Этика русского масонства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 23:26, реферат

Описание работы

Цель работы: раскрыть понятие масонства, узнать о возникновении масонства в России.
Задачи работы: определение религиозно- этических аспектов масонства, целей и задач масонства.

Содержание

Ведение 3
1 Понятие масонства 4
2 Цели и задачи масонства 5
3 Масонство в России 7
4 Религиозно-этические аспекты 11
Заключение 15
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

         Т.А.Бакунина  пишет, что  «несмотря  на  то, что  Новиков  вначале  отнесся  к  масонской  организации  недоверчиво, он  именно  в  ней  нашел  ответ  своим  просветительским  и  благотворительным  стремлениям.  Он  сделался  самым  ярким  выразителем  благотворительно-христианского  направления  в  масонстве, которое  навсегда  связалось  с  его  именем.

         Ричард  Прайс – профессор  русской  истории  Гарвардского  университета  в  начале  80-х  годов  CC столетия  характеризует Новикова  как консерватора: «Новикова заносят в политические  консерваторы  из-за  его решимости действовать «внутри системы», как сейчас  выражаются. Он  был масоном и последователем  Сан-Мартина и верил, что все зло происходит  от  людской порочности, а не  от учреждений, под властью которых живут люди.  Он  безжалостно бичевал «порок» и ревностно пропагандировал  полезные  знания, потому  что, по  его  убеждению, человечество  можно  улучшить  лишь  через  улучшение  человека…. Такой  упор  на  человека, а не  на  среду  был  всегда  отличительным  знаком  консерватизма».

         Новикову  принадлежат такие  издательские  предприятия, как  сатирические  журналы  «Трутень», «Живописец», «Кошелек»; журналы  просветительского  характера «Утренний  свет»; исторические  издания «Древняя Российская  библиографика», «Опыт  исторического  словаря  о Российских  писателях» и др.  Часть  доходов  от  его  журналистской  и  издательской  деятельности  шла  на  учрежденную  им  школу  для  сирот  и  нуждающихся  детей, а  также  на  бесплатную  больницу.  Во время голода  он  устраивал  продовольственную  помощь.

         Одним  из «патриархов» русского  масонства  принято  считать  И.П,Елагина /1725-1793/. Обер-гофмейстер,  действительный,   тайный  советник  в  1750  году  открыл  первую масонскую  ложу, которая  работала  по  английской  системе.  Его посвящение  состоялось  во французской  рыцарской  ложе.  Так  называемая  елагинская  или  английская, масонская  система  была  далека  как  от  политики, так  и  углубленных  нравственных  работ.                                                                                                                                         По  многим  свидетельствам  Елагин  был ревностным  масоном, провинциальным  Великим Мастером  всей  России.

         А.Пыпин, оценивая  деятельность  Елагина, утверждает, что «Елагинская  система» была  «характерна» для  той  эпохи.  Масонство  при  Елагине  было  одной  из  первых  попыток  самостоятельной  деятельности  общества, и в этом  смысле  оно  должно  было  неизбежно  отразить  в  себе  общее  положение  вещей. Силы  русского  общества  были  еще  очень  невелики, положительное  образование  крайне  слабо, так  что  эти люди, задавши  себе,  серьезные  вопросы   религии, нравственности  и  общественных  обязанностей, стали  легкой  добычей  мистического  пиетизма и фантазерства,  которые вообще  всего легче овладевают  мало  вооруженными  умами.

         Т.Бакунина  приводит  мнение  самого  Елагина  о  его  пути  в  масонстве: «Я  с  самых  юных  лет моих  вступил  в  так  называемое  масонство, или  свободных  каменщиков  общество. Посещал  я  с  удовольствием  Ложи: пониже  работы  в  них  почитал  совершенною игрушкою, для  препровождения  праздного  времени  вымышленного. Препроводил  я  многие  годы  в  искании  в  Ложах  и  света  обетованного  и  равенства  мнимого: но  ни того, ни  другого  ниже  какие  пользы  не  нашел, клико  старался…». Позже  он  приходит  к  другому  выводу, что  масонство»… по  почтению  от  всех  просвещенных  языков  должно  заключать  в  себе  нечто  превосходное  и  полезное  для рода  человеческого…»

