Профессионально-этические основы социальной работы в пенитенциарной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 07:19, курсовая работа

Описание работы

Цель. Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) Проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) Проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ.
4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ………………………………8
1.1 Характеристика современной Российской пенитенциарной системы……………………………………………………………………8
1.2 Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере………………………………….12
1.3 Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере………………………………………………….16
1.4 Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ………………………………………………………...20
2 Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной системе……………………………...………………..23
2.1 Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………………………………………….……………….23
2.2 Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………………………........................27
Заключение……………………………………………………………………....34
Список использованных источников и литературы…………………….….....36
Приложения……………………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая ПЭОСР.docx

— 81.70 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской федерации

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Комсомольский-на-Амуре  государственный

     технический университет»

     Факультет социальный

     Кафедра «Социальная работа» 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «Профессионально-этические  основы социальной работы»

     Тема: «Профессионально-этические основы социальной работы в пенитенциарной системе» 
 
 
 
 
 

     Студент группы 8СР                                                         Коновалова И.Е.

     Преподаватель                                                                        Цевелева И.В.

     Рецензент                                                                              Шульгина М.С. 
 
 

     Комсомольск-на-Амуре

     2010

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ………………………………8
    1. Характеристика современной Российской пенитенциарной системы……………………………………………………………………8
    2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере………………………………….12
    3. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере………………………………………………….16
    4. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ………………………………………………………...20
  2. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной системе……………………………...………………..23
    1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………………………………………….……………….23
    2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………………………........................27
 

Заключение……………………………………………………………………....34

Список  использованных источников и литературы…………………….….....36

Приложения……………………………………………………………………...37 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность. В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.

     На  фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано  увеличение насильственных преступлений против личности.1

     На  данный момент ежегодно совершается  от 2 до 3 млн. преступлений.

     Увеличение  преступности в России явилось неприятной неожиданностью для демократических  сил, пришедших к власти. Социальные изменения, которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения. Те, кто не преуспел в приспособлении к новой ситуации, пополняют группы маргиналов, криминальная активность которых выше чем в других группах, а наше современное Российское общество практически полностью состоит из маргинальных групп. На этом фоне Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников. Об этом наглядно свидетельствует статистика. Так с 1976 по 1993 год, преступность возросла на 239 % .2

     Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 – 1995 гг. составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил новое преступление, отбывая наказание.3

     Тюрьмы  и колонии переполнены, они являются рассадниками различных «социальных» болезней. За последние пять лет уровень заболеваемости открытой формой туберкулеза в Исправительно-трудовых учреждениях (далее ИТУ) увеличился в шесть раз.

     Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала  ИТУ. Действующая пенитенциарная основана именно на приоритете наказания и  репрессивных мер по отношению к  осужденным. Ориентация карательной  системы на преимущественное лишение  свободы привела к кризису  пенитенциарной системы. Для решения  данной проблемы и преодоления кризиса  пенитенциарной системы следует  усовершенствовать структуру исправительной системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория социальной работы находится на этапе становления. Без преодоления отмеченной «теоретической недостаточности» наладить эффективную работу пенитенциарной системы ориентированной на перевоспитание преступивших закон и становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно.

     Проблема. Поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе.

     Объект. Пенитенциарная система Российской Федерации.

     Предмет. Сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными.

     Цель. Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ

     Задачи:

     1) Выявить основные теоретические  подходы к построению деятельности  социального работника в пенитенциарной  системе РФ.

     2) Проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ.

     3) Проанализировать основные принципы  социальной работы в пенитенциарной  системе РФ.

     4) Определить наиболее эффективные,  гуманистически-ориентированные, методы  социальной работы с осужденными.

     Гипотеза. Нравственно-гуманистические принципы на современном на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в Отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.

     Анализ  литературы. Проблемы социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной литературе разработаны в недостаточной степени.

     В большей или меньшей степени  вопросы по данной теме разработаны  лишь в литературе по смежным дисциплинам.

