Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 18:33, реферат

Описание работы

Медиация (от лат. «mediare»– посредничать) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с участием третьей нейтральной стороны – медиатора (посредника) с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию. Медиация как факт уже много веков существует в различных формах, и сегодня в своем современном виде пользуется популярностью и признанием в развитых странах вот уже несколько десятилетий.

Работа содержит 1 файл

рефер.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

1. Введение. Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций.

Медиация (от лат. «mediare»– посредничать) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с участием третьей нейтральной стороны – медиатора (посредника) с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию. Медиация как факт уже много веков существует в различных формах, и сегодня в своем современном виде пользуется популярностью и признанием в развитых странах вот уже несколько десятилетий. По статистике большинство мировых примирительных процедур с участием медиатора, а это более 80 % споров, разрешается заключением соглашения об урегулировании спора.

Урегулирование споров с помощью нейтрального посредника – довольно новый способ разрешения споров для Российской Федерации. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда необходимо восстановить или сохранить отношения между людьми, так как сохранение их взаимодействия является обоюдовыгодным фактом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Требования, предъявляемые к медиатору.

Успех медиации зависит  от степени доверия сторон к медиатору. Медиатором может быть любое дееспособное лицо. Обычно в процедуре медиации выступают в качестве посредника юристы, судьи в отставке. Существуют требования, предъявляемые к медиатору:

  - должен обладать  профессионализмом, рассудительностью;

  - быть компетентным;

- коммуникабельным;

- эмоционально устойчивым;

- беспристрастным;

-  независимым;

- честным;

- справедливым;

- способный быстро анализировать сложные юридические вопросы;

- должен уметь слушать  и чувствовать собеседника;

  Роль медиатора:

  1. помогает в разрешении разовых задач;
  2. побуждает стороны тщательно анализировать ситуацию;
  3. активный слушатель – без этой роли он не сможет уловить все позиции, нюансы, аргументы;
  4. как организатор этого процесса, т. к. в этой роли помогает сторонам правильно вести себя, следит за регламентом переговорного процесса, делает замечания сторонам, когда они нарушают регламент этого процесса;
  5. он выступает как генератор идей;
  6. контролирует реалистичность идей, предложенных сторонами:
  7. обучает процессу ведения переговоров.

 

 

3. Виды медиации.

Механизм медиации должен быть достаточно гибким, что достигается за счет многообразия видов посредничества, а также их  сочетаний.  К наиболее

распространенным  видам относятся:

    . предлагаемое  — испрашиваемое;

    . договорное  — фактическое;

    . формальное  — неформальное;

    . постоянное  — временное;

    . одностороннее  — многостороннее (индивидуальное — коллективное);

    . официальное  — неофициальное;

    . персональное  — деперсонализированное.

  Предлагаемое  посредничество  подразумевает,  что  инициатива  в  оказании

посреднических  услуг исходит от посредника.

  В отличие  от предлагаемого  испрашиваемое  посредничество  подразумевает, что инициатива исходит от  конфликтующих  сторон.  Они  сами  обращаются  за помощью  к стране, организации для разрешения спора.

  Следует   различать  также  договорное  и  фактическое  посредничество   в

зависимости  от   формы   его   осуществления.    В   первом   случае   оно

предусматривается специальными соглашениями между посредником  и  участником

конфликта, во втором такие соглашения отсутствуют.

  Формальное  посредничество  предполагает,  что   за  посредником  закреплён статус посредника, который признают все стороны, участвующие в переговорах, в то  время как неформальный  посредник такого  статуса не  имеет.  Лишь формальное посредничество может по  определению считаться посредничеством.

  В качестве неформальных посредников могут  выступать  и  отдельные  лица. Следует отличать официальное и неофициальное посредничество.  Официальное посредничество подразумевает, что в роли  посредника  выступают  государства или межправительственные организации. При неофициальном  посредничестве  эти функции выполняют общественные организации, движения, частные  лица. 

Различают также  постоянное  и  временное  посредничество. Постоянный  посредник  осуществляет  свои   функции   на   всем   протяжении урегулировании конфликта, временный — на каком-то  этапе,  и в его задачи входит оказание конкретного вида помощи. 

  При многостороннем  посредничестве в качестве посредника  выступает не одно лицо, а группа  лиц  (например,  группа  государств).  Соответственно,  если посредничество осуществляется одним лицом, то оно будет односторонним.

  Важно иметь  в виду, что при  различии  многостороннего  и  одностороннего  посредничества лицом, осуществляющим  его, является не обязательно   отдельный человек, им могут  быть государство, организация,  институт. 

