Культура делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм - укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкиров и т.п.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Деловое общение: закономерности и тактика 5
2. Социально-психологический анализ общения 9
2.1 Общение и его функции 9
2.2 Виды межличностных отношений 12
2.3 Фазы общения 14
2.4 Средства общения 14
3. Этикет и культура общения 17
3.1 Деловой этикет 18
3.2 Современные взгляды на место этики в деловом общении 20
3.3 Общее этические принципы и характер делового общения 22
3.4 Правила этикета 32
3.5 Правила вербального этикета 34
3.6 Правила общения по телефону 38
4. Эффективность слушания 41
Заключение 45
Список литературы 46

Работа содержит 1 файл

культура делового общения курсовая.docx

— 81.70 Кб (Скачать)

       1) какую главную роль вы ставите  перед собой в предстоящем  разговоре;

       2) можете ли вы вообще обойтись  без этого разговора;

       3) уверены ли вы в благополучном  исходе разговора;

       4) какие вопросы вы должны задать;

       5) какие вопросы может задать  вам собеседник;

       6) какие приемы воздействия на  собеседника вы можете использовать  во время разговора;

       7) как вы будете вести себя, если  ваш собеседник:

       - решительно возразит, перейдет на  повышенный тон;

       - не отреагирует на ваши доводы;

       - проявит недоверие к вашим  словам, информации.

        

       4. Эффективность слушания 

       Из  всех умений, определяющих общение, умение слушать является самым необходимым  и именно оно требует совершенствования  в наибольшей степени. «Талантом  собеседника отличается не тот, кто  охотно говорит сам, а тот, с кем  охотно говорят другие» (Ларошфуко). Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам.

         В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух, казалось бы, близких понятий: «слушать» и «слышать». Мы не слушаем, потому что ошибочно думаем, что слушать - это значит просто не говорить, но это далеко не так. Слушание - активный процесс, требующий внимания к тому, о чем идет речь. Слушающий, в отличие от читающего, не может отвлечься даже на очень короткое время, поскольку словно умирает в тот момент, когда оно слетает с уст говорящего. Поэтому это умение необходимо тренировать в себе, чтобы всегда быть в форме.

         Большинство наших реакций мешает  собеседнику и нарушает ход  его мыслей, не обеспечивает правильного  понимания слов и чувств собеседника,  создает у него ощущение, что  его не слышат, считают его  переживания смешными, незначительными.  Эти помехи неизменно заставляют собеседника прибегать к защите, вызывая раздражение и возмущение (например, когда судим все, что слышим, перебиваем собеседника, не дослушав, не умеем сдержать отрицательные эмоции). Слушание - это волевой акт, включающий так же и высшие умственные процессы. Чтобы услышать, мы должны заплатить вниманием, а это нелегкий труд. В стиле слушания отражаются наши личности, характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст.

         Понаблюдав за тем, как слушают друг друга 2-3 человека, ведущие общий разговор, можно убедиться в том, что слушание - активный процесс. Это справедливо еще и в том смысле, что оно требует владения определенными приемами, которые существенно повышают эффективность общения. Как же повысить эффективность слушания?

         Управление произвольным вниманием  - действенное средство повышения  эффективности коммуникаций. Вместе  с тем, это и самое трудное,  поскольку человеческое внимание  постоянно отвлекается. Именно  поэтому много людей слушают  плохо. Некоторые приемы очевидны, как, например, использование визуального  контакта и определенных жестов. Другие менее очевидны и связаны  и нашим отношением к собеседнику,  пониманием, одобрением, эмпатией по  отношению к говорящему. Мы говорим:  «Я весь внимание», когда горим  особым желанием услышать что-нибудь  интересное. Бессознательно мы принимаем  соответствующую позу: поворачиваем  лицо к говорящему, устанавливаем  с ним визуальный контакт, другими  словами, внимаем собеседнику.  Мы принимаем эту позу безотчетно. Но этим приемом следует пользоваться  сознательно, т.к. осознанное умение  быть внимательным - эффективное  средство повышения восприятия  речи собеседника. Внимание слушающего  помогает говорящему. Экспериментальные исследования публичных выступлений и частных бесед показывают, что если слушатели слушают внимательно, то говорящий начинает говорить четче, чаще использовать жесты, иными словами, «входить» в роль.

