Этнические образы народов мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:11, доклад

Описание работы

Изучать этнологию как научную дисциплину нельзя абстрактно. Необходимо обращаться к конкретным психологическим особенностям этносов. Рассмотрение этих особенностей происходит путем выделения отличительных черт одного народа и их сопоставления со свойствами собственного народа. В результате складываются соответствующие этнические стереотипы и образы каждого рассматриваемого этноса. В этой связи большой интерес представляют народы нашего государства, одного из самых полиэтничных в мире - на его территории проживает свыше 70 народов.

Работа содержит 1 файл

этнич образы народов мира.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

     На  первый взгляд кажется, что немцы  достаточно приветливы и доступны в  общении. Однако на самом деле взаимоотношения  устанавливаются гораздо труднее  и сложнее, доступ к душе немца  затруднен. После первых впечатлений  от внимания к вам можно быстро убедиться, что за внешней приветливостью и доброжелательностью нет искренней заинтересованности.

     Французы. Отличительными чертами этого этнического образа являются повышенная чувствительность ко всему национальному и высокоразвитое честолюбие.

     Современные французы отличаются аналитическим  умом, богатством воображения, настойчивой  пытливостью и смелостью в  познании жизни. Склад ума французов  находится постоянно под влиянием их подвижного темперамента: стремясь быстрее достигнуть цели и доверяя  при этом своей интуиции, французский ум принимает решения слишком быстро - заниматься рациональной оценкой действий и ситуаций для него утомительно.

     Чувствительность  и легкая эмоциональная возбудимость - главные характеристики французского темперамента. По силе и скорости возбудимости французы представляют собой полную противоположность флегматичным и сдержанным англичанам. Подвижный темперамент определяет склад ума, волю, моторику, проявляется во всех сферах деятельности французов. Они легче, чем другие народы, подвержены внушению идей - ведь идеи для них предпочтительнее фактов.

     Сильно  проявляются в характере французов  контрасты психики. Они доводят  храбрость до дерзости, любовь к  свободе - до неповиновения. В повседневной жизни они чаще руководствуются  чувствами, чем разумом, - логика у них всегда служанка страсти и чувства, для них характерна внезапность решений. При этом во всех житейских ситуациях французы остаются веселыми, остроумными, оптимистичными, общительными людьми, любящими шутку. Они язвительны, жизнерадостны, искренни, хвастливы и галантны.

     Японцы. Вплоть до середины XIX века Япония представляла собой замкнутое деспотическое государство, основанное на диктатуре феодальных правителей - сëгунов, по личному усмотрению решавших все вопросы жизни своих подданных. Это породило специфические особенности национальной психологии японцев - подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в референтных группах, равнодушие к чужим страданиям, отсутствие принципиальности.

     Многие годы царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев обрекали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания. Вместе с тем недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, высокий прирост населения заставляли японцев напряженно трудиться, искать такие формы и средства деятельности, которые могли бы обеспечить им хотя бы минимальные возможности и условия существования. В результате в национальном характере японцев сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям.

     Долгие  годы японцы воспитывались на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей божественное происхождение японского  народа и императорской власти, превосходство японцев над другими народами. Под их влиянием сформировались такие черты японского самосознания, как приверженность «культу предков», чувство этнической исключительности, ярый национализм, вероломство по отношению к другим народам, часто проявлявшиеся в прошлом. Японцы считают всех иностранцев ниже себя. Они понимают, что иностранцы не виноваты в своем происхождении, но все равно думают о них как о совершенно чужих и абсолютно неравных им людях.

     Многие  этносоциологи и этнопсихологи отмечают в мышлении японцев единство противоположных качеств: приверженность к абстракциям, проницательность, изобретательность, рационализм соседствуют у них с медлительностью мыслительных операций, неуверенностью в себе и своих силах, малоинициативностью.

     Рядовой японец связывает свое существование  с той группой, в которую он включен. Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой  путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках. Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентировано на то, чтобы вписаться в развитие группы и при этом быть ей наиболее полезным. Самым ценным качеством члена группы является умение ставить во главу угла интересы коллектива, желание и стремление быть ему полезным.

     Японцы - люди самобытной культуры. Для них  имеет значение все, что делают другие люди. В общении с ними не следует  садиться, если вас не пригласили сесть. Нельзя смотреть по сторонам, так как, по их представлениям, это означает, что вы рассеянны и невнимательны. Каждый штрих вашей одежды и поведения повлияет на отношение к вам со стороны японцев.

     Китайцы. Своеобразие исторического, социально-политического, экономического и культурного развития Китая предопределило формирование этнической психологии его жителей. К числу основных черт последней можно с полной уверенностью отнести следующие: трудолюбие, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, хладнокровие, выдержку, спокойствие, самоотверженность. По причине сочетания этих черт в характере китайцев никакой вид деятельности их не оскорбляет, не угнетает и в каждом из них они способны добиться высоких результатов.

