Этика психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 07:25, реферат

Описание работы

Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательныхзадач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

Работа содержит 1 файл

этика психолога.docx

— 28.83 Кб (Скачать)

Психолог — человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований. 

Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательныхзадач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой. 

Педагогическая психология как экспериментальная научная дисциплина появилась в исследованиях психологов на рубеже 19 и 20 вв. Герман Эббингауз опубликовал результаты своих экспериментов по изучению памяти в 1885. Джеймс Кеттелл в статье, которая появилась в 1890, первым использовал широко известный сейчас термин «ментальный (психологический) тест». Он проводил исследование первокурсников Колумбийского университета, используя тесты на возникновение последовательных образов, цветовое зрение, восприятие высоты звука, чувствительность к боли, предпочтение цветов, восприятие времени и движения, точность движений, воображение и память. Альфред Бине, используя различные задачи, изучал возможности выявления умственно отсталых детей. Он определял интеллект как способность хорошо понимать, хорошо рассуждать и хорошо оценивать; в 1895 Бине предложил свой первый набор тестов. Эдуард Торндайк в 1898 провел первую серию экспериментов по научению в лабиринте (с цыплятами) и в проблемном ящике (с котятами). Фундаментальный двухтомный труд Стэнли Холла Юность, основанный на его опросных исследованиях, появился в 1904. 
 
  Джеймс Салли опубликовал Введение в психологию с точки зрения теории образования (1884), Уильям Джеймс – Беседы с учителями о психологии (1890), а Эдуар Клапаред – Психологию ребенка и экспериментальную педагогику (1905). Первое руководство по педагогической психологии было опубликовано Торндайком в 1903. В 1910-е годы появилось по крайней мере пять учебников, а в 1920-е – еще около десяти. Генрих Бухгольц в 1910 основал первый журнал по педагогической психологии. Окончательная версия шкалы Бине появилась в 1911. 
 

Педагог-психолог - практический психолог, работающий в системе образования.

Кризис в социуме, реформирование системы образования, комплекс личностных проблем, накапливающихся  и у детей, и у взрослых –  все это делает позицию педагога-психолога  сложной, а его присутствие в  школе – необходимым. 
 
 
 
 

Специальность педагога-психолога  утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 года.

Основными направлениями  деятельности практического психолога  в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о  психологической службе образования» являются:

- психодиагностика,

- психологическая  помощь в трудных ситуациях  (немедицинская психотерапия),

- психологическая  реабилитация.

- психологическое  консультирование,

- психологическое  просвещение,

- развивающая и  психокоррекционная работа,

Эти направления  во многом совпадают с общим списком  психологических услуг.

1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.

2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительнойспециальностью "Психология"(без предъявления требований к стажуработы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; свыше 6 лет) или высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология"(без предъявлениятребований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; от 6 до 10 лет; свыше 10 лет)иликвалификационную категорию (II, I, высшую).

3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению.

4. Педагог-психолог  должен знать:

4.1. Конституцию РФ.

4.2. Законы РФ, постановления  и решения Правительства РФ  и федеральных органов управления образованием по вопросам образования.

4.3. Декларацию прав  и свобод человека.

4.4. Конвенцию о  правах ребенка.

4.5. Нормативные документы,  регулирующие вопросы охраны  труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников)  и их социальной защиты.

4.6. Общую психологию, педагогическую психологию и  общую педагогику, психологию личности  и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую  психологию, детскую нейропсихологию,  патопсихологию, психосоматику.

4.7. Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения  и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования  и психопрофилактики.

4.8. Методы активного  обучения, социально-психологического тренинга общения.

4.9. Современные методы  индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального  и аномального развития ребенка.

4.10. Правила и нормы  охраны труда, техники безопасности  и противопожарной защиты.

5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно (директору учреждения; иному должностному лицу).

6. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

 Должностные обязанности:

Педагог-психолог:

1. Осуществляет профессиональную  деятельность, направленную на сохранение  психического, соматического и социального  благополучия обучающихся (воспитанников)  в процессе воспитания и обучения в учреждениях.

2. Содействует охране  прав личности в соответствии  с Конвенцией по охране прав  ребенка.

3. Способствует гармонизации  социальной сферы учреждения  и осуществляет превентивные  мероприятия по профилактике  возникновения социальной дезадаптации.

4. Определяет факторы,  препятствующие развитию личности  обучающихся (воспитанников) и  принимает меры по оказанию  различного вида психологической  помощи (психокоррекционной, реабилитационной  и консультативной).

5. Оказывает помощь  обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

6. Проводит психологическую  диагностику различного профиля  и предназначения.

7. Составляет психолого-педагогические  заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).

8. Ведет документацию  по установленной форме и использует  ее по назначению.

9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

10. Осуществляет психологическую  поддержку творчески одаренных  обучающихся (воспитанников), содействует  их развитию и поиску.

11. Определяет степень  отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

12. Формирует психологическую  культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и  родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

13. Консультирует  работников образовательного учреждения  по вопросам развития данного  учреждения, практического применения  психологии, ориентированной на  повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Права:

Педагог-психолог вправе:

1. Знакомиться с  проектами решений руководства  учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся  в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично  или по поручению руководства  учреждения от структурных подразделений  и иных специалистов информацию  и документы, необходимые для  выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов  всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от  руководства учреждения оказания  содействия в исполнении им  его должностных обязанностей и прав.

Ответственность:

Педагог-психолог несет  ответственность:

1. За ненадлежащее  исполнение или неисполнение  своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной  инструкцией - в пределах, определенных  действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления  своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством  Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.Педагог-психолог несет ответственность:

1. За ненадлежащее  исполнение или неисполнение  своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение  материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

 Педагог-психолог, как профессия, в нашей стране  появилась около 20 лет назад.  Именно в начале 90-х годов стали  уделять больше внимания проблемным  детям, подготовке ребят к школе. Эта профессия имеет огромное значение в жизни ребёнка и его родителей. Родители, даже если видят какие-то отклонения в развитии чада или проблемы в общении со сверстниками, зачастую не знают, как ему помочь. Не замечать проблемы — не выход, это только усугубляет моральную подавленность ребёнка. На помощь в решении сложных ситуаций приходит педагог-психолог, который на основе имеющегося опыта, знаний может повернуть происходящее в нужное русло. Каждый маленький человек это уже индивидуальность, которая сталкивается с недетскими проблемами — непонимание окружающих, проблемы в общении со сверстниками, отставание от школьной программы, излишняя зажатость или агрессивность, отклонения в личностном развитии. Если учителя не знают, как наладить атмосферу в коллективе, то психолог обязан оказать необходимую психологическую и педагогическую помощь не только ученикам, но и их родителям.

Педагог-психолог должен быть доброжелательным и терпеливым. Дети не всегда готовы идти на контакт  с чужим человеком, поэтому понадобится приложить магию убеждения, много сил и терпения, чтобы человек раскрылся. Специалист должен вызывать доверие и искренне сопереживать, пытаться помочь. Ведь работа заключается в том, чтобы слушать и слышать проблемы других людей. У школьного психолога должен быть гуманитарный и аналитический склад ума, для того чтобы, например, придумать игру, завлечь в неё участников и сделать верные выводы.

Информация о работе Этика психолога