Прошлое и настоящее человечества в трудах известных ученых

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

В процессе формирования, распространения и смены различных философских течений, борьбы материализма и идеализма, диалектики и метафизики решался основной вопрос философии - об отношении мышления к бытию, возникали и получали решение другие философские проблемы, шло приращение и развитие знаний об общих законах бытия и познания, преодолевались ошибки, заблуждения и искажения истины. Таким образом, происходило поступательное движение философского познания мира от низшего к высшему, от незнания к знанию.

Работа содержит 1 файл

Контр раб. №2 Чел и его потр.docx

— 36.65 Кб (Скачать)

     В процессе формирования, распространения  и смены различных философских  течений, борьбы материализма и идеализма, диалектики и метафизики решался основной вопрос философии - об отношении мышления к бытию, возникали и получали решение другие философские проблемы, шло приращение и развитие знаний об общих законах бытия и познания, преодолевались ошибки, заблуждения и искажения истины. Таким образом, происходило поступательное движение философского познания мира от низшего к высшему, от незнания к знанию. В основе этого исторического процесса развития философской мысли лежала активная практическая деятельность человека, в конечном счете, развитие материального производства и в классово антагонистических обществах борьба классов; одной из важнейших движущих сил этого процесса был прогресс науки, особенно естествознания. Борьба материализма с идеализмом, выражавшая в конечном счете противоречия интересов различных классов и социальных групп, всегда была в классовых обществах и остается ныне в центре развития философской мысли; с ней была связана и во многом от нее зависела борьба между диалектическим и метафизическим методами мышления. 
Развитие философии в процессе борьбы материализма с идеализмом, диалектики с метафизикой послужило теоретической предпосылкой для возникновения в 40-х годах XIX в. подлинно научной философии современности - диалектического материализма. Уже в многообразных формах древнегреческой философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения. В дальнейшем историческом процессе развития философской мысли первоначальные, во многом еще наивные материалистические представления древних восточных и греческих мыслителей о мире как едином и связном целом, состоящем из «первоматерии», сменились научными понятиями о материальности мира и различных формах его бытия и движения, основанными на достижениях естествознания. На их почве выросла высшая форма научно-материалистической философии - диалектический материализм, раскрывший общие законы развития объективного мира и познания, давший научную диалектическую картину многообразного, противоречивого и сложного процесса развития материального мира и человеческого мышления. 
В ходе истории философии на смену первоначальным наивно-материалистическим представлениям о том, что идеи и понятия непосредственно порождаются материальными явлениями, пришли научные понятия материалистов нового времени о первичности материи как объективной реальности, воздействующей на наши чувства, и о вторичности сознания; в середине XIX в. возникло и было развито в дальнейшем диалектико-материалистическое учение о единстве объекта и субъекта, общественного бытия и общественного сознания в процессе практики и на ее основе.

     Процесс развития философской мысли шел  таким образом, что возникшие  у древних философов донаучные  представления о способности  человека познать мир переросли  в результате развития общественной практики и прогресса науки в  материалистическую теорию познания, доказавшую, что понятия людей, верно  отражающие действительность, представляют собой объективные истины. Высшей ступенью развития материалистических взглядов на мир и его познание стал диалектический материализм, выступающий  как научная теория познания марксизма  и рассматривающий познание мира как обусловленный развитием  общественной практики диалектический процесс, в котором из относительных  истин складываются абсолютные истины, а истинность познания проверяется практикой.

     Если  у древних мыслителей существовало во многом еще стихийное диалектическое представление о том, что мир  есть единое целое, все части которого находятся во взаимной связи и  взаимодействии, в движении и развитии, то последующий прогресс философской  мысли привел к тому, что в большинстве  философских учений, особенно в XVI—XVIII вв., укоренился неизбежный для того времени метафизический метод мышления, сводившийся главным образом к анализу и систематизации различных явлений действительности. Элементы диалектики, содержавшиеся в философских учениях XVII-XVIII вв. и развитый в классической немецкой философии на идеалистической основе диалектический метод при всей плодотворности применения диалектики к сфере человеческой мысли не могли еще стать подлинно научным методом познания действительности. Только на новой ступени развития философской мысли (с середины XIX в.) в философии марксизма - диалектика, ставшая материалистической, была применена к познанию всех явлений природы, общества и мышления, превратилась во всеобщий метод научного познания и революционного преобразования мира.