     Сложные климатические и природные условия  страны, ставшие одной из причин строительства ирригационных сооружений для защиты от стихийных бедствий, а также связанная с этим необходимость тяжелого, титанического труда обусловили ту исключительную роль, которую в жизни китайцев играли община и коллективный труд. В результате у китайцев сформировались такие качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, а также особый характер сочувствия и переживания, проявляющиеся в межличностных отношениях.

     Образ мышления китайцев можно назвать  сугубо практическим, чуждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает предпочтение простым мыслительным конструкциям как наиболее доступным  и рациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень редко руководствуется абстрактными принципами, его логика отличается высокой предметностью.

     Широко  известно, как неприхотливы китайцы. Испокон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум  для пропитания в условиях тяжелой  борьбы за существование. Свое влияние на эту особенность китайцев оказала конфуцианская философия, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольствование житейским минимумом в условиях реальной жизни. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении широкого круга потребностей, а в ощущении счастья от того, что имеется в наличии. Следствием этого стали неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость, умение наслаждаться жизнью, довольствоваться малым.

     Весьма  своеобразными являются форма и способы общения китайцев с другими людьми. При встрече с другим человеком китаец обязан показать и выразить ему свое глубокое уважение. При этом он должен подчеркнуть, что считает своего собеседника развитым и образованным человеком, даже в том случае, если оба прекрасно понимают, что это не соответствует действительности. Во время общения с незнакомыми людьми китайцы также ведут себя специфически. Они стремятся использовать минимум мимики и жестикуляции. Китаец сохраняет неподвижным положение лица и тела, сидит прямо, выгнув спину, совсем не шевелится, а его голос приближен к шепоту. Очень громкий разговор для китайца считается неприемлемым. В процессе всего разговора лицо китайца остается беспристрастным или выражает елейность. Признательность для китайца - форма проявления вежливости, в его понимании. В процессе общения китайцы избегают смотреть прямо на собеседника, потому что, по их представлениям, так делают враги или ненавидящие друг друга люди. В связи с этим представители других этносов начинают подозревать китайцев в неискренности и невнимании к ним, принимая за эти неприятные качества всего лишь следование установившейся традиции. В целом же китайцам в общении присуща поразительная вежливость, которая не является простой формальностью, внешней формой поведения. Для вежливости китайца характерны предупредительность, игра воображения, умение поставить себя на место другого и скромность, соединенная со стремлением уважать собеседника.

     Арабы. Многочисленные наблюдения и исследования арабов в различных регионах планеты позволяют сделать вывод, что они являются жизнерадостными и веселыми людьми, отличающимися наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем, согласно этим же источникам, им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность порождают немало трудностей в их жизни и деятельности.

     Исторически сложившаяся иерархическая система  подчинения среди арабов выработала определенные нормы взаимоотношений  между низшими и высшими слоями общества, между младшими и старшими членами семьи и рода. Высокомерие, грубость, а зачастую и рукоприкладство являются обычной практикой высших и старших по отношению к низшим и младшим. Отношение же низшего к высшему всегда отличается подобострастием. Вместе с тем араб, привыкший покорно переносить несправедливость со стороны вышестоящего, с равными себе проявляет высокую степень эмоциональной возбудимости, а часто и экспансивности, защищая свою честь и достоинство.

     Труд  для арабов всегда был тяжелой повинностью, и поэтому их трудолюбие имеет свою специфику. Оно не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как у других народов. В то же время исключительно тяжелые условия жизни приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, закрепили у них такие качества характера, как неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость и терпеливость. Кроме того, им свойственны необычайное жизнелюбие, незлопамятность, общительность, гостеприимство, чувство юмора.

     Нравственная доктрина мусульманства придает нормам морали Корана абсолютное значение. Они объявляются вечными и неизменными. Нравственным идеалом ислама является вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением заслужить милость Аллаха. Вот почему у арабов развились униженность, покорность, смирение, раболепие, умеренность. В то же время под влиянием мусульманства среди арабов получили широкое распространение различного рода суеверия и предрассудки, которые и по сей день вносят в их повседневную жизнь чрезмерную настороженность, подозрительность в восприятии и осмыслении окружающего мира.

     Под воздействием арабского языка, для  которого характерны лексические и  синтаксические повторы, гиперболы, метафоры, особое ритмико-интонационное построение речи, у арабов выработалась склонность к преувеличению в восприятии окружающей действительности, не столько логическое ее осмысление, сколько внимание к стилю изложения, красноречию говорящего. Арабы не любят строгой логики и объективных доказательств, а предпочитают им афористичность, многообразие впечатлений. Им свойственна повышенная реактивность, бурный характер поступков, импульсивность, порывистость, несдержанность в проявлении своих чувств и эмоций.

     В целом же арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений с понравившимися людьми.

Информация о работе Этнические образы народов мира