Основные нравственные принципы и категории этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 10:37, реферат

Описание работы

На самом деле это мнение является большой ошибкой. Большинство нравственных качеств, даже можно сказать все они, оказывают огромное воздействие на пребывание человека в этом мире. И даже больше, не только на отдельного человека, а на все человеческое общество. Если в обществе предается забвению мораль и пропадает ценность нравственности, то это общество начинает разлагаться и, в конце концов, погубит себя.

Содержание

Понятие нравственности 1

Совесть - форма нравственной самооценки 2

Роль морали в жизни человека и общества 3

Нравственность и мораль 4

Понятие этики 5

История этики 6

Категорий этики 7

Современное состояние этики 8

Направления и разделы этики 9

Работа содержит 1 файл

Основные нравственные принципы и категории этики.docx

— 22.68 Кб (Скачать)
 
 
 
 

                               РЕФЕРАТ  НА ТЕМУ 

    «ОСНОВНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ И  КАТЕГОРИИ  ЭТИКИ » 
     
     
     
     
     
     

                                                                                                 Выполнил: студент 1 курса

                                                                                      Юридического   факультета РГСУ

                                                                                       Ноздря Алексей Игоревич 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

Понятие нравственности 1

Совесть - форма нравственной самооценки 2

Роль морали в жизни человека и общества 3

Нравственность и  мораль 4

Понятие этики 5

История этики 6

Категорий этики 7

Современное состояние  этики 8

Направления и разделы  этики 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида

2. Совесть - форма  нравственной самооценки.  Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. 

 Совесть - категория  этики, характеризующая способность  человека осуществлять нравственный  самоконтроль, внутреннюю самооценку  с позиций соответствия своего  поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для  себя нравственные задачи и  требовать от себя их выполнения. 

 Совесть - субъективное  осознание личностью своего долга  и ответственности перед обществом,  другими людьми, выступающее как  долг и ответственность перед  самим собой . 

 Чувство совести  ограждает человека от дурного,  порочного, стимулирует благородство, ответственность - люди нередко  апеллируют к собственной совести  и к совести других, дают оценку  себе и другим, используя понятия  

 Роль совести  особенно важна, когда человек  находится перед моральным выбором,  а внешний контроль со стороны  общественного мнения или исключается,  или затруднен.

3 Слово «мораль» (от латинского mos, mores - нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами. 

Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она  согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что  вообще побуждает человека быть моральным.

Во-первых, это - традиции, обычаи, нравы, которые сложились  в данном обществе, в среде данного  класса, социальной группы. Формирующаяся  личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. 

Во-вторых, мораль опирается  на силу общественного мнения, которое  с помощью одобрения одних  поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с  одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком  своих обязанностей, неуклонного  соблюдения им моральных норм данного  общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали. 

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании  ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда  прочной основой морального поведения  личности становится совесть. 

Таким образом, я  могу сделать вывод, что для личностного  отношения к морали существенно  не только то, что от ее усвоения зависят  сам склад личности и поведение  человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.

  

     На  самом деле это мнение является  большой ошибкой. Большинство  нравственных качеств, даже можно  сказать все они, оказывают  огромное воздействие на пребывание  человека в этом мире. И даже  больше, не только на отдельного  человека, а на все человеческое  общество. Если в обществе предается  забвению мораль и пропадает  ценность нравственности, то это  общество начинает разлагаться  и, в конце концов, погубит себя. Если взглянуть на историю  человечества, то мы обнаружим  огромное количество примеров  того, как различные нации погибали  и исчезали. И одной из важнейших  причин их исчезновения является  забвение нравственности.

4 Нравственность и мораль

Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется, как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. 

Именно с нравственностью  связано различение добра и зла  при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны  с намеренностью некоторой свободной  воли. 

Нравственность и  мораль изучается специальной философской  дисциплиной — этикой.

5 Этика — (от др.-греч. — этос) философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. 

Термин этика иногда употребляется также для обозначения  системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

6  Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

В процессе развития этических теорий философы встретились  со значительными трудностями в  унификации терминологии, так как  в разных теориях объявлялись  базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро  и зло, смысл жизни и т. д.).

Более того, в силу того факта, что этика рассматривает  индивидуальную мораль, относящуюся  к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием  психологической защиты, блокирующей  критический анализ подсознательных  установок. 

Следует иметь в  виду, что исследования этики проводятся, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений  на этику в целом.

Одним из основных недостатков  современного положения этики как  науки является практически полное отсутствие методологически корректных объективных исследований этического мировоззрения.

7 Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

Так называемое «золотое правило этики» — «не делай  другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно  присутствует у Конфуция[3], встречается  в Мишне[4].

В процессе развития этических теорий философы встретились  со значительными трудностями в  унификации терминологии, так как  в разных теориях объявлялись  базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро  и зло, смысл жизни и т. д.).

Более того, в силу того факта, что этика рассматривает  индивидуальную мораль, относящуюся  к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием  психологической защиты, блокирующей  критический анализ подсознательных  установок. 

Особенности религиозных  этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно  объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как  система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.

Следует иметь в  виду, что исследования этики проводятся, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений  на этику в целом.

Одним из основных недостатков  современного положения этики как  науки является практически полное отсутствие методологически корректных объективных исследований этического мировоззрения.

Категории этики  – это основные понятия этической  науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. 

Категории этики  – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат  теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в  сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы. 

При всем разнообразии подходов к определению системы  этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в  теоретическом и практическом отношении  категории: 

– добро и зло;

– благо;

– справедливость;

– долг;

– совесть;

– ответственность; 

Добро и зло –  наиболее общие формы моральной  оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. 

Добро – категория  этики, объединяющая все, имеющее положительное  нравственное значение, отвечающее требованиям  нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Справедливость в  обществе понимается в различных  аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием

Долг – категория  этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению  к ним в конкретных условиях.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть –  самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. 

Совесть – категория  этики, характеризующая способность  человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций  соответствия своего поведения требованиям  нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. 

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга  и ответственности перед обществом, другими людьми.

Ответственность –  категория этики, характеризующая  личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному  долгу, рассматриваемого с позиций  возможностей личности. 

Информация о работе Основные нравственные принципы и категории этики