Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность и типология

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:51, лекция

Описание работы

Базисные ценности социальной работы – это те ценности, которые являются ее глубинным основанием. Они выступают в качестве терминальных ценностей («ценности-цели»), которые должны быть реализованы в практической деятельности социальных работников. Определяя эти ценности, будем исходить из того, что социальная работа принадлежит к тем видам профессиональной деятельности, которые существенным образом влияют на судьбу и благополучие людей.

Содержание

Человек и общество как базисные ценности социальной работы.
Общечеловеческие ценности профессиональной социальной работы.
Специфически-профессиональные ценности социальной работы.
Идеал и его функции в социальной работе.

Работа содержит 1 файл

Лекция 2 (4ч.).doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Тема 2. Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность и типология (4 часа) 

      
  1. Человек и  общество как базисные ценности социальной работы.
  2. Общечеловеческие ценности профессиональной социальной работы.
  3. Специфически-профессиональные ценности социальной работы.
  4. Идеал и его функции в социальной работе.
 

Литература

  1. Медведева,  Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы / Г.П. Медведева. – М., 2002. – С. 42-85.
  2. Фирсов, М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы // М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М., 2001. – С. 76-101.

 

1.Человек и общество как базисные ценности социальной работы

    (метауровень) 

      Базисные ценности социальной работы – это те ценности, которые являются ее глубинным основанием. Они выступают в качестве терминальных ценностей («ценности-цели»), которые должны быть реализованы в практической деятельности социальных работников. Определяя эти ценности, будем исходить из того, что социальная работа принадлежит к тем видам профессиональной деятельности, которые существенным образом влияют на судьбу и благополучие людей.

      Таким образом, человек – это причина и следствие социальной работы, объект и субъект, средство осуществления и результат данной деятельности. Поэтому человек есть базисная ценность социальной работы, а необходимость реализации этой ценности обусловливает место и роль, цели и задачи, содержание и формы данной профессиональной деятельности.

      Однако  человек, находящийся в сложной жизненной ситуации, нуждается в особой защите, заботе, даже если общество не может рассчитывать на то, что данный индивид впоследствии возместит затраченные на него ресурсы. К жизненным проблемам можно отнести любые затруднения, противоречия в жизни человека, которые не решаются привычными для него способами и требуют поиска новых путей, методов и средств. При этом человеку важно выйти из данного состояния, чтобы обрести равновесие с самим собой и с окружающим его миром. Помимо сострадания и желания помочь для оказания помощи такому человеку нередко требуются специальные знания, информация, ресурсы, навыки, которыми ни он сам, ни его окружение не располагают. Данное обстоятельство привело к оформлению в нашей стране в начале 90-х годов ХХ в. социальной работы как профессионального вида деятельности.

      Однако  неразумно стремиться полностью  освободить человека от его жизненных проблем, решать их вместо него («Падающего – толкни»: Ф. Ницше). Причинами неспособности людей решать свои проблемы могут быть:

    1. отсутствие мотивации для работы с собственными проблемами;
    2. неспособность (физическая и умственная);
    3. отсутствие возможностей.

      В связи с этим задачами социальной работы являются:

1) усиление мотивации клиента с помощью «Я-поддерживащих» мероприятий, освобождение его энергии для осуществления изменений;

2) усиление – ментально, эмоционально и физически – способности клиента решать свои проблемы;

3) предоставление клиенту ресурсов, необходимых для решения его проблем. 

      Поскольку вне общества (которое состоит  из людей) невозможна реализация человека как личности, общество также выступает как базисная ценность социальной работы. Общество – это не только среда обитания человека, но и условие реализации его родовой сущности. Общество через социальную работу оказывает социализирующее воздействие на человека. В результате человек с ограниченными возможностями включается в общественные отношения в новом качестве, выполняет доступные для него социальные обязанности и роли, реализует имеющиеся возможности, т. е. выступает как полноценный и полноправный партнер социального взаимодействия 

      В условиях необходимости гармонизации личных и общественных интересов оптимальной технологией осуществления социальной работы может быть только технология социального партнерства. 

      Конечно, данные ценности (человек и общество) в конкретно-исторических условиях могут по-разному осознаваться и интерпретироваться общественным и индивидуальным сознанием. Однако вне человека и общества процесс социальной работы невозможен и бессмыслен. 
 

      Обратим внимание на то, что выделения базовых  ценностей недостаточно для обоснования  системы ценностей социальной работы, поскольку она включает в себя не только ценности-цели, но и ценности-средства (инструментальные ценности). Условно разделим ценности-средства на две группы – общечеловеческие и специфически-профессиональные. 

2.Общечеловеческие ценности профессиональной социальной работы

(макроуровень)

    1. Человеческое достоинство.

      Социальная  работа основывается на уважении неотъемлемой ценности и чувства собственного достоинства всех людей, а также прав, которые из этого следуют. Социальный работник обязан помогать и защищать физическую, психологическую, эмоциональную и духовную неприкосновенность и благополучие каждого человека с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.

      2. Свобода.

      Является одной из важнейших ценностей современного общества. Предполагает возможность реализовывать деятельность в условиях отсутствия внешнего давления и ограничений на основе собственного выбора.

