Лекции по Конфликтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:01, курс лекций

Описание работы

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц пришел к такому выводу: "Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию. Этот курс лекций основан на обобщениях некоторых известных конфликтологических концепций, а также на собственных наблюдениях автора. В структуру учебника вошли положения, изложенные в трудах известных отечественных и зарубежных конфликтологов, с именами которых можно познакомиться в разделе "Рекомендуемая литература".

Работа содержит 1 файл

Лекции по Конфликтологии.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

Механизмы и  способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Преодоление внутриличностного  конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин). Психологическая защита — нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.

Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Рот-тенберг, И. Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее “собственную активность”. Но, так или иначе, в трудных ситуациях мы ими пользуемся, и в любом случае будет лучше, если мы будет пользоваться ими квалифицированно и максимально разнообразно.

Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее .

“Не замечай это”

Отрицание — один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельства ми. Их игнорированием.

“обвини это”

Проекция - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.

Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как  рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне.

“Плачь об этом”

Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе

и страха: неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение  в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.

“Напади на что-то, заменяющее это”

Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.

“Не помни об этом”

Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.

“Не чуствуй этого”

Изоляция  — восприятие травмирующих  ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

"Не знай, откуда это»

Интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

“Преосмысли это”” 

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “—” каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “—” в каждой из тенденций и их суммирование.

“Отмени это”

Аннулирование — поведение или мысли,  способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

“Трансформируй    это”

Сублимация  — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.

“Найди оправдание этому»

 Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемы ми чувствами. Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины).

“Обрати это в противоположное”

Реактивное  образование предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположной установки.

  “Приобрети это” 

 Компенсация — онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм,

который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.

"Будь, как это, чтобы не потерять его”

Идентификация — моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.

 “Мечтай об этом” 

Фантазия  — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как  средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные  состояния дезадаптации. В основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза.

Существует  множество рекомендаций по выходу из состояния внутриличностного конфликта. Несмотря на сомнительность большинства  и необходимость строго индивидуального подбора, приведем в качестве примера одну из них.

Разрешение  внутриличностного конфликта. Стадии

Отчетливо идентифицируйте  и отделите части друг от друга. Будет  казаться, что они выдвигают конфликтующие  требования. Например, одна часть может требовать свободы и досуга, а другая - гарантии устойчивого дохода. Или одна часть может быть очень аккуратной в общении с деньгами, другая - расточительной. Каждая часть будет высказывать негативные оценочные суждения о другой части. Некоторые часть строятся на ценностных ориентациях родителей. У каждой части своя ценность.

Получите ясную  репрезентацию каждой части. Как  они выглядят? Что они чувствуют? Как звучит их голос (родители, близкие)? Есть ли слова или фразы, которыми их можно было бы охарактеризовать? Визуализируйте из (руки...)

Выясните намерения  каждой части. Учтите, что каждая из них имеет позитивные намерения. Поднимайтесь вверх настолько, насколько  это вам необходимо для того, чтобы  части пришли к взаимовыгодному  результату. Обе должны придти к соглашению. Начните переговоры так, как будто имеете дело с двумя различными людьми. Иногда, когда разногласия велики, единственное соглашение, которое может быть достигнуто - сохранение вашей жизни.

Переговоры. Какие  ресурсы каждой части могли бы оказаться полезными другой части для реализации ее интересов? Чем можно обменяться? На чем они могли бы скооперироваться? Что каждая из них хочет от своей соперницы для того, чтобы получить удовлетворение? Что именно хочет каждая часть от другой (время, поведение, внимание и т.п.)

Создайте картинку сотрудничества частей (...). Посидите некоторое  время спокойно

Такие «переговоры» - хороший инструмент для разрешения конфликтов. На самом деле вы можете никогда не избавиться от этих противоборствующих частей (в этом может быть и отсутствует необходимость). Однако вы лучше поймете их, будете узнавать в кризисной ситуации, и они не породят крайних невротический реакций, поскольку здесь главное - не то, что находится в пределах разума, не то соглашение, к которому вы пришли, а те звуковые, визуальные или кинестические образы, которые вы создали. 

 

Лекция 6. Межличностные конфликты

Вопросы:

    1. Межличностные конфликты.
    2. Групповые конфликты. Понятие и классификация
    3. Межгрупповые конфликты
    4. Международные конфликты
    5. Конфликты по вертикали
    6. Инновационные конфликты 
    7. Семейные конфликты

 

 

1. Межличностные  конфликты.

Строгого определения  межличностного конфликта не существует. Более того, как вы уже поняли из предыдущей лекции, межличностный  конфликт очень тесно связан с  внутриличностным. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:

  1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
  2. проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
  3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей
  4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
  5. затрагивают интересы окружения.

В зависимости  от взаимной направленности субъектов  и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом:

Тип конфликта

Модель межличностных  отношений

Взаимно-положительный

+

+

Взаимно-отрицательный

-

-

Односторпонне-положительно-отрицательный

+

-

Односторонне противоречиво-положительный

+

+

Односторонне противоречиво-отрицательный

-

+

Взаимопротиворечивый

+

+

безразличный

0

0


 

 

2. Групповые  конфликты. Понятие и классификация

Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

В зависимости  от участников выделяют два типа групповых  конфликтов «личность-группа» и  «группа-группа».

Конфликты между  личностью и группой возникают  в среде групповых взаимоотношений  и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.

Первая особенность  связана со структурой конфликта. Субъектом  в нем с одной стороны выступает  личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов.  Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группа, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.

Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:

Позиция – официальное, определяемое должностью положение

Статус –  реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)

Внутренняя  установка – субъективное восприятие личностью своего статуса

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности

Групповые нормы  – общие правила поведения, которых  придерживаются все члены группы.

Причины конфликта  между личностью и группой  всегда связаны: 1) с нарушением ролевых  ожиданий; 2) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки; в) с нарушением групповых норм.

Третья особенность  отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.

Классификация конфликтов «личность-группа» выглядит так:

Вариант конфликта

Возможные причины

Руководитель-коллектив

Новый руководитель, назначенный со стороны

Стиль управления

Низкая компетентность руководителя

Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

Рядовой член коллектива - коллектив

Конфликтная личность

Нарушение групповых  норм

Неадекватность  внутренней установки статусу

Лидер – группа

Низкая профессиональная подготовка

Применение  компромата против лидера

Превышение  полномочий лидерства

Изменение группового сознания


Конфликты типа «группа-группа» называют еще межгрупповыми.  

 

          1. Межгрупповые конфликты

Противоборствующие  стороны – группы (малые, средине  и микрогруппы). В основе – столкновение противоположно направленных групповых мотивов

Происхождение объясняется природно обусловленной  враждебностью к «чужим» и  привязанностью к «своим».

Межгрупповой  конфликт имеет некоторую специфику.

Во-первых, образ  конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:

Информация о работе Лекции по Конфликтологии