Профессиональная этика и ее основные категории

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:07, реферат

Описание работы

Этика — это учение о морали, совокупности принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. В основе возникновения и развития морали лежит потребность объединения людей для совместной трудовой деятельности.

Профессиональная этика — это совокупность нравственных норм, понятий, суждений и оценок способов поведения, характерных для представителей определенных групп общества, обусловленных их принадлежностью к данной профессии.

Когда в человеческой истории возникли первые профессии? Более трех тысяч лет назад возникла система профессионального разделения труда. В Древнем Египте, например, все работники разделялись на две крупные категории — «мастера» и «люди». «Мастера» — это рисовальщики, резчики, скульпторы, лекари и т.д. Часть людей выполняли вспомогательную работу (дровосеки, водоносы, медики), а другие составляли когорту «администраторов» (кладовщики, привратники, надзиратели), обслуживающий персонал (садовники, прачечники, пивовары, кондитеры и т.д.). Особую категорию составляли

Работа содержит 1 файл

Профессиональная этика и её основные категории.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Профессиональная  этика и её основные категории. 

Этика — это учение о морали, совокупности принципов  и норм поведения людей по отношению  друг к другу и к обществу. В  основе возникновения и развития морали лежит потребность объединения  людей для совместной трудовой деятельности. 

Профессиональная  этика — это совокупность нравственных норм, понятий, суждений и оценок способов поведения, характерных для представителей определенных групп общества, обусловленных  их принадлежностью к данной профессии. 

Когда в человеческой истории возникли первые профессии? Более трех тысяч лет назад возникла система профессионального разделения труда. В Древнем Египте, например, все работники разделялись на две крупные категории — «мастера» и «люди». «Мастера» — это рисовальщики, резчики, скульпторы, лекари и т.д. Часть людей выполняли вспомогательную работу (дровосеки, водоносы, медики), а другие составляли когорту «администраторов» (кладовщики, привратники, надзиратели), обслуживающий персонал (садовники, прачечники, пивовары, кондитеры и т.д.). Особую категорию составляли 

жрецы, в руках  которых находились образование, наука, искусство, медицина. Регулировали отношения  судьи. 

В эпоху феодализма особо четко проявилось разделение труда, и возникли кодексы поведения, профессиональные уставы цехов, гильдий, монахов, рыцарей. Профессиональные требования складывались с глубокой древности — клятва Гиппократа, сочинения Галена, Авиценны определяли требования к профессии врача. В 1716 г. появилась книга Жака де Кальера «О способах вести переговоры с государями». Она определяла требования к дипломату, а также правила его поведения. Нравственные требования к профессии учителя были сформулированы Львовским и Луцким братствами (XVI — XVII вв.). 

Наиболее древними производственными объединениями были гильдии купцов, занимавшихся внешней торговлей. Вступая в гильдию, купец давал клятву помогать друг другу, защищать друг друга, соблюдать все постановления гильдии, вместе «радость и горе делить». Одной из главных обязанностей члена гильдии было не нарушать нравственно-экономического кредита гильдии в глазах потребителей, чтобы заключение торговых сделок проходило вполне «добросовестно и законно». У русских купцов не нарушались купеческое слово (сделки заключались без письменных контрактов), христианская нравственность, исторически известная благотворительность . 

Интересы общества выступают в профессиональной этике  в форме требования, обязанности  выполнения личностью общественных целей, задач и пр. Но поскольку  у каждой личности свои интересы, убеждения, чувства, желания, то осуществить их возможно в сфере труда в строго определенных условиях данного предприятия. Поведение личности оценивается как нравственное, если в нем выражается сознательное, добровольное следование интересам общества при осуществлении личных интересов в рамках своей профессии. Существуют общие нравственные требования к поведению человека — представителей той или иной профессии, например, для представителей законода- 

тельной профессии  — это максимальная справедливость, неукоснительная верность духу закона, объективность, стремление к истине. 

