Речевой этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:54, реферат

Описание работы

Речевой этикет – это принятая в определенной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку и ситуативной уместности высказываний. Представление о правильной, культурной речи включает в себя и определенные представления о норме в области речевого этикета. В какой-то мере его требования являются неотъемлемой частью активной и пассивной языковой практики каждого носителя языка; с другой стороны, эти требования связываются с определенным уровнем культуры речи, более или менее высоким.

Работа содержит 1 файл

речевой этикет.docx

— 18.26 Кб (Скачать)
    1. Понятие «речевой этикет»

     Речевой этикет – это принятая в определенной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку и ситуативной уместности высказываний. Представление о правильной, культурной речи включает в себя и определенные представления о норме в области речевого этикета. В какой-то мере его требования являются неотъемлемой частью активной и пассивной языковой практики каждого носителя языка; с другой стороны, эти требования связываются с определенным уровнем культуры речи, более или менее высоким. Незнание же требований речевого этикета и, как следствие, их невыполнение воспринимается как желание оскорбить или как невоспитанность.

     Известный исследователь речевого этикета Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [7, с.8]. К речевому этикету относятся слова и выражения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.

     Этапы становления речевого этикета  выделила в своей статье Н.Л. Соколова «О системном характере речевого этикета» [5, с.43]. Первый этап можно условно назвать «подготовительным». Он характеризуется отсутствием специальных работ по речевому этикету. Второй этап – этап «переосмысления». Для него характерен поиск экстралингвистических элементов, сопутствующих речевому этикету. Третий этап – этап «становления».

     В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому он связан с так называемыми постулатами, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. Это постулаты, которые выводятся из лежащего в основе всякого общения принципа кооперации. К постулатам речевого общения относятся:

  1. постулаты качества (сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой ложных оснований);
  2. постулаты количества (сообщение не должно быть слишком кратким                                   или слишком пространным);
  3. постулаты отношения (сообщение не должно быть релевантным для адресата);
  4. постулаты способа (сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений и т.д.);
  5. постулаты вежливости (всякое сообщение должно быть вежливым, тактичным и т.д.).

     Нарушение одного или нескольких из этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную неудачу.

     Таким образом, речевой этикет в широком смысле сопрягается с общей проблематикой лингвистической прагматики и должен рассматриваться в русле прагмалингвистических исследований. Акт языковой коммуникации рассматривается прагматикой с точки зрения достижения участниками коммуникации тех или иных целей. Высказывание рассматривается не изолированно, а в контексте этих целей.

     В основе речевого этикета как функциональной микросистемы языковых единиц лежат фундаментальные функции языка:

  1. функция выражения мыслей;
  2. функция общения (коммуникативная):

    а) контактная функция – «понимание предназначенности  языковых средств для установления и поддержания социально-массового  и индивидуального контакта, в  известной мере определяющего поведение  адресанта» [    ];

    б) функция  вежливости (реализация единиц связана  с проявлением принятого в  обществе вежливого обхождения друг с другом, членов коллектива, спецификой общения на Вы и на ты);

    в) регулирующая функция (выбор той или иной формулы  при установлении контакта регулирует характер отношений адресанта и  адресата);

    г) функция  воздействия (предполагает реакцию  собеседника – вербальную, жестовую, действенную);

    д) функция призывная (связана с функцией воздействия, так как привлечь внимание собеседника – значит уже воздействовать на него);

     Набор данных функций образует  «специфическое функциональное  поле речевого этикета, не проявляющееся  в такой совокупности ни в  какой другой микросистеме коммуникативных единиц» [    ].

     Речевой этикет быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:

    1. на уровне лексики и фразеологии (употребление специальных слов и устойчивых выражений, а также специализированных форм обращения);
    2. на грамматическом уровне (использование вежливых форм обращения (в том числе местоимение «Вы») и др.);
    3. на стилистическом уровне (требование грамотной, культурной речи);
    4. на интонационном уровне (использование вежливой интонации);
    5. на организационно-коммуникативном уровне (запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор).

     Специфика речевого этикета состоит в том, что он характеризует как повседневную языковую практику, так и языковую норму. Его элементы присутствуют в повседневной практике любого носителя языка, который легко опознает эти формулы и ожидает от собеседника их употребления в определенных ситуациях. Элементы речевого этикета усваиваются настолько глубоко, что они воспринимаются «наивным» языковым сознанием как часть повседневного, естественного и закономерного поведения людей.

   Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, психологии и других гуманитарных дисциплин. С течением времени неуклонно растет количество работ, связанных с функциями, ситуациями и другими характеристиками речевого этикета. 

  

Информация о работе Речевой этикет