести, стремление к такой жизни повышают и укрепляют высокую положительную самооценку личности, ее чувство собственного достоинства.

     4. Понятия человеческого достоинства и чести выражают в морали представление о ценности человека как нравственной личности, требуют уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод. Наряду с совестью эти представления морали служат способом самоконтроля и самосознания личности, основой требовательного и ответственного отношения к самому себе. Они предполагают совершение человеком поступков, обеспечивающих ему общественное уважение и высокую личностную самооценку, переживание нравственного удовлетворения, которые в свою очередь не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства.

     Честь как моральный феномен есть внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

     При этом понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой поведения человека как представителя какой-то общности, коллектива, профессиональной группы или сословия и признаваемыми за ними заслугами. Поэтому честь ориентируется в большей мере на внешние критерии оценки, требует от человека поддерживать и оправдывать репутацию, которая распространяется на него как представителя общности. Например, честь солдата, честь ученого, честь дворянина, купца или банкира.

     Достоинство – это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющаяся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание.

     Достоинство имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого человека на уважение и ценность личности как морального субъекта вообще.

     Моральная ценность достоинства личности ориентируется  не на материальное благополучие и  преуспеяние, не на внешние знаки признания (это скорее можно определить как тщеславие), а на внутреннее уважение личности принципов истинной человечности, свободное добровольное следование им вопреки давлению обстоятельств и соблазнов.

     5. Еще одним важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Оно выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях. Более точно содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, т. е. соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неприемлемая для нравственного порядка вещей несправедливость.

     Проблема  справедливости встает всюду, где происходит взаимодействие людей, обмен деятельностью  и ее продуктами. Чувство справедливости коренится в потребности защищать свои интересы от внешних посягательств. Эта укоренённость проявляется в том, что русское слово «право» в качестве одного из базовых значений предусматривает возможность пользоваться чем-либо.

     Справедливость  – это определенный порядок удовлетворения интересов взаимосвязанных индивидов и групп.

     6. Смысл жизни.  Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития человечества. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.

     Можно выделить три подхода к вопросу  о смысле жизни:

    • пессимистический – нигилистическое отрицание смысла жизни, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней с закономерным смертельным финалом;
    • скептический – выражающий сомнение в смысле и значимости земного бытия (например, в религиозной этике);
    • оптимистический – признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценности.

     Смысл жизни может быть обретен в  любом возрасте человека и в любой  жизненной ситуации. Человек должен сам придать смысл своему существованию. Поиск смысла жизни является единственным свойством человека как разумного существа.

     7. Счастье. Счастье является одной из глобальных, бесспорных для любого человека нравственных ценностей. В истории философии (как и в житейской практике) можно найти множество толкований счастья.

     Счастье – это благоприятное течение  человеческой жизни и глубокое субъективное удовлетворение этим течением.

     Поскольку счастье характеризует качество и отношение к жизни в целом, то его можно определить как сложную гамму чувств, в которой положительные переживания каким-то образом преобладают над отрицательными. Отдельными элементами этой сложной гаммы будут удовольствия. Удовольствие, или наслаждение, - это элементарное психическое переживание, в котором осуществляется непосредственная положительная оценка какого-либо действия, явления или ситуации.

     Необходимо  отметить, что счастье не статично, а динамично, оно не столько в  достигнутых рубежах, сколько в  самом движении к цели, в борьбе с трудностями, встречающимися на пути (К. Маркс утверждал, что «счастье – это борьба»). Отсутствие проблем вызывает скуку, пресыщенность. Однако для достижения счастья немаловажно умение человека довольствоваться тем, чего он достиг на текущий момент. Поэтому справедливы и слова К. Пруткова: «Хочешь быть счастливым – будь им».

     Счастье – не где-то за горизонтом, оно внутри человека: в его отношении к  миру, к своей способности воспринимать и переживать действительность. Можно  сделать себя счастливым. Для этого надо научиться радоваться чужой радости и смягчать чужую боль.

     9. Любовь. Самой притягательной нравственной силой на протяжении всей истории была любовь. Ее могущество заключается в том, что она радикально преображает человека, побуждает его всеми силами души стремиться к совершенству. Любовь в широком смысле – это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче.

     Любовь  так же многообразна по своим формам и содержанию. Нравственная ценность любви в том, что она мобилизует все силы личности. Но ее особенность – в динамичности и недолговечности, в ее обязательной связи с физическим влечением, в ее способности лишить личность рационального контроля за своим сознанием и поведением. Общественное сознание признает силу и значение страстной любви, но относится к ней настороженно, поскольку именно страстная любовь чаще других видов любви приводит личность к внутреннему конфликту между долгом и любовью, между влечением и совестью. В истории развития нравственного сознания человеческого общества у каждого вида любви свое место. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Содержание духовно-нравственных исканий человека – тема вечно актуальная. И надо помнить, что высокая мораль трудна, но также радостна и вдохновляющая для мировосприятия, жизнеощущения человека и понимания им его собственного места среди людей.

     Моральное сознание, порождаемое потребностями  общественного развития, как средство регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений, призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным, критерием его истинности служит практика. Однако оно обладает некоторыми специфическими свойствами. Прежде всего, оно способно оказывать активное воздействие на повседневное поведение людей. Моральные представления, принципы, идеалы вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. В отличие от науки моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Моральное сознание, моральные знания носят обязательный характер.

     И все-таки, все выше сказанное позволяет  сделать вывод, что в морали, как  и во всех остальных отраслях социального воспроизводства, «в общем и целом наблюдается прогресс». Главным показателем нравственного прогресса является уровень сознательности и ответственности субъективного фактора. Мораль развивается на основе максимального сближения должного и сущего, формирования норм и идеалов, соответствующих объективным требованиям, предъявляемым информационной цивилизацией к личности и обществу.   
 
 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1.Г.  А. Голубева «Этика», издательство  «Экзамен» 2007 года.

     2.Г.  Н. Кузьменко «Этика», издательство  «Весь мир» 2002 года.

     3.http://sireo.narod.ru/Philo/Ques86.htm

     4.http://vitahost.tambov.ru/vitalor/uploads/1413/1413/page.2.4.html

     5.http://www.kaa-club.com/библиотека/гусейнов-абдусалам/мораль-и-этика-в-современном-мире/

     6. http://www.abccba.ru/abc14.php 
 

Информация о работе Этика и деловой этикет