     Философская мысль на всем протяжении своей истории, как правило, занималась социологическими проблемами, вопросами о законах  развития общества, о месте человека в обществе, о смысле его жизни  и т. п. От первоначальных, донаучных  представлений об общественном устройстве, характерных для мыслителей древности (Платон, Аристотель и др.), и утопических  теорий эпохи Возрождения (Кампанелла, Т. Мор) философская и социологическая  мысль пришла к революционным  идеалам общественного переустройства (просветители XVIII в., революционеры-демократы XIX в.), развивавшимся в борьбе с  реакционными и консервативными  взглядами на общественную жизнь. Но даже самые прогрессивные общественные идеалы не были научно обоснованы и  не могли проложить путь к коренным преобразованиям общественной жизни  до появления революционного движения рабочего класса и возникновения  марксизма, который выработал цельное диалектико-материалистическое учение, распространив его теорию и метод на познание общества. Созданный Марксом и Энгельсом исторический материализм раскрыл общие законы развития общества, стал теоретическим фундаментом борьбы за революционное преобразование капиталистического общества в коммунистическое.

     Диалектический  и исторический материализм послужил также теоретической основой  научной этики и эстетики, а  также научного атеизма. 
Поступательное развитие философии происходило в различных странах мира, совершалось мыслителями многих стран в процессе постоянного идейного общения и растущих связей между народами, их культурами, их научной и общественной мыслью. С возникновением марксизма человечество получило подлинно всемирную научную философию, ставшую знаменем международного пролетариата и трудящихся масс всего мира. Если все предшествующие марксизму философские учения, в том числе и прогрессивные, связанные с освободительными движениями своей эпохи, так или иначе объясняли мир, но не могли научить, как его изменить, то диалектический и исторический материализм стал первой в истории философией революционного действия народных масс. «Социализм, превратившийся в XIX веке из мечты в науку, в XX столетии с победой Великой Октябрьской социалистической революции стал социально-политической практикой миллионных масс трудящихся». 
Изложенный выше краткий очерк истории философии опровергает неправильные взгляды современных буржуазных идеологов на философскую мысль человечества. Многие современные реакционные философы принижают и третируют историю философии как «плоский оптимизм прогресса»; другие же изображают давно изжившие себя философские учения прошлого «золотым веком» человечества, утверждают, что все философские учения прошлого «нетленны» и сохраняются по сей день. Факты истории философии свидетельствуют о несостоятельности утверждений современных реакционных философов, отрицающих самостоятельность философской науки и ее исторические традиции, превращающих философию либо в придаток теологии, либо в средство истолкования «языка науки».

     Яркий и содержательный процесс истории  философского познания мира свидетельствует  о том, что возникавшие философские  проблемы и их решения оказали плодотворное влияние на науку, разбивает точку зрения буржуазных философов (неопозитивистов, прагматистов и др.), которые утверждают, что у философии не было и нет своих собственных проблем, а все ее назначение сводится к тому или иному истолкованию положений частных наук. Действительная история философской мысли опровергает нигилистический взгляд идеологов современной, реакции на историю философии как «бесплодную борьбу противоречивых мнений», далекую от истины и не имеющую якобы положительного значения для современной науки. Реакционные буржуазные философы, объявляя единственно правильной только ту философию прошлого, которой они следуют (платонизм, томизм, позитивизм и др.), вопреки исторической правде твердят, что история философской мысли, особенно от Бэкона и Декарта до наших дней, свидетельствует о ее регрессе и упадке. История философии показывает, что при всех отступлениях от научной истины в сторону идеализма и метафизики, при всей односторонности и заблуждениях, в которые нередко впадала философская мысль, все же она в целом шла вперед по пути прогрессивного развития, расширяя и совершенствуя философское познание мира и обогащая культуру человечества, способствуя решению задач, стоявших перед обществом и наукой. 
При всем многообразии и богатстве материалистических философских учений от древности до наших дней они на различных этапах общественного развития характеризовались общими существенными признаками, позволяющими отнести эти учения к тому или иному историческому виду материализма.