      В социальной работе свобода  клиента выступает  как:

  • добровольность при принятии им решения об отказе от помощи либо при принятии ее;
  • свобода выбора клиентом способов и методов разрешения его проблем;
  • свобода в принятии решения о сроках, количестве и качестве его взаимодействия с социальной  службой.

      Свобода специалиста предполагает:

  • личный выбор социальной  работы как вида профессиональной деятельности;
  • значительную самостоятельность и автономность при выполнении профессиональных обязанностей.
 
  1. Защищенность.

      Выступает «ограничителем» безусловной свободы  и тем самым становится условием ее реализации. Защищенность не должна приводить к полной бездеятельности человека. Напротив, охраняя, она должна способствовать реализации человеком его прав и свобод.

      Особенно  важна защищенность в отношении лиц  с объективно ограниченными  возможностями, поскольку именно эти категории граждан в первую очередь наиболее болезненно реагируют на негативные изменения в общественной жизни. Социальная работа как институт защиты предстает одним из важнейших факторов, гарантирующих стабильность существования. 

      4. Равенство и недискриминация.

      Предполагает  признание одинаковой ценности всех индивидов, отрицание возможности сравнения их ценности на основании естественных (физиологических, психических, интеллектуальных и др.) признаков. Недискриминация противостоит дискриминации – подходу к человеку на основе одного из его признаков. Перечень признаков дискриминации постоянно растет, что связано с объективно происходящими в мире изменениями (например, СПИД).

      Равенство в социальной работе предполагает:

  • равенство прав, защищаемое законом;
  • одинаковую доступность для членов общества основных жизненно необходимых социальных благ и услуг;
  • равные возможности самореализации и достижения личного блага;
  • равные обязанности;
  • равную ответственность перед обществом.

      Деятельность социальных работников должна быть направлена на минимизацию, устранение или компенсацию правовых, социальных, экономических и других барьеров, которые препятствуют реализации прав и обязанностей личности. 

       5. Справедливость.

      Подразумевает существование и использование в повседневной практике условного эквивалента, позволяющего осуществлять адекватное распределение блага между людьми. Справедливость предполагает:

  • объективную оценку способностей, возможностей индивида, а также результата его деятельности;
  • соответствующее воздаяние за это в виде благ, которые индивид может получить;
  • равную доступность для всех граждан основных прав и свобод, должностей и положений.

      Ценностный  смысл справедливости русский философ И. А. Ильин выразил следующим образом: «Справедливость – искусство неравенства». 

      6. Труд.

      Выступает условием производства благ и услуг  и гарантом их потребления, средством  самореализации человека. Отстраненность от труда (вынужденная или добровольная) приводит не только к снижению социально-экономического статуса и маргинализации человека, но и постепенной деградации его как личности. Социальная работа содействует включению клиентов в трудовые отношения через усиление или восстановление способности к труду и самообслуживанию. Она же защищает человека от возможных негативных компонентов трудовой деятельности (профилактика инвалидности). 

      7.Коллективизм (коммунализм).

      Становится  неизбежным следствием усложнения и  специализации человеческой деятельности. В коллективе индивидуальность и  уникальность личности как ее отличие от других становятся очевидными и получают адекватную оценку.

      В социальной работе коллективизм проявляется:

  • в организации взаимодействия на основе партнерства работников социальных служб между собой, с клиентами, их социальным окружением, представителями государственных и негосударственных служб и учреждений;
  • через объединение клиентов социальных служб для совместного разрешения схожих проблем, оказания взаимопомощи.
 

      Выше  перечисленные ценности образуют своеобразный «сплав» общечеловеческих ценностей, находящихся, условно говоря, за пределами конкретно-исторического измерения в том смысле, что они универсальны и абсолютны. Однако каждое время привносит что-то «свое», обусловленное особенностями переживаемого момента. В этом смысле в условиях «глобализации» приобрели свое общечеловеческое измерение такие ценности, как солидарность, ненасилие, экологичность.  

      8. Солидарность и социальная ответственность. Связаны с пониманием страданий и чаяний современного человека и человечества в целом, вызванных как природными, так и социальными катаклизмами (стихийные природные бедствия, неравномерное распределение ресурсов, техногенные катастрофы, геополитические интересы и т. д.). Солидарность – это выражение сострадания и сопереживания. Задача социальной работы не только предоставлять услуги, но и солидаризироваться с отдельными людьми, группами, которые являются жертвами насилия, изгнания, ущемления прав и свобод.

      Социальная  ответственность выступает практической стороной солидарности – оказание поддержки, защиты интересов, предоставление помощи нуждающимся. Иногда предстает как «попечительство», ценностный смысл которого состоит в оказании помощи и предоставлении услуг бедным и нуждающимся. 

      9. Стремление к миру и ненасилие являются безусловной ценностью, т. к. выступают условием достижения гармонии и с другими и с самим собой. В условиях неизбежности конфликтов социальные работники должны стремиться к разрешению их мирными, ненасильственными средствами. Посредничество и примирение, уважение и понимание являются эффективными средствами разрешения конфликтов, поскольку позволяют сторонам сохранить достоинство и построить отношения на основе сотрудничества, а не соперничества. 

Информация о работе Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность и типология