 При персональном  принимает участие конкретное  лицо, при деперсонализированном  – какая-то общественная организация.

  Принципы медиации.

Процесс медиации должен соответствовать определённым принципам.

 Принципы проведения медиации закреплены в ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Ими являются:

-добровольность,

-равноправие сторон - ни одна из сторон не имеет  преимуществ, им предоставляется одинаковое право;

- нейтральность и беспристрастность  посредника – независимое, беспристрастное  отношение,

- конфиденциальность  – процесс посредничества происходит  конфиденциально.

4. Стадии посредничества

1) стадия подготовки к  переговорному процессу:

Медиатор должен организовать деловую встречу, чтобы узнать о  конфликте. В ходе деловой встречи  ведётся устная беседа, изучение документов, изучение позиций, аргументов каждой из сторон.

  В ходе подготовки  к переговорному процессу:

1) стороны договариваются  о гонораре;

2) необходимо узнать, на каком языке будут вестись переговоры;

3)  обговариваются  место, время проведения процедуры  медиации;

4) обговариваются продолжительность  процедуры, регламент посредничества.

2) стадии самого переговорного процесса

1-стадия. Вступительное слово медиатора. Во вступительном слове медиатор рассказывает сторонам о том, что такое процесс медиации, о том, на каких принципах он построен (особое внимание здесь стоит уделить конфиденциальности), указывает цель переговоров, объясняет свои функции в этом процессе и свою роль в предстоящих переговорах, знакомится со сторонами и представляется сам, рассказывает сторонам о их роли в предстоящих переговорах, спрашивает у сторон, располагают ли они достаточным временем для ведения переговоров (если хотя бы одна из сторон не располагает достаточным временем, в среднем два-три часа, то медиацию лучше перенести на более удобное время), все ли заинтересованные в разрешении конфликтной ситуации стороны присутствуют на переговорах или стоит пригласить кого-то еще, рассказывает сторонам об этапах проведения медиации, при этом оговаривает возможность проведения кокусов, т.е. индивидуальных бесед медиатора с каждой из сторон. 
Несмотря на то что во вступительном слове медиатор сообщает сторонам большой объем информации, это не должен быть монотонный монолог, медиатор должен «держать» внимание сторон, постоянно убеждаясь в том, что стороны внимательно слушают его и понимают то, о чем он говорит. Вступительное слово занимает в среднем 10—15 минут, не стоит его искусственно сокращать и думать, что некоторые моменты можно опустить. Самый незначительный нюанс, о котором не было упомянуто в процессе медиации, может превратиться в серьезную проблему. 
Опытные медиаторы серьезное внимание уделяют вступительному слову, оно должно быть четко структурировано и отработано. Произнося вступительное слово, вы знакомитесь со сторонами, создаете необходимую психологическую атмосферу, устанавливаете правила, по которым пойдет весь процесс медиации, закладываете необходимый фундамент для дальнейшей работы. 
 
2-я стадия. Представление сторон. На этом этапе медиатор предоставляет каждой из сторон возможность рассказать о том, в чем, на ее взгляд, заключается спорная ситуация. На этой стадии вывляются причины конфликта, позиции участников. Начать рассказ о своем видении ситуации предлагается, как правило, той стороне, которая обратилась с просьбой о проведении медиации. Во время рассказа каждой из сторон медиатор является активным слушателем, делает для себя необходимые пометки в блокноте, чтобы не упустить в дальнейшем важные детали, в случае необходимости задает уточняющие вопросы. Важно, чтобы во время рассказа вторая сторона не перебивала презентующую. Медиатор должен обеспечить необходимый порядок при проведении медиации. По окончании рассказа каждой из сторон медиатор кратко пересказывает услышанное, избегая оценок и сглаживая все острые углы. В завершении медиатор интересуется, не упустил ли он что-либо значимое и не хочет ли презентующая сторона что-то добавить к сказанному. 
Во время проведения этого этапа важную роль играет резюмирование, т.е. пересказывание медиатором услышанного от каждой из сторон. В данном случае применяется уже известная эхо-техника. Пересказывая услышанное, медиатор дает возможность презентующей стороне услышать свой рассказ со стороны, внести необходимые дополнения и уточнения. В то же время этот же рассказ слышит вторая сторона, но слышит от человека, не участвующего в споре. Его безоценочный пересказ не несет в себе агрессивной, эмоциональной окраски, и из него исключены все обидные для стороны высказывания. Это помогает второй стороне взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента.