Следование нормам профессиональной этики содействует  трудовой деятельности, регулирует взаимоотношения  руководителей и подчиненных, партнеров  по деловым отношениям, обслуживающих  и обслуживаемых в системе «человек — человек» (медицинских, педагогических, юридических, торговых учреждениях и т.д.). 

Основными категориями  этики являются основополагающие понятия, отражающие нравственные ценности общества. В состав основных категорий этики  включают добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. 

Добро и зло —  основные понятия морального сознания личности. С помощью этих понятий  оцениваются поступки человека и  вся его деятельность. Добро —  все то, что несет благо человеку. Зло — всякое препятствие на пути развития общества и личности, все то, что деформирует общественные отношения. 

Долг означает моральную  необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований личностью при исполнении своих  обязанностей (виды долга: семейный, супружеский, родительский, гражданский, патриотический, воинский и т.д.). 

Совесть — способность  личности осуществлять нравственный самоконтроль за своим поведением, оценивать свои мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами. 

Совесть — внутренний нравственный «судья» человека, который  предостерегает его от поступков, причиняющих  неприятности окружающим. Наиболее распространенное проявление совести — раскаяние  и стыд. 

Можно жить безмятежно, условясь Зло считать для удобства добром, Но что делать тому, чья совесть Все нежданно поставит ребром? 

Что тут делать, когда  в человеке О приходе своем  возвестит, Пусть случайно, пусть  в кои-то веки, Словно трубы архангелов, стыд? 

Е. Винокуров. Совесть 

Для коммерсанта наличие совести — одно из условий профессиональной пригодности. 

Честь — это осознание  человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии. В категории  «честь» отражается стремление человека сохранить свою репутацию, свое доброе имя. Честь — это и общественная оценка человека, и мера уважения со стороны окружающих. В стремлении честно выполнить свои профессиональные обязанности и находит выражение честь работника. 

Невыдуманные рассказы: 

Эту историю рассказала женщина, пережившая в годы войны ленинградскую блокаду. Она заведовала булочной и однажды со своей сотрудницей, впрягшись в небольшие сани, они еле-еле везли из пекарни в булочную тот страшный блокадный хлеб. От голода у них кружилась голова. Они падали в снег, вставали и снова падали, но ни одна из них не подумала даже отщипнуть хотя бы крошку от такой близкой к рукам буханки. Они знали — их ждут с ночи голодные люди. И вдруг раздался оглушительный грохот. Совсем недалеко разорвался вражеский снаряд. Хлеб разметало. Волна отбросила от саней и женщин. Когда они очнулись, то увидели, как люди бережно собирали и складывалив сани те бесценные буханки жизни. Заведующая булочной, придя в себя, пересчитала их. Ни одна не пропала. 

Когда спустя сорок  лет на одной из встреч ветеранов войны женщине задали вопрос: «Неужели так никто и не взял ни кусочка хлеба, ведь умирали от голода?» — онаудивленно посмотрела и не без гордости сказала: «И для голодных, пусть даже умирающих, честь была превыше всего.» 

Честь и совесть — мы часто произносим эти одухотворенные, наполненные глубоким благородным смыслом слова, не задумываясь порой, что они означают. Вот как толкуют 

их словари русского языка. Честь — достойные уважения и гордости моральные качества и  этические принципы личности. Это почет и уважение, которые ей воздаются. Не менее значимо и слово «совесть». Оно характеризуется как чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. Как видим, понятия этих двух слов — честь и совесть очень емкие, и о них надо всегда помнить, как помним имя свое. 

А теперь оторвемся  от книжных страниц, оглянемся вокруг себя и подумаем вот о чем: всегда ли, везде и во всем поступает  каждый из нас так, как велят законы чести и совести? Все ли мы придерживаемся этих простых истин на работе, дома, в общении с коллегами, в отношениях с окружающими? Отношение друг к другу, к своей профессии — главный показатель совести и чести. Такова, скажем, честь мастера, дорожащего своим добрым именем и не позволяющего себе исполнить свою работу плохо. 