         В  книге  Т.О.Соколовской  дается  прекрасная  характеристика  русских  вольных  каменщиков: «Имена  наших  прадедов-масонов  дошли  до  нас  далеко  не  все, но   и те, что  дошли, считаются  не  десятками: их  многие  сотни.  Масонские  бумаги  русских  прежних  масонов  пожелтели  от  времени. Но  они  старательно  сохранили  нам  и  то, что  происходило  в  ложах, и  имена  тех, кто  присутствовал  в   ложах; сохранились  и  протоколы  лож, и  именно  списки членов, и  пригласительные  на  заседание  карты, и  деловые  письма, и  дружеские  послания.  Длинною  цепью  потянулись  имена  масонов: вот  они, эти  звенья  масонской  цепи, вот   принцы  крови, люди  княжеского,  графского  и  баронского  родов, родовитые  дворяне, именитые  граждане, люди  «подлого  состояния». Люди  при  деле  и  люди  без  дела, помещики, мещане, общественные  деятели, люди  науки  и  искусства, воспеватели  ума, и  воспитатели  духа, духовные   лица, педагоги, блестящие  храбрые  воины, люди  различных  корпораций  и  различных  ремесел, поэты, люди  от  мира  сего, люди  крепкой  воли  и  светлой  души, люди  только  воли  или только души – силуэты  и  светлые, легко  очерченные, и   резкие, черные».

         С  одной  стороны, идея  «духовного  строительства», взаимного  нравственного,  совершенствования  и  поддержки, религиозной  терпимости  и  другие  идеалы, попав  на  нетронутую  почву, зазвучали  в  понимании  русских  вольных  каменщиков  в  их  особой  чистоте. И   вся  масонская  работа  с  первых  шагов  до  момента  запрещения  в  1822  году была  освещена  «исканием  истины, даже  когда  дело  шло  лишь  о  ритуалах, степенях  или  других  тайных  познаниях».

         С  другой - «В  течение двух  столетий  передовая интеллигенция шла под знаменем  мятежа  против  божеских  и  человеческих  установлений.  Она  шла  от  рационализма  к  пантеизму  и  закончила  атеизмом  и  построением  Вавилонской  башни… Петр 1  стал  жертвой  и  орудием  страшной  разрушительной  силы, потому что  не  знал  истинной  сущности  братства…» 

         4 Религиозно-этические аспекты 

                                                                                                             

         Масонство возникло, когда в начале XVIII века завершился раскол христианского мира. Появившийся тайный орден был создан для объединения всех христиан, но не получил поддержки ни со стороны католической церкви, ни со стороны почитателей Лютера. Масонская идея преобладания моральных ценностей перед государственными шла в разрез с идеологией официальной церкви, которая уже встала на службу европейских монархий. «Вольные каменщики» были свободны и от церкви, и от государства. Так масонская ложа стала фундаментом зарождающегося гражданского общества эпохи Просвещения.

         "Франк-масонство есть учреждение глубоко филантропическое, философское и прогрессивное. Оно ставит своею целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципа  солидарности. Франкмасонство работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы: взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести, франк-масонство, полагая, что метафизические

    понятия есть личное дело каждого, отказывается от догматических утверждений. Его девиз — СВОБОДА, РАВЕНСТВО и БРАТСТВО .

         "Франк-масонство уважает религиозные верования и политические убеждения своих членов, но оно строго воспрещает во время своих собраний всякие рассуждения на религиозные и политические темы, касающиеся критики различных религий, действий правительственной власти и достоинств разных форм правления.

         Одним из самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества, — пишет в "Послании о масонстве" митрополит Антоний, — является масонство. О нем мы и намерены по архипастырскому долгу нашему поведать православному русскому миру.

    Однако  есть и другая точка зрения Председателя Архиерейского Собора

    Русской Православной Церкви заграницей Митрополита  Антония. (15/28 августа 1932 г.)

         Масонство   есть тайная интернациональная мировая революционная

    организация борьбы с Богом, с христианством, с Церковью, с национальной

    государственностью  и особенно с государственностью христианской. В этой

    интернациональной организации первое место по силе влияния и значения

    принадлежит еврейской нации, которой присуще  богоборчество со дня распятия Христа Спасителя. Иудаизм исторически  связан с   масонством   самыми тесными узами в своей ожесточенной борьбе с христианством и с  мессианскими устремлениями к мировому владычеству.

         Масонство   - непримиримый враг христианства. Оно поставляет своей целью разрушение Церкви, войну со всеми религиями, потрясение основ национальной христианской государственности и организацию революций во всем мире.

         Если в тайной масонской программе на первом месте стоит борьба с религией, то на втором бесспорно значится борьба с государственностью и прежде всего с государственностью христианской, исторически воплощенною в монархическом строе.

          В «Книге уставов», составленной в 1723 лондонским проповедником

         Джеймсом Андерсоном, масону предписывались религиозно-этические нормы: не быть «ни глупым атеистом, ни безрелигиозным вольнодумцем», поддерживать гражданские власти, не участвовать в политических движениях. Отрицая церковную догматику и культ, масоны чтут бога как «великого архитектора вселенной» (в духе деизма), допускают (как правило) исповедание любой религии, вводят в своё учение и в ритуал элементы христианства, иудаизма и других религий.

         Масоны (называющие друг друга «братьями») объединяются в местные организации (ложи); совокупность лож в национальном масштабе составляет Великую ложу во главе с гроссмейстером (великим магистром, великим мастером). Название,  организационная формы (ложа), иерархия (ученик, подмастерье, мастер, великий мастер), а также символические знаки (циркуль, молоток, отвес, мастерок, фартук, перчатки) и другие традиции заимствованы масонством  из практики средневековых цеховых объединений (братств) строителей-каменщиков, в особенности высшей их прослойки (архитекторы, скульпторы, художники).

         Первоначально движение носило буржуазный характер, во 2-й половине 18 века в нём участвовали многие просветители. Противопоставляя себя феодальной государственности и официальной церкви, Масонство стремилось создать тайную всемирную

    организацию с целью мирного объединения  человечества в религиозном братском союзе. Постепенно (особенно на континенте Европы) Масонство приобрело более  аристократический характер. В нём  усилились элементы мистицизма, сменившего рационалистический дух раннего Масонства., стремление связать Масонство со средневековыми рыцарскими и мистическими орденами (тамплиерство, розенкрейцерство и др.).

         Прежняя относительно простая   организация заменялась всё более сложной

    иерархией (в некоторых направлениях Масонства  — до 99 степеней), был создан пышный ритуал. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Заключение

         Подводя  итог  вышеизложенному, следует  отметить, что масонство  не  выполнило  бы  и  сотой  доли  задуманного  содействия  постепенным  трансформациям  в  недрах  общества  без  находящихся  в  его  распоряжении: неуклонной  дисциплины адептов, верности  ритуалам  и  традициям, хранимыми  с  давних  пор  неизменными.  Братья  всегда  видели  в  этом  огромный  скрытый  смысл  с  внутренней  жизненностью, что  позволяло  двигаться  всегда  вперед, несмотря  на  повседневные  препятствия.  В  соответствии  с  идеологией  ордена  они должны  по  кирпичику  долго и  терпеливо  воздвигать  на  планете  равномерный  и  справедливый  для  всех  людей  строй.  Их  вдохновляла  этика  нравственного  созидания  и морального  самосовершенствования  в  масштабах  универсальной  триады: свободы, равенство, братства, наряду  с  признанием  подавляющим  большинством  членов  веры  в  Великого  Архитектора Вселенной, Святого Писания, Корана, других  богооткровенных книг.

         Масонство  никогда  не  являлось  ни  школой, ни  социальным  движением, ни  церковью, оно  не  позволяло  оценивать  себя  привычными схемами.  Претендуя  на  доступ  к высшей  духовности  через посвящение, оно ставило себя  над культурами  и философскими  системами, позволяя  каждому  адепту  воздвигать  храм  собственных  убеждений  и стремиться  к  претворению  их  в  жизнь  сообразно  установкам  ордена.

         Члены  ордена  и  поныне  именуют  себя  людьми  доброй  воли, миролюбивыми  строителями  грядущего  справедливого  устройства  общества  и  одновременно  патриотами  своих  отечеств, законопослушными  подданными  и  гражданами, это  подчеркивается  во  всех  уставных  документах.  К  высшим  идеалам  они  шли  не  с  проповедью  абстрактных  истин, а  служа  собственным  народам. Их  отражало  стремление  помогать  окружающим, проводить  срединную  линию  между  крайностями.

         Почти  все  исследователи  масонства, и  особенно  исследователи  русского  масонства, подчеркивали  сложность  изучения  явления, что  вероятно  связано  с  непростыми  событиями  исторического  прошлого  нашей  страны, «закрытости» темы  на  протяжении  нескольких  десятилетий.  И  сейчас  мы  еще  не  можем  с  достаточной  степенью  достоверности  утверждать  насколько  же, на  самом  деле, русское  масонство  повлияло  на  исторический  путь  развития  России. Однако, несомненно, оно  смогло  аккумулировать  в  своих рядах едва  ли  не  самых лучших  представителей  общественной  и политической  мысли.  Русские  масоны  немало  сделали  для  России  и  не  признавать  этого, значит  не  признавать  сам  ход  истории. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Этика русского масонства