3 стадия. Вентиляция эмоций. По окончании презентации сторон медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу услышанного, высказать имеющиеся замечания. Вполне возможно, что стороны начнут вести весьма эмоциональный диалог. В этом случае медиатору стоит дать им высказаться, дать возможность сбросить накопившиеся эмоции, т.е. применит технику «вентилирование эмоций». Но не выпустит ситуацию из-под своего контроля. Во время проведения дискуссии ведется работа по первичному формированию повестки дня, проявляются моменты, по которым сторонам предстоит прийти к согласию. 
В том случае если во время дискуссии страсти накаляются и дискуссия превращается в перепалку или стороны под разными предлогами уклоняются от конструктивного диалога, медиатор объявляет сторонам о необходимости проведения кокусов. 
4 стадия. Стадия проблемы, которая является повесткой к переговорам.. Повестка принимается в уточнённой редакции с учётом мнения сторон. Это основной этап медиации, выработка конкретных предложений, возможных способов решения проблемы. Медиатор помогает сторонам выработать конструктивные идеи и предложения.

 5 стадия. Подготовка достижения соглашения. На предыдущем этапе стороны совместно выработали предложения по разрешению спорных вопросов, внесенных в повестку дня. Теперь необходимо проверить каждое из них, протестировать на реальность. В том случае, если какое-либо из предложений не выдержало тест на реальность, то необходимо вернуться к обсуждению и выработке нового предложения, которое, в свою очередь, было бы выполнимо и приемлемо для каждой из сторон. Те предложения, которые прошли тест на реальность и устраивают обе стороны, вносятся в составляемый договор, предварительно в случае необходимости редактируются. Составленное соглашение должно однозначно трактоваться каждой из сторон. 
Важную роль на этом этапе играет обсуждение сторонами возможных последствий неисполнения составленного соглашения. Стороны должны представлять себе последствия и действия друг друга в случае невыполнения соглашения одной из них. 
6 стадия. Выход из медиации. Руководитель Санкт-Петербургского Центра разрешения конфликтов О.В. Аллахвердова комментирует этот этап следующим образом: «...Обычно медиатор благодарит стороны за конструктивную успешную работу, выражает надежду, что и он оправдал доверие сторон и т.п. Задача этого этапа — получение медиатором обратной связи о результатах работы. Стороны оценивают, во-первых, насколько они удовлетворены достигнутым соглашением; во-вторых, насколько удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора; и, наконец, они оценивают свое эмоциональное состояние: стало им легче после сеанса медиации, упало или, наоборот, возросло психологическое напряжение и т.д.».

7 стадия. Постконфликтная стадия – на этой стадии оценивается результат, реальное исполнение соглашения. Решение обязательно для сторон. 

 

 

Соглашение  о проведении процедуры медиации.

В процессе проведения медиации составляется соглашение. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме. Оно должно содержать сведения:

   1) о дате процедуры посредничества,

    2) о месте  составления посредничества;

    3) о предмете  спора;

    4) о медиаторе,  медиаторах или об организации,  осуществляющей деятельность по  обеспечению проведения процедуры  медиации;

    5) о порядке  проведения процедуры медиации;

    6) об условиях  участия сторон в расходах, связанных  с проведением процедуры медиации;

    7) о сроках  проведения процедуры медиации;

    8) о последствиях  неисполнения обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Процесс развития медиации как альтернативного способа разрешения конфликтных ситуаций необратим и Россия в данном вопросе не является исключением. Для более благоприятного развития медиации необходимо предоставить гражданам, бизнесу, предпринимателям и юридическому сообществу информацию о медиации, обеспечить ее правильное понимание и тех положительных моментов, которые она предоставляет. Сегодня формируется совершенно новый для нашей страны институт, который, по мнению экспертов, сможет в перспективе изменить моральный климат в стране. Люди, которые расходятся во взглядах, начнут разговаривать друг с другом, пусть и с чужой помощью. Введение в практику осуществления примирительных процедур будет способствовать поддержанию конструктивного делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений. Как никогда сегодня актуальны слова, произнесенные Авраамом Линкольном: «Избегайте судиться. Убедите вашего соперника прийти к компромиссу. Обратите его внимание на то,что номинальная победа в суде – это часто реальное поражение в расходах и трате времени». Вступивший в действие с 1 января2011г. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»способствует развитию медиации в России, внося соответствующие изменения в действующее российское законодательство.

 




Информация о работе Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций