Профессиональная этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:50, курс лекций

Описание работы

Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.
Профессиональная этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.

Содержание

Анализ понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
Задачи педагогической этики.
Принципы педагогической этики.

Работа содержит 1 файл

Профессиональная этика.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ. 

    1. Анализ  понятий: этика, профессиональная этика, педагогическая мораль.
    2. Возникновение педагогической этики и её развитие как науки.
    3. Задачи педагогической этики.
    4. Принципы педагогической этики.
 

   1.1. Диплом, дающий право преподавать, учить, воспитывать, формировать, переориентировать хрупкие души учеников обязывает соблюдать принципы этики и нормы морали, объективно вытекающие из сущности труда учителя.

   Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания; как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека; как специфическое явление общественной жизни.

   Профессиональная  этика – это наука о соблюдении моральных принципов и норм поведения при выполнении служебного долга.

   (Различают  несколько разновидностей этики,  указывающих на сферу их применения: врачебную, научную, педагогическую, управленческую, и т. д. Нас  же интересует педагогическая  этика, как раздел этической  науки.)

   Педагогическая  этика как разновидность профессиональной этики является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали. В частности выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов этических категорий.

   Педагогическая  этика также изучает характер нравственной деятельности учителя  и нравственных отношений в профессиональной среде. Данная наука разрабатывает  основы педагогического этикета, представляющего  собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

   Педагогическая  мораль – это система общих и частных норм, регулирующих поведение педагога. Разделами педагогической морали являются духовная деятельность педагога, а также нравственные аспекты отношений между учителями и учениками.

   Педагогическая  мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю  в его отношениях: к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса

   Необходимо  также проанализировать сущность общих  и частных норм педагогической морали, регулирующих поведение учителя.

   Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и предъявляет наиболее широкие требования в отношении учителя к педагогическому труду, к учащимся и их родителям, к коллегам, что даёт общее направление поведению педагога.

   Частная норма педагогической морали обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.

   Важнейшее условие положительного воздействия  педагога на воспитуемого состоит в  сочетании разумной требовательности и доверия к ученику. Взаимодействие учителя с ученическим коллективом, должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении, уважении чувства собственного достоинства воспитанника.

   Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.

   1.2. Мораль первобытного общества складывалась и развивалась в условиях жестокой борьбы человека с природой, когда разрознённость действий людей была гибельной для них. Нарушение индивидом норм и запретов жестоко каралось.

   С возникновением классового общества, основанного на частной собственности, мораль приобрела классовый характер.

   Во  все времена осуждалось убийство, воровство, жестокость, трусость. Человеку предписывалось говорить правду, быть смелым, скромным, честным и т. д. Хотя в различные исторические эпохи социальный смысл этих понятий изменялся, моральное же содержание их сохранялось примерно одинаковым.

   Истоки  педагогической этики.

   Элементы педагогической этики мы находим в учениях древних философов и педагогов, пытавшихся осмыслить специфические проблемы педагогической морали. Её зарождение связано с появлением профессиональной педагогической деятельности.

   Известно, что история развития человеческого общества представляет собой не только смену общественно-экономических формаций, но и непрерывную смену людских поколений, каждое из которых, придя к жизни, застаёт определённый уровень материальных и духовных богатств, созданных предшественниками в течение многих тысячелетий.

   Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к  жизни систему школьного образования  и породила особый вид общественно  необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

   В восточной и античной мысли этика  как наука была слита воедино  с философией. Её характер был преимущественно  практического нравоучения. В особую дисциплину этика была выделена древнегреческим  философом Аристотелем. Он ввёл и сам термин. Аристотель поместил эту дисциплину между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). С точки зрения Аристотеля цель этики заключалась в формировании добродетельного гражданина государства.

   Впоследствии  Философия разделилась на самостоятельные науки: Логика, Физика, Этика. До эпохи Возрождения под этикой понималась наука о природе человека, о причинах и целях его действий вообще. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие в трудах педагогов Ш. Монтеня, Я. А. Коменского, Дж. Локка.

    (Монтень Ш. призывал обращать  внимание на личностные качества  наставника, учитывать «душевные  склонности ребёнка», не требовать  беспрекословного принятия идей  учителя учеником. Коменский Я.  А. делал акцент на доброжелательном  отношении педагога к ученикам, критиковал формально-показное выполнение учительских обязанностей. Локк Дж. Уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя.)

   Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формировали  требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические  концепции, считая движущей силой прогресса  просвещение, науку и разум. Как  полагал Ж. Ж. Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и, в нравственном отношении стоять выше общества. И Песталоцци считал, что истинный педагог должен в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества.

   Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими Просветителями. А. Добролюбов доказывал, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

   Позже разработкой проблем профессиональной этики мы находим у В. А. Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что  обучение – это, прежде всего, живые человеческие отношения между педагогом и детьми. И в наше время значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как: Э. А. Гришиным. Я. Котигером, В. И. и И. Я. Писаренко, В. Н. и И. И. Чернокозовыми, Я. Г. Якубсоном, и др. Разработкой теоретических аспектов педагогической этики занимались и занимаются также учёные Молдовы и Румынии: Е. Золотарёва, Л. Кузнецов, В. Михок, В. Мындыкану др.

   1.3. Задачи педагогической этики вытекают из специфики профессии педагога. Совокупность нравственных норм, регулирующих исполнение профессиональных обязанностей, исходит из диктуемых обществом задач.

   Основными задачами педагогической этики являются:

  1. раскрытие специфики педагогической морали;
  2. выявление особенностей организации нравственной деятельности и характера нравственных взаимоотношений учителей с учащимися;
  3. разработка этических проблем педагогической деятельности;
  4. обоснование требований к нравственному поведению учителя;
  5. раскрытие содержания нравственного идеала;
  6. исследование проблем общечеловеческой морали и отражение её принципов в нормах педагогической морали, воздействие её на формирование нравственной внутренней мотивации в процессе педагогической деятельности.

   Характерной особенностью нравственной педагогической деятельности является то, что она  подразделяется на несколько составляющих его компонентов:

   - блок внутренних процессов;

   - блок внешних процессов.

   Внутренний  компонент состоит в формировании морального облика педагога как такового в процессе его подготовки и самоподготовки. И результат его выявляется лишь при общении с учениками, родителями, коллегами и социальным окружением в целом.

   Внешний блок характерен тем, что сокровища  духовные и передаются от души учителя к душе его питомцев. Педагог передаёт знания и личным примером заражает учеников желанием овладеть ими, а суммой знаний и примером вместе взятыми зажигает факел любознательности на всю их последующую жизнь.

   Одной из проблем педагогической этики как науки является разработка научных основ для практической сферы. Мерилом требовательности к этичности педагогического облика выступает целый ряд показателей:

   - диктат общества;

   - специфика профессии;

   - своеобразие духовной деятельности.

   Общественный  уклад заказывает нормы поведения  учителя при условиях взаимосвязи  поколений. Это выражается в регламентации  внешних атрибутов поведения  и внутренних норм морали. Различают, к примеру, демократические и  недемократические принципы, элитарные и массовые нормы и правила, гуманные и антигуманные заповеди.

   Нравственный  идеал – это наследие из лучших нравственных норм прошлого. Нормы  и правила систематизируются  и обобщаются непрерывно, продолжая  этот процесс в настоящем и  не завершая его и в будущем.

   1.4. Совокупность основополагающих требований, регулирующих нравственную деятельность и отношения между учителями и учащимися, составляет суть важнейших принципов педагогической морали: гуманизма, демократизма, оптимизма, толерантности, позитивизма.

   Принцип гуманизма предполагает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья личности, свободного его развития. Он требует:

  • проявления уважения и любви к личности ученика;
  • защиту его прав и свобод;
  • принятия во внимание мнения ученика, его позиции даже тогда, когда он не желает выполнять требования учителя;
  • защита его чести и достоинства;
  • принятия ученика таковым, каким он есть, сохраняя его неповторимый облик;
  • отказ от физического и психологического насилия при развитии потенциала ученика.

   Принцип гуманизма реализуется посредством создания таких условий, которые смогут удовлетворить любым образовательным запросам различного контингента учащихся без ущемления их прав на отказ желанию учителя сформировать в них те качества, которые противоречат их убеждениям (религиозным, ценностным и др.).

   Принцип демократизма предполагает следующие правила:

  • признание всех участников воспитательного процесса равноправными партнёрами;
  • поощрение и поддержка детской инициативы, их самостоятельности суждений и деяний.

   Принцип оптимизма в воспитательно-образовательном процессе трактуется как общий настрой на радостное, доброе, справедливое мировосприятие. Оно, безусловно, помогает принимать знания о вещах и явлениях окружающего мира через призму взгляда обучающего более легко и свободно, без мрачности и безысходности.

   Так как прогресс в обучении, как и  в жизни, идёт по возрастающей: от несовершенного к совершенному и к идеальному, а далее с новым циклом от начала. Совершенство в обучении также является отражением разрешённых противоречий. Высшей успеваемости, как и высшей конечной фазы развития не существует.

   Принцип толерантности требует соблюдения основополагающих правил, согласно которым каждый член педагогического коллектива, каждый работник учебного заведения, каждый родитель в общении с ребёнком обязан:

Информация о работе Профессиональная этика