Этика, как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:
наука нормативная;
учение о нравственности;
система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;

Работа содержит 1 файл

Этика.docx

— 21.29 Кб (Скачать)

Этика

Этика как система знаний: предмет, круг проблем, цели и задачи.

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой –  Добро и Зло. Этика дает ответ  на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:

  • наука нормативная;
  • учение о нравственности;
  • система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
  • способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
  • «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему  диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. "Этика  – искусство жить без печали".

Круг проблем  этики

Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место  и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования  человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Рассматривает  структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует  содержание и смысл таких категорий, как благо, добро, зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье  и смысл жизни.… Т.о. этика выступает  не только как теория морали, изучающая  сущность, специфику морали, но и  человека как морального субъекта.

Цель этики 

По Аристотелю, цель этики  не знания вообще, а оценка поступков  и их содержание. Аристотель впервые  выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку.

Задачи

По Аристотелю главной  задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Основные задачи: Теоретическое описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы… Дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем". Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни".

Постепенно в этике  сформировалось два рода проблем:

  • Как должен поступать человек (нормативная этика)
  • Собственно теоретические вопросы гносеологического аспекта, о сущности морали, ее происхождении (метаэтика). Метаэтика – "чистая философия" морали. Добро и зло исследуются на абстрактном, теоретическом уровне, без соприкосновения с практикой.
  • Этика как наука не является ни метатеорией, ни чистой нормативной. Это не математика и логика. Слишком ее предмет связан с жизнью. Этика должна и научить, и воспитать, и обосновать теоретически.

Структура этики

Этика – область философского знания. Ее содержание задано самим предметом  исследования и включает в себя две  основные составляющие. Одна из них  связана с изучением и теоретическим  обоснованием происхождения и исторического  развития морали, с осмыслением различных  форм и направлений этических  учений. Другая — охватывает весь спектр проблем, составляющих содержание этики или общей теории морали. Это систематизированное философское понимание сущности морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества. При всем качественном своеобразии ее исторических типов, множественности этических учений, развитие морали целостно и преемственно в едином историческом процессе.

В зависимости от приверженности той  или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика  структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков: -история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.);

-теория  морали — учение о сущности  морали, ее основных принципах  и категориях, структуре, функциях  и закономерностях, объясняющее  эволюцию и механизм действия  морали;

-нормативная  этика — обоснование моральных  принципов и норм, которые выступают  как теоретическое развитие и  дополнение морального сознания  общества и личности, базируются  на высших моральных ценностях  и предписывают человеку с  позиций долженствования (деонтологии)  определенные правила поведения  во взаимоотношениях и общении  людей, помогая ему выработать  общую стратегию «правильной  жизни» 

-прикладная  этика — совокупность принципов,  норм и правил, выполняющих практическую  функцию научения людей должному поведению.

-экологическую  этику, рассматривающую нормы  поведения человека как части  экосистемы по отношению к  окружающей среде; 

этику гражданственности, разрабатывающую  нормы поведения человека как  гражданина по отношению к обществу;

ситуативную этику, в которой разрабатываются  практические рекомендации применительно  к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности —  как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика  семейных отношений); -профессиональные      этики — системы     моральных     принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;

-этику  делового общения, выступающую  как в роли самостоятельной  профессиональной этики (для менеджеров  и предпринимателей), так и в  качестве ситуативного элемента  этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

Структура этического знания определяется совокупностью  основных теоретических понятий, которыми оперирует этика. Эти предельно  общие понятия называются в этике, как и в любой науке, категориями. Системообразующий элемент, его движение в различных системах этика –– мудрость–– на которой основывается этика, носит исторический характер. Это делает этические знания специфическими. Соотносящиеся со свободной творческой деятельностью человека, по-разному проявляются в разное историческое время. Это внутреннее противоречие этики пытались и пытаются преодолеть. Добро только называется одинаково, а означает разные вещи.

Методология этики

Методологической основой  этики как науки является:

  1. Знания о добре и зле (о должном поведении). Этика носит практический характер. Моральные истины познаются в процессе вопрошания.
  2. Этические знания не существуют без личной интерпретации (персонализма). Этика имеет дело только с самим человеком и его саморазвитием, протекающим по законам внутренней причинности.
  3. Нерационализированность предмета познания. В этике в большей степени речь идет о творческом акте многих, который в определенной степени предопределен принципами, доминирующими в общем мышлении соответствующего времени.
  4. Этические знания носят понимающий характер. Каждый может затронуть и взволновать чувства других людей, тем, что найдет в себе сам.
  5. Ценностная ориентация этики – ориентация на моральные ценности, как одну из форм проявления моральных отношений в обществе, а так же подчеркивает значимость личностного начала индивида, его поступков и интересов.
  6. Диалоговый характер этических знаний. В мире не существует абсолютного этического знания.
  7. Вечность моральных проблем: "Как надо жить, чтобы жить "нравственно"?

Категории этики

Категории этики (rpeч. kategoria –категория) –– это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни, и они не зависят от сознания людей), и субъективны по форме (т.е. объективное содержание может по-разному оцениваться в зависимости от интеллектуального развития личности, нравственной культуры, образа жизни…). Все категории этики являются и категориями морального сознания. Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.

Особенности этических категорий отражают ту сторону общественных отношений, которая  связана с поведением людей, с  их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с  точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они  не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями  других наук, высвечивая в них нравственный аспект связанные с поведением людей (друг с другом, к обществу, государству).

Категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. Носят оценочный характер с позиций добра и зла.

Выступают средством регулирования взаимоотношений  и поведения людей, как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного. Авторитет и значимость их базируется на принципах, нормах, т.е. на силе общественного мнения или  самосознании личности.

В категориях этики в значительно  большей степени, чем в категориях других наук, выражена эмоциональная  сторона общественных отношений.


Этика - философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности.

Э - регистрирует, фиксирует, описывает и объясняет не столько  сами явления, сколько то или иное отношение к ним, их оценку.

Этика науки – раздел профессиональной этики, разрабатывающий  нравственные принципы научной деятельности.

  • Внутренняя этика науки - авторство и плагиат;критический разбор того, что сделано со стороны и самому;публикация отрицательных результатов исследования; экспертиза и рецензирование; преподавание;консультирование; популяризация
  • Внешняя этика науки - взаимоотношения между наукой и обществом, проблема социальной ответственности.

В этике науки представлены нравственные основы научной деятельности. Основными этическими нормами науки  являются, как мы выяснили, бескорыстный поиск и утверждение истины, обогащение науки новыми результатами, полезными  для человечества, свобода научного творчества, социальная ответственность  ученого и др. Соблюдение этики  науки должно привести к утверждению  нравственного идеала гуманизма.

Обоснование этого идеала содержится в концепции так называемого  эволюционного гуманизма, одним  из основателей которого является Дж. Хаксли – английский философ и зоолог. Суть его теории состоит в следующем:

  • Человек сам несет ответственность за свое будущее и за будущее планеты, не возлагая ее ни на Бога, ни на судьбу.
  • Человек является одним видом существующей на Земле жизни. Поэтому человечество нельзя превращать в совокупность враждующих «псевдовидов» (наций, религий и государств и их блоков).
  • Смыслом существования науки является воплощение человеческих надежд, а не материальное благополучие.

Информация о работе Этика, как наука