Но только ли по трудовым делам можно судить о чести  и совести человека? А разве  не об этих высоких нравственных качествах  заботится тот, кто дал слово, обещание и выполнил его в срок? Разве не о чести идет речь, когда человек отстаивает свою правоту, встает на защиту справедливости, доброго имени, не идет на компромиссы и сделки со своей совестью? Разве не делает чести человеку, если он умеет извиниться, честно признать свои ошибки? И если вы не подали руку подлецу, кляузнику, лжецу, взяточнику, если не сели за стол с дельцом, воротилой, хапугой, вором, это тоже дело совести и чести. Порядочность, скромность, доброжелательность, бережливость, воспитанность — это все выражения многогранных этических категорий чести и совести. Чем строже человек будет руководствоваться законами чести и совести, тем лучше для дела, которому он служит. 

Честь и совесть  всегда и во всех делах и контактах  стоят на первом месте. 

Мы живем, умереть  не готовясь, 

Забываем поэтому  стыд, 

Но мадонной невидимой совесть 

На любых перекрестках стоит. И бредут ее дети и внуки  При бродяжьей клюке и суме — Муки совести — страшные, муки На бессовестной к стольким земле. 

Е. Евтушенко. Муки совести 

Достоинство — форма  индивидуальной самооценки, осознания своей личной значимости. В категории «достоинство» находит свое выражение потребность человека в уважении со стороны окружающих. Коммерсант, имеющий чувство собственного достоинства, всегда бережно относится к достоинству своих покупателей. 

Смысл жизни заключается в созидательном труде и реализации своих духовных и физических возможностей. 

Счастье — это  состояние наибольшей моральной  удовлетворенности жизнью, ощущение ее полноты и осмысленности. Нравственное поведение — результат добровольного  следования нравственным требованиям. Через систему нравственных требований общество как бы программирует поведение людей, придает ему определенную направленность. 

Простейшая форма  нравственного требования — моральная  норма. Нормы существуют в виде различных  предписаний и запретов, распространяющихся на поведение любого человека. Главные их черты — безличность и повелительность: все люди должны или не должны поступать определенным образом. Под нормами понимают такие предписания, которые регулируют какую-то отдельную сторону поведения людей («не завидуй», «заботься о родителях», «будь скромным» и т. д.). 

Принципы — это  общие нравственные требования, руководящее  начало в поведении человека. 

В профессиональной деятельности коммерсанта ведущими являются следующие принципы: 

• Патриотизм — любовь к своему отечеству, стремление содействовать  его процветанию, утверждение истинности и справедливости общественных отношений. 

•  Гуманизм (в  переводе с латинского «человечность») — принцип нравственности, в основе которого лежит убеждение в безграничных возможностях человека, его способности к совершенствованию, его праве на счастье. Быть гуманистом — значит уважать и любить людей, бороться против всего, что мешает им жить счастливо. 

• Забота об общественной и частной собственности. Этот принцип предписывает коммерсанту уважать и охранять- на основе законодательства неприкосновенность общественной и частной собственности как основ правового государства, быть непримиримым в борьбе с расхитителями общественного достояния и теми, кто посягнул на собственность личности как общественного субъекта различными противозаконными действиями (хищение, обман, воровство — в предприятиях торговли). 

•   Добросовестное отношение к труду. Выражается в  строгом исполнении служебных обязанностей и соблюдении порядка работы предприятия. Этот принцип требует от коммерсанта развития деловых качеств и повышения компетенции. А для этого нужно постоянно обогащать свои знания, совершенствовать опыт. Добросовестное отношение к труду предполагает инициативность, ответственность за выполняемое дело. 

Достигнуть подобного  отношения к делу коммерсанту  можно лишь при упорстве и настойчивости  в овладении выбранной профессией.

Информация о работе Профессиональная этика и ее основные категории