Этническое и национальное измерение культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Этническая культура, её основные черты.
Этнические стереотипы. Автостереотипы, гетеростереотипы.
Символ и миф как составляющие этнической культуры.
Этноцентризм и ксенофобия.
Традиционная культура, её основные черты.
Модернизация традиционных культур.
Национальная культура, её основные черты.
Язык как символ народа и его культуры. Языковая классификация.
Формы межкультурного взаимодействия (ассимиляция, аккультурация, кооперация, культурный изоляционизм).
С. Хантингтон о различиях в культуре как о будущем разломе цивилизаций.

Работа содержит 1 файл

семинар.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

Тема 3

«Этническое и  национальное измерение культуры»

 

  1. Этническая культура, её основные черты.
  2. Этнические стереотипы. Автостереотипы, гетеростереотипы.
  3. Символ и миф как составляющие этнической культуры.
  4. Этноцентризм и ксенофобия.
  5. Традиционная культура, её основные черты.
  6. Модернизация традиционных культур.
  7. Национальная культура, её основные черты.
  8. Язык как символ народа и его культуры. Языковая классификация.
  9. Формы межкультурного взаимодействия (ассимиляция, аккультурация, кооперация, культурный изоляционизм).
  10. С. Хантингтон о различиях в культуре как о будущем разломе цивилизаций.

2) Этнические стереотипы — функции и свойства

 

Этнические стереотипы — это  один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают  членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.

 

Объективно необходимой и полезной психологической функцией стереотипизации  со времен У. Липпмана, который в 1922 году ввел понятие «социальный стереотип» [Липпман, 2004], многими исследователями считается упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Так, сторонники теории «сбережения ресурсов» главную функцию стереотипизации видят в обеспечении индивидов максимумом информации при минимальном интеллектуальном усилии. Иными словами, предполагается, что стереотипы в процессе социального познания избавляют индивидов от необходимости интерпретировать социальный мир во всей его сложности, но являются низшей формой представлений о социальной реальности, представлений, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные представления.

 

Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой полезные способы восприятия. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации, иными словами, она существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность.

 

Британский  психолог А. Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и его  социальную идентичность [Tajfel, 1981]. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов — наладить отношения группы прежде всего не с другими группами, а внутри нее самой, создав образ, позволяющий ее членам идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы — не рабы, рабы — не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов — обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности.

 

Впрочем, встречаются  и проявления предпочтения чужих  групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).

 

Тэшфел  выделил и две социальные функции  стереотипизации:

 

1) объяснение  существующих отношений между  группами, в том числе поиск  причин сложных и «обычно печальных»  социальных событий;

 

2) оправдание существующих межгрупповых  отношений, например действий, совершаемых  или планируемых по отношению  к чужим группам. Так, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных.

 

Иными словами, содержание стереотипов  определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе — явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению.

 

Среди наиболее существенных свойств  этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость, стабильность, даже ригидность. Хотя стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях, она все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться.

 

Еще одно свойство этнических стереотипов  — согласованность, или консенсус. Именно согласованность считал важнейшей  характеристикой стереотипов Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Стереотипы и личные убеждения об этнических группах, хотя и могут частично совпадать, представляют собой различные когнитивные структуры, каждая из которых — лишь часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность враждебных и пренебрежительных стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен.

 

Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Впрочем, начиная с 1950-х годов получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных — так называемая гипотеза «зерна истины». В настоящее время уже не вызывает сомнений, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов, а не просто мнения о них. Они отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними. 
 
4) Этноцентризм является одним из серьёзных препятствий адаптации к другой культуре. Это предрасположенность людей оценивать условия своей культуры как предпочтительные, убеждённость, что культурные ценности и обычаи собственной страны превосходят все другие ценности. Этноцентризм связан с чувством превосходства, которое представители одной культуры (страны, национальности) испытывают по отношению к другим, он может проявляться в неуважении к другому человеку, стремлении смотреть на него свысока, навязывании своей системы взглядов и ценностей (ведь мы считаем их лучшими).Во многом на ситуацию влияют отсутствие толерантности и узость взглядов. Люди слишком часто видят то, что хотят видеть, ориентируясь лишь на собственные представления и собственный культурный опыт. Тут так же, как при чтении книг. Автор пишет одно, а читатель может «увидеть» совсем другое. И сколько читателей, столько и оттенков восприятия…Крайнее проявление этноцентризма – ксенофобия. Она выражается в нетерпимости к чужеродному, отторжении незнакомых и непривычных представлений в чужой культуре, агрессивного отношения к ним. О ксенофобии (в греческом «ксенос» – чужой, «фобос» – страх) много говорят и даже пытаются бороться с ней. Тем не менее, проблема (во многом и за счёт своей многогранности) по-прежнему актуальна. Такие настроения можно встретить где угодно. Подумайте хотя бы о том, как фантасты изображают наше отношение к инопланетянам. А уж в многонациональных государствах знают о ксенофобии не понаслышке. Менять ситуацию надо с малого – каждый человек должен решить для себя, как относиться к этой проблеме.




Информация о работе Этническое и национальное измерение культуры