Лидерство в малых группах. Признаки лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Проблема лидерства в малой группе, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………….…..…3
Глава1. Понятие и содержание лидерства…………………..…4
Качества, присущие лидеру…………………………………7
Типы лидерства……………………………………………….9
Функции лидерства…………………………………………..11
Глава2. Лидерство в малых группах…………………….……..14
Лидерство и современность……………………….…….…..14
Заключение………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………….…………17

Работа содержит 1 файл

контрольная по деловому этикету 2012.docx

— 39.43 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

 

Кафедра гуманитарного образования  и социологии

 

Контрольная работа

по курсу «Деловой этикет и культура коммуникации»

 

                На тему: «Лидерство в малых  группах. Признаки лидерства».

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнил студент группы 42-71

Ростова Н.В.

                                                                Проверил к.п.н доцент каф. ГОиС

                                                                                                        Кузина Р.З.

 

 

 

 

Альметьевск 2012 

Содержание

Введение…………………………………………………….…..…3

Глава1. Понятие и содержание лидерства…………………..…4

    1. Качества, присущие лидеру…………………………………7
    2. Типы лидерства……………………………………………….9
    3. Функции лидерства…………………………………………..11

Глава2. Лидерство в малых группах…………………….……..14

2.1 Лидерство и современность……………………….…….…..14

Заключение………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………….…………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  
 
       Проблема лидерства в малой группе, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.  
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.  
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».* С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей, по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.  
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.  

 

  1. Понятие и содержание лидерства

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем  эффективное лидерство. Лидеры нужны  для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения  межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных  путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь  всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Слово лидер происходит от английского  lead (вести). Значит, лидер — это ведущий, идущий впереди. Лидер — член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс  социального влияния, при котором  лидер ищет добровольного участия  подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как  процесс оказания влияния на групповую  активность, которое направлено на достижение целей .

Проблема лидерства - это традиционная проблема социальной философии от античности до наших дней. Только если прежде в центре исследования были великие исторические лидеры, то сейчас проблема лидерства исследуется главным образом в малых группах.

Феномен лидерства коренится в  самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ  жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная  и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые  диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность  в самоорганизации, упорядочении поведения  отдельных элементов системы  в целях обеспечения ее жизненной  и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

  Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны.

Именно к такому типу объединений  относится современное производство. В нем преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация которых требует слаженности действий многих людей, их координации и регулирования на основе разделения труда. В силу этого, в трудовых организациях обязательна институциализация лидерства, его конституирование в руководство, которое, опираясь на властные позиции, выходит на передний план управления.

  Анализ природы лидерства показывает, что оно происходит из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Качества, присущие лидеру

  Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это уже проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к политику.

В малой группе (это может быть элита уровней власти и ядро любого иного руководства) роль лидера заключается  в сплочении ее участников и направлении  их деятельности. От него требуется  тесное личное общение с ближайшим  окружением. При этом выявляются и  играют организующую роль его личные качества.

  Умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Одновременно лидер должен уметь  удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских  норм и не ставя свое окружение  в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет  лидера оказывают значительное влияние  личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

   Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому требованию.

К числу наиболее часто упоминаемых  исследователями личных качеств  эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность

  Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой, лидерской организации. Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом (или управляемым учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег, положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно, обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста, использовать их способности и возможности.

  Управление различными программами и процессами настолько связано с управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным, чем собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их настроениями.

 

 

1.2 Типы лидерства

Лидеры могут классифицироваться по различным критериям:

ö по содержанию деятельности:

а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;

б) лидер-исполнитель,  организатор  выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем,  так и исполнителем.

ö по стилю руководства:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

ö по характеру деятельности:

а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера;

б) ситуативный, т.е.  проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях. Кроме того, различают формальное и неформальное лидерство.  «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное»  лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников.  Это так называемый характер лидерства.  Поэтому в школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности,  не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами ребята,  сколько взрослые;  вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников,  либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту класса.  Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников,  будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет.  Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером класса.

  Говоря о такой типологии,  как стиль руководства,  необходимо сказать, что этот тип лидерства может быть отнесён только к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится на запугивании,  т.е.  это такой лидер, который владеет какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или же просто силой способной подчинять себе других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Функции лидера

  Сложность роли лидера, находящегося в стадии становления, может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных функций, которые входят в позицию лидера.

  Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в «авторитарных». Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны.

  Многие из функций применимы (или входят в круг обязанностей) формальных руководителей первичных коллективов и крупных организаций.

Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.

  Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей.

  Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы.

  Лидер как эксперт. Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту.

  Лидер как представитель группы во внешней среде. Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде от имени всех.

  Лидер как регулятор отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая может иметь различный вид. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда существуют в группе приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер является «одним из всех».

  Лидер как источник поощрений и наказаний. Особенно важным обстоятельством, с точки зрения члена группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля над деятельностью участников группы. Лидер как третейский судья и миротворец. Это функция в известной мере связана с предыдущей. В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель одновременно, т. е. кого-то поощрять и кого-то наказывать. В связи с этой функцией в руках лидера оказывается средство, благодаря которому он может уменьшать или поддерживать тенденцию к фракционизму внутри группы, в зависимости от того, каковы его личные планы.

Информация о работе Лидерство в малых группах. Признаки лидерства