         Немаловажную роль для установления контакта и общения играет положительный язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать и общаться.

         Простым, но действенным методом  повышения эффективности слушания  является нерефлексивное общение.  Состоит оно по существу в  умении внимательно молчать. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Нужно лишь простейшие нейтральные побуждающие реплики или невербальные средства - повторение последних слов говорящего, «зеркало», междометия («угу» - поддакивание), кивки, мимические реакции, контакт глаз. Такие приемы вдохновляют говорящего, снимают напряжение, возникающее из боязни быть не понятым. Нерефлексивное слушание больше всего подходит для напряженных ситуаций. Это дает слушателям эмоциональное облегчение. Нерефлексивное слушание очень полезно, но пользоваться им надо умело.

         Для более точного понимания  собеседника применяют приемы  рефлексивного слушания. Оно является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного.

         В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов.

         Итак, чтобы стать хорошим собеседником, нужно стать хорошим слушателем. Очень редко люди защищены  от тонкой лести пристального  внимания

         Многие люди не могут произвести хорошее впечатление только потому, что не умеют внимательно слушать. Они настолько заинтересованы тем, что хотят сказать сами, что забывают держать уши открытыми, более того, когда мы настроены отрицательно, то бываем неоправданно критичны, что затрудняет взаимопонимание и активное слушание, вызывает враждебность говорящего. И не следует давать непрошенных советов, пока не просят. Непрошенный совет дает, как правило, тот, кто никогда не поможет.

         И будьте физически внимательны, лицом говорящему, поддерживайте с ним визуальный контакт, сводите к минимуму ситуационные помехи (например, телевизор). Не допускайте блуждание мыслей, не перебивайте говорящего, слушайте не только информацию, но и чувства, тренируйте у себя привычку внимательно слушать. Для приобретения коммуникативных навыков необходимо наблюдать за особенностями общения других (как наглядное пособие). Иначе это - обучение плаванию на берегу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение 

         Я рассматривала важнейшие проблемы, имеющие непосредственное отношение  к практике общения людей. Социально-психологические  знания, навыки анализа ситуаций, возникающих в процессе общения,  имеют огромное значение для  построения эффективных отношений  между людьми. С одной стороны,  они помогают человеку лучше  понять себя, свой внутренний  мир, осознать социально-психологические  аспекты своего «я»: социальные  установки, стереотипы, стратегии  поведения и взаимодействия, стиль  общения, умение эффективно слушать,  контролировать свои эмоции и  адекватно понимать других людей.  С другой стороны, такие знания  позволяют лучше понять людей,  создать такую ситуацию общения  с ними, индивидуально настроившись  на их внутреннее психическое  состояние, которая наиболее плодотворно  способствовала бы их творческому  развитию, давала бы чувство защищенности.

         Деловые отношения складываются, в основном, в малой группе, членом  которой является конкретный  индивид. Окружающие его люди играют огромную роль в формировании ценностей любого человека, и знание социально-психологических законов жизни, группы, умение их анализировать - важнейшая часть жизнедеятельности личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список  литературы 

1. Золотая  книга хорошего тона - «Русич»,  Смоленск, 1999

2. Казначевская  Г.Б., Чуев И.Н. - Основы менеджмента  - «Феникс», Ростов-на-Дону, 2004

3. Лавриненко  В.Н. - Психология и этика делового  общения - «Юнити», М.,1997

4. Мескон  М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - Основы  менеджмента - «Дело», М., 1993

5. Рытченко  Т.А., Татаркова Н.В. - Психология деловых  отношений - МГУЭСИ, М., 2001

Информация о работе Культура делового общения