Профессиональная Этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:46, лекция

Описание работы

Этика как система знаний: предмет, круг проблем, цели и задачи.
Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить.

Работа содержит 1 файл

Л1.docx

— 934.00 Кб (Скачать)

Основные положения

Этика

Этика как система  знаний: предмет, круг проблем, цели и  задачи.

Этика — философское  учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой  – Добро и Зло. Этика дает ответ  на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:

      • наука нормативная;

      • учение о нравственности;

      • система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;

      • способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;

      • «социальный регулятор» поведения  и отношений между людьми.

Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее  направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим  собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика  помогает человеку не потерять себя, не растеряться. "Этика – искусство  жить без печали".

Круг проблем  этики

Этика изучает  генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни  общества; выявляет механизмы нравственного  регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Рассматривает структуру нравственного  сознания общества и личности, анализирует  содержание и смысл таких категорий, как благо, добро, зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье  и смысл жизни.… Т.о. этика выступает  не только как теория морали, изучающая  сущность, специфику морали, но и  человека как морального субъекта.

Цель этики 

По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку.

Задачи

По Аристотелю главной задачей этики является исследование человеческих отношений  в их наиболее совершенной форме. Основные задачи: Теоретическое описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы… Дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем". Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни".

Постепенно в  этике сформировалось два рода проблем:

      • Как должен поступать человек (нормативная  этика)

      • Собственно теоретические вопросы  гносеологического аспекта, о сущности морали, ее происхождении (метаэтика). Метаэтика – "чистая философия" морали. Добро и зло исследуются на абстрактном, теоретическом уровне, без соприкосновения с практикой.

      • Этика как наука не является ни метатеорией, ни чистой нормативной. Это  не математика и логика. Слишком  ее предмет связан с жизнью. Этика  должна и научить, и воспитать, и  обосновать теоретически.   

Источник <http://www.abccba.ru/index.php>  

Основные положения

Этимология и  генезис терминов "этика", "мораль", "нравственность"

Термины "этика", "мораль", "нравственность" близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.

Древнегреческое слово «ēthika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать относительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знаний, которая    изучает      человеческие добродетели. Все этические учения    прошлого    и    настоящего      имеют своей     целью       рациональное      обоснование    морали, выявление   ее   общего, сущностного значения, выраженного в системе законов, ценностей, принципов, категорий.

Слово "этика" происходит от греческого ēthos – нрав, логово, дом, характер, темперамент, обычай. У Гомера слово ēthos обозначает местопребывание, совместное проживание. У Гераклита этим словом обозначено "образ жизни", образец. Он употребляет этот термин говоря об этосе человека, отталкиваясь от понимания ēthos как характера (темперамента).

В 4 веке до на н.э. Аристотель термином ēthos обозначил добродетели человека проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а "этикой" –– науку об этих качествах.

Этика – теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а так же область  знаний о них.

Аристотель посвятил новой науки такие труды, как "Никомахова," "Эвдемова этика", "Большая этика" – извлечение из двух предыдущих.

Слово "мораль" – латинского происхождения. Оно  образованно от латинского слова  mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

Русское слово "нравственность" происходит от корня "нрав". И впервые  оно фиксируется в "словаре  Академии Российской" (СПб 1793 г.) и  употреблялось наряду со словами "этика" и мораль" как их синонимы.

Со временем они приобрели некоторые смысловые  оттенки, отличающие их друг от друга. Под нравственностью и моралью  понимают принципы, ценности, нормы, определяющие человеческое поведение. Этикой же называют как сами эти принципы (например, "педагогическая этика"), так и  науку о них, т.е. науку о морали (нравственности).

Слово "нравственность" обычно не употребляется там, где  речь идет о негативной оценке поведения, а слово "мораль" более нейтрально по отношению к такой оценке: можно  сказать "человеконенавистническая мораль фашизма", но не "человеконенавистническая нравственность". Некоторые авторы предлагают понимать под моралью  нормы, а под нравственностью –– степень их соблюдения. Однако такое различие не стало общепринятым.

В практике словоупотребления  этих слов практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти  всегда можно уловить по контексту).

Этика имеет  нормативный характер. Мораль предмет  изучения этики. Мораль проявляет себя в тонких человеческих взаимоотношениях. Мораль –– это реальность. Этика и мораль –– это не одно и тоже.

Этика не только учение о морали, но и часть самой  морали.

Мораль –  форма общественного сознания, вид  человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции  поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем  поведении.

Мораль –  это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла.  

Источник <http://www.abccba.ru/abc16.php>  

Основные положения

Антиномические  свойства морали.

      1. Антиномия объективного и субъективного.

            ○ а) Нравственные требования имеют объективное значение независимо от субъективных вкусов.

            ○ б) Моральные требования отражают субъективную позицию, обязательно  чья-то позиция.

            ○ в) Безличность  морального требования. Требование не исходит от кого-то. Моральный закон  выступает в виде абстрактного требования.

      2. Антиномия всеобщего и особенного.

            ○ а) С одной стороны  мораль выступает в виде конкретной нравственной системы.

            ○ б) С другой стороны  нравственная позиция формулируется  в универсальной форме. Нравственному  закону присуща универсальность  и уникальность.

      3. Антиномия практической целесообразности  и моральной ценности.

            ○ а) Мораль имеет  практическое значение (польза).

            ○ б) Мораль далеко не всегда содержит пользу. Добродетель  нередко бывает наказуема.

            ○ в) Бескорыстие  морального мотива. Польза в морали не прагматична. Мораль говорит о  должном.

      4. Антиномия общественного и личного.

            ○ а) Подчинение средним  социальным нормам.

            ○ б) Отдельная личность с высоко развитыми нравственными идеалами находится в несоглашательстве с обществом. С позиций нравственности она выступает не в качестве представителя социальной среды, в качестве носителя общечеловеческих ценностей.

      5. Антиномия причинности и свободы. 

            ○ а) Моральное поведение  имеет свои причины.

            ○ б) Моральный человек  готов пойти в разрез логике, привычке (автономно, свободно). Подлинная причина  отдельных поступков – свобода. 

Источник <http://www.abccba.ru/abc17.php>  

Информация о работе Профессиональная Этика