     Литературу  имеющую отношение к проблеме социальной работы в пенитенциарной сфере условно можно разделить  на семь групп:

     Авторы  первой исследуют теоретические  аспекты криминологии. Это исследования А.И. Алексеева, Г.А. Аванесова, В.К. Дуюнова, В.Н. Кудрявцева, Г.С. Кудрявцева, И.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева, Г.Й. Шнайдера, Г.Ф. Хохрякова и др.

     Вторую  группу составляют работы посвященные  исследованиям преступности как  одной из форм девиантного поведения. Это исследования А.В. Борбай, Б.М. Голубцова, А.И. Ковалевой, Я.И. Гилинского, И.Б. Михайловского, В.В. Панкратова, Г.В. Антонова и др.

     В третью группу входят работы о структуре  и деятельности пенитенциарных систем. К данной группе относятся работы А.И. Зубкова, В.В. Филипова, Л.И. Беляевой и др.

     В четвертой группе рассматриваются  вопросы, касающиеся проблем пенитенциарной социологии. К их числу относятся  работы в основном Ю.А. Алферова.

     Пятая группа состоит из работ посвященных  пенитенциарной психологии. Это работы Г.А. Аминева, А.В. Пищелко, В.И. Белослудцева и др.

     Шестую  группу образуют работы, в которых  раскрываются проблемы пенитенциарного  права. Данный круг проблем представлен  в работах Ф.С. Бражника, С.И. Дементьева, П.Г. Мищенкова, А.А. Игнатьева, В.А. Уткина, В.А. Фефелова и др.

     В седьмой группе авторы рассматривают  вопросы, касающиеся методов обращения  с осужденными. Это прежде всего  исследования А.Н. Пастушенной, В.Г. Стуканова, Г.Й. Шнайдера и др.

     Особо важными в методологическом плане  для данной работы оказались работы В.С. Кудрявцева и Г.С. Кудрявцева в  которых достаточно глубоко отражены вопросы о личности преступника  и становлении его “преступной  карьеры”. А также работы Ю.А. Алферова, Г.А. Аминева посвященные проблемам  пенитенциарной социологии и психологии. При определении и выявлении  методов обращения с осужденными  наиболее актуальными и отвечающими  задачам данной работы нам показались работы Белорусских авторов А.Н. Пастушенной и В.Г. Стуканова, а также монография немецкого криминолога Г.Й. Шнайдера.

     В целом, на основе выполненного анализа, можно утверждать, что специальная  литература по теории и методике пенитенциарной социальной работы на сегодняшний день в отечественной науке практически  отсутствует. И если в нескольких учебниках по теории социальной работы существуют данные о пенитенциарной социальной работе, то они, как правило, приведены лишь в разделах описывающих  формы девиантного поведения. И  касаются они, в основном, вопросов деятельности социальных работников только по отношению к несовершеннолетним преступникам в рамках пенитенциарных учреждений ориентирующихся именно на этот контингент осужденных.

     В основном всю информацию по данной проблеме приходилось черпать из источников по смежным дисциплинам. Это пенитенциарная психология, социология, криминология, правоведение (Уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, уголовное  право). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ
 
 

       1.1 Характеристика современной Российской пенитенциарной системы 

     Для наиболее эффективного анализа функций, принципов и методов деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ необходимо дать характеристику современной Российской пенитенциарной системы.

     В системе пенитенциарных учреждений РФ на 1998г. находилось 742 исправительно-трудовые колонии, 61 воспитательно-трудовая колония, 413 тюрем и 191 следственный изолятор, в которых в общей сложности  находилось на 1 июля 1998г. 1017814 человек.4 Видами исправительных учреждений являются:

     Исправительные  и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении некоторых осужденных. Исправительные учреждения являются органами государства входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных.

Информация о работе Профессионально-этические основы социальной работы в пенитенциарной системе