Этикет как понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:48, реферат

Описание работы

Этикет - совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе. Слово "этикет" впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться, но само существование сводов определенного порядка поведения людей гораздо древнее.

Работа содержит 1 файл

Этикет.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Этикет - совокупность норм и правил, отражающих представления о должном  поведении и формализующих процесс  коммуникации людей в обществе. Слово "этикет" впервые было употреблено  в современном его значении на приеме при дворе короля Франции  Людовика ХIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться, но само существование сводов определенного порядка поведения людей гораздо древнее. Об этом говорят дошедшие до наших дней памятники культуры Древнего Египта с его сложной системой внутридворцовых отношений и обширными дипломатическими связями, и многочисленные записи древних шумеров на глиняных табличках, которые, к радости современных исследователей, имели обыкновение фиксировать все, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству.

Этикет - часть социального уровня культуры. Поскольку неотторжимой частью культуры является система цензур и  запретов, то можно сказать, что этикет на обыденном уровне является отражением общего ее состояния. Этикет возможен тогда, когда существуют два партнера различного коммуникативного статуса, например, разного возраста или пола..

В России до реформ Петра I, то есть до 18 века, основная масса населения  жила в соответствии с традиционным укладом, нашедшим свое выражение в сборнике правил - Домострое (XVI в.), где были прописаны особенности содержания домашнего хозяйства, начиная от правильного отправления православных церковных обрядов ("как верить христианам в Святую Троицу и Пречистую Богородицу и как поклоняться кресту Христову…"; "как почитать архиреев, а также всех священников и монахов…; как всякого страдающего посещать в монастырях и в больницах"), и кончая указаниями ключнику "как хранить в погребе или на леднике всякие припасы соленые…". Очень важными считались строго регламентированные правила гостеприимства ("как с благодарностью угощать приходящих в дом твой"). Известно, что важна была даже встреча гостя, при которой учитывалось происхождение гостя и возраст. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу. К более высокому шли через двор пешком. Было не принято старшим ездить к младшим. Петр I активно начал внедрять этикет западного образца, новшества вводились практически насильно. Эта вынужденная смена образа жизни была принята далеко не всеми и коснулась только верхушки общества. Основная масса населения смотрела на европейски одетую знать как на чужаков. Позднее западноевропейский этикет привился и ассимилировался, но, как писал М.И.Пыляев, автор книги Старая Москва, уже и в екатерининское время под золотыми расшитыми кафтанами таились старинные грубые нравы.

Начиная с 18 века, изучение этикета входит в обязательную программу образования. В частности, в женских пансионах обязательным элементом обучения были уроки этикета, когда девушки разыгрывали сцены из светской жизни и репетировали свое поведение в различных ситуациях: как встретить гостя, как согласиться на мазурку или дать вежливый отказ, как встретиться с пожилыми родственниками и т.д. Существовали также неписаные правила, которых придерживались люди из высшего общества и которые также можно считать этикетными для них. Вронский, герой романа Льва Толстого Анна Каренина, следует определенному своду правил: "Правила эти несомненно определяли, - что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, - что лгать не надо мужчинам, а женщинам можно, - что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д".

Вариант 9.

 

 

  1. Этика бизнеса и деловых отношений.

 

Деловой этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс. Условиями формирования ее являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право.

Непосредственная связь этики  с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере так называемой профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения.

Существует две основные точки  зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики  бизнеса: 1) правила обычной морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы; 2) этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. Теоретически более правильной считается вторая точка зрения.

Система норм и правил, принятая в  настоящее время в мировом  бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного  исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям. Первичные основы профессиональной этики были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе – (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

  1. История мирового этикета.

Само понятие "этикет" настолько  давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение:"Государство - это я". На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".

Древнейшим сведениям об этикете  насчитывается примерно пять тысяч  лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека.

Древний Рим, хотя и принял греческую  культуру за основу, в силу своих  общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы  же до сих пор с трудом постигают  японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикетобязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток - это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

А как же развивался этикет за океаном? Первый президент США Джордж Вашингтон  прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять "Правил приличного поведения". Вот лишь некоторые из них: "Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях..." Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина.  
В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она - самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США.

Что касается России, то до XVIII века состоятельные  граждане жили, руководствуясь "Домостроем". Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром  в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание. 
Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.

Не следует забывать, что нормы  этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях . 
 
Определенные моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. Об этом свидетельствует множество великолепных исторических памятников скульптуры, архитектуры и искусства времен возрождения.  
 
Италию в то время можно было назвать страной новой культуры и до сих пор массы туристов едут в туда, чтобы посмотреть на античные замки и памятники и приобщиться к великому изящному наследию этой страны. 
 
В Америке первый президент США Джордж Вашингтон составил 110 "Правил приличного поведения". Уже значительно позже американские правила поведения стали ориентироваться на сочинения Б. Франклина. А в наши дни в Америке существует Институт этикета Эмили Пост - автора популярнейших произведений по культуре поведения. 
 
В истории России этикет как результат культурных взаимоотношений между людьми появился еще в древности.При Иване IV был написан свод правил - "Домострой", и им наши предки руководствовались почти до XVIII века. 
 
Как мы знаем сегодня, современный этикет собрал в себе обычаи и традиции почти всех народов мира, начиная с древних времен и до наших дней. Все эти народы внесли свои вклады в сегодняшние уставы правил согласно своему развитию и общественному строю. 
 
И мы должны ценить этот непосильный вклад, отдавая тем самым дань уважения нашим предкам.

Где зарождался этикет

Англию и Францию называют обыкновенно : "классическими странами этикета". Однако, родиной этикета назвать  их никак нельзя .Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии госодствуют в обоих странах .О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить ,одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы , то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности , богатства, способности украшать свою жизнь . А в это же время ,Англия, закончив одну войну вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянство невежественно ,господствует кулачное право , разрешение всех споров силою .Франция была порабощена и опустошена англичанами ,французы не признавали никаких заслуг , кроме воинских, они не только не уважали науки , но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.

Короче говоря , в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах , а феодальные порядки держались еще в полной силе , Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

Понятие об этикете

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом 

длительного по времени процесса становления  взаимоотношений между людьми .Без  соблюдения этих норм невозможны политические, экономические ,культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения ,означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости  и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней . В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения ,обусловленные общественным строем страны ,спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

-придворный этикет -строго регламентируемый  порядок и формы обхождения ,установленные  при дворах монархов;

-дипломатический этикет- правила  поведения дипломатов и других  официальных лиц при контактах  с друг другом на различных  дипломатических приемах ,визитах, переговорах;

-воинский этикет - свод общепринятых  в армии правил, норм и манер  поведения военнослужащих во  всех сферах их деятельности;

-общегражданский этикет - совокупность  правил, традиций и условностей,  соблюдаемых гражданами при общении  друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета  в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в  том, что соблюдению правил этикета  дипломатами придается большее  значение, поскольку отступление  от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни  человечества, роста образований  и культуры одни правила поведения  сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным ,становиться общепринятым , и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными : соблюдение их зависит от места ,времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах ,быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Информация о работе Этикет как понятие