     Главными  отличительными чертами философских  учений, определяющими принадлежность их к тому или иному виду материализма в истории философии, являются: а) характер понимания мира, решения  основного вопроса философии; б) общий способ подхода к познанию явлений мира (стихийно-диалектический, метафизический, диалектический) и  соответственно этому определенный метод мышления; в) форма связи  с естествознанием, характер и уровень развития которого оказывают большое влияние на содержание философии и в известной мере определяют его; г) отношение данного философского учения к общественному строю соответствующей исторической эпохи, выражающее мировоззрение определенного класса или общественной группы. 
К домарксистскому материализму относятся следующие исторически сложившиеся виды его: 1) первоначальный материализм древних мыслителей, который включал в себя стихийно-диалектический подход к явлениям мира. Этот материализм был составной частью первоначально нерасчлененного знания; он, как правило, выражал мировоззрение передовых сил античного общества; 2) метафизический материализм мыслителей XVI-XVIII вв. и первой половины XIX в., включавший в себя метафизический метод мышления. Этот материализм опирался в основном на механическое естествознание; он выражал мировоззрение поднимавшейся буржуазии и других сил общества, выступавших за капиталистический путь развития; 3) материализм идеологов революционной демократии XIX в. в России и других странах, переходивших от феодализма к капитализму; он в большинстве случаев был связан с диалектическим способом подхода к явлениям мира, который его последователи рассматривали как теоретическое обоснование революционных изменений, но еще не разработали в цельный диалектический метод. Этот вид материализма опирался на стихийнодиалектическое по своему характеру естествознание и в ряде случаев - на великие естественнонаучные открытия XIX в. Как правило, этот вид материализма выражал мировоззрение крестьянства и других революционных сил, выступавших против феодального строя и его остатков. Кроме этих основных исторически сложившихся видов материализма были в истории философии и некоторые другие разновидности материализма, например пантеистический материализм Д. Бруно в XVI в., материализм китайских просветителей XV-XVIII вв., естественноисторический материализм, антропологический материализм и др. Высшим историческим видом материализма и вместе с тем принципиально новой его формой, качественно отличающейся от всех предшествовавших видов материализма, является диалектический материализм.

     В истории диалектического материализма выделяются отдельные этапы и  ступени, тесно связанные с изменениями  в жизни общества и развитием  революционного, коммунистического  движения. Первым этапом в истории  марксистской философии было формирование, развитие и распространение диалектического  и исторического материализма Марксом, Энгельсом и их последователями  в эпоху домонополистического капитализма (примерно до середины 90-х годов XIX в.). Новым, высшим этапом в истории марксистской философии является дальнейшее ее развитие В. И. Лениным, его соратниками и  учениками в эпоху империализма и в начинающуюся после Октябрьской  революции 1917 г. эпоху перехода к  социализму, борьбы двух общественных систем и построения коммунизма. Ленинский  этап в философии марксизма, начавшийся в середине 90-х годов XIXв., продолжается и в наши дни.

     Диалектика, возникшая первоначально в философии  мыслителей Древнего Востока и ярко выраженная в учениях Гераклита  и других древнегреческих философов, прошла длительный путь исторического  развития. Главными историческими формами  диалектики были стихийная диалектика древних мыслителей, диалектика классической немецкой философии конца XVIII - начала XIX в., материалистическая диалектика марксизма-ленинизма.

     Стихийная диалектика древних мыслителей, которая  в ряде философских направлений  того времени была материалистической, исходила из того, что мир не создан «никем из богов и никем из людей» (Гераклит), все части его находятся  в развитии и взаимной связи. Однако эти части мира были еще не познаны  наукой, не исследованы в деталях. Диалектика классической немецкой философии конца XVIII - начала XIX в. (особенно Гегеля) - в основе своей идеалистическая - была систематически разработанным методом, рассматривающим мир понятий как взаимосвязанный и развивающийся процесс, источником которого является борьба внутренних противоречий; в диалектике понятий представители классической немецкой философии, особенно Гегель, угадали диалектику вещей, материального мира. Важную роль в истории философии сыграла такая переходная от идеалистической к материалистической диалектике форма диалектики, как диалектика революционных демократов-материалистов XIX в., прежде всего русских материалистов Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, которые понимали ее как «алгебру революции», т. е. как теоретическое обоснование революционных преобразований; в этой форме диалектики содержался «жизнеспособный элемент материалистической диалектики» (Плеханов). 
Кроме указанных форм диалектики в истории философии были и другие виды диалектического мышления, которые представляли собой либо зародышевые, неразвившиеся формы диалектики, либо промежуточные ступени перехода диалектики от одной ее формы к другой. Сильные диалектические тенденции содержались в учениях некоторых восточных мыслителей (в Индии, Китае, арабских и других странах) как в древности, так и в эпоху феодализма. В материалистических учениях XVII-XVIII вв., которые по методу своего мышления были преимущественно метафизическими, особенно в системах Бэкона, Спинозы, Толанда, Дидро, Ломоносова, Радищева и других выдающихся философов, содержались ценные элементы диалектики.

     Высшая  историческая форма диалектики —  материалистическая диалектика, представляющая «живую душу» марксизма,— наука  о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Марксова диалектика развивается, обогащается, конкретизируя свои законы и категории  путем обобщения новых процессов  общественного развития и завоеваний науки. Разработка материалистической диалектики и ее творческое применение в трудах Ленина, его соратников и учеников, в документах марксистско-ленинских партий, в трудах современных ученых-марксистов представляет собой новую ступень в развитии научного диалектического познания мира.

Информация о работе Прошлое и настоящее человечества в трудах известных ученых