Реклама в социально-культурном сервисе и туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:29, реферат

Описание работы

Жизнь современного человека без рекламы представить невозможно. Реклама - динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Уже многие столетия, являясь постоянной спутницей человека, она изменяется вместе с ним. Характер рекламы, ее содержание и форма претерпевают кардинальные метаморфозы вместе с развитием производительных сил общества, сменой социально-экономических формаций. Глобальными факторами рекламной "диалектики" являются потребности производства, торговли и финансов, форма государственного правления, цели различных религиозных конфессий, политиков и простых граждан. Кроме всего прочего, реклама справедливо определяется как часть общечеловеческой культуры, которая развивается по своим внутренним законам.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1 ВВЕдение в курс.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Иногда в «Ведомостях» публиковались списки свежевышедших книг. Так в русской культуре получает место библиографическая реклама. Вскоре оформляется и такой ее особый жанр, как каталог.

С 1728 года на смену «ведомостям» приходит новая газета «Санкт-Петербургские  ведомости», - издававшаяся Академией наук. В отличив от первой она выходила регулярно: в первый год издания еженедельно, а затем два раза в неделю. В ней также одно из ведущих мест в отделе объявлений занимают списки книг. Наряду с правительственной рекламной информацией, которая была характерна и для ее предшественницы, новая газета начинает публиковать коммерческие объявления. Именно они преимущественно заполняли отдел «для известия», располагаясь под рубриками «продажа», «подряды», «отъезжающие» и т.д.

Объявлений публиковалось  все больше, и со временем они выделились в специальное приложение («суплемент»).

Со временем реклама  в «Санкт-Петербургских ведомостях»  стала все более дифференцированно  отражать развитие экономической жизни: публиковались извещения о банкротствах, о взыскании кредиторами уплаты по векселям, о принудительной распродаже имений с торгов, в том числе для покрытия ущерба от расхищения казенного имущества. Наряду с этим страницы газеты наполняла повседневная частная информация.

Завершая вопрос о  рекламе в русской журналистике XVIII века, отметим, что, по нашим наблюдениям, эти тексты носили характер по преимуществу справочной, деловой информации, которая типична для жанра объявления. Лишь в сообщениях о литературных новинках появляется оценочная информация, элементы развитой суггестивной рекламы.

Основную долю коммерческих известий и коммерческой рекламы  распространяли орган департамента внешней торговли «Коммерческая  газета» (1825-1860} и частный еженедельник «Купец» (1832-1835). Последний издавался  на трех языках - русском, немецком и французском - и ставил своей целью «способствовать успехам отечественной промышленности указанием торговых домов, фабрик, заводов и мастерств со всеми условиями, к сбыту и приобретению товаров и изделий».

Качественно новый этап развития рекламной деятельности наступает с отменой крепостного права в 1861 году и ускоренным развитием капиталистических отношений. Важным для положения русской журналистики явилось введенное вскоре временное уложение о печати, которое отменило, в частности, предварительную цензуру и стимулировало гласность. Наиболее существенным в свете интересующей нас темы событием стала отмена в начале 1863 года ограничений на публикацию коммерческих объявлений в газетах и журналах.

Изменившиеся общественные условия способствовали возникновению значительного числа новых периодических изданий.

Наряду с рекламными, в 60-е годы формировались и информационные агентства широкого диапазона, ориентированные  на передачу не только коммерческих и  бытовых, но и политических известий.

Роль телеграфных агентств росла, так как газетам требовалось все более оперативное и обильное поступление злободневных известий о жизни страны и всего мира. Все большую долю прибыли периодические издания получали от публикации рекламы.

Это преуспевание имело  оборотную сторону: погоня за прибылью приобретала гипертрофированную форму. Рекламные тексты начинали вытеснять иные публикации. Вновь, как это уже было на рубеже веков, русские газеты до половины объема стали отдавать объявлениям, - что вызывало протест общественности.

После Октябрьской революции 1917 г. одним из первых декретов Советской  власти реклама была монополизирована государством, предприниматели лишались возможности расширять свой бизнес за счет рекламы.

16 апреля 1917 г. СНК России  своим декретом предусмотрел организацию при всех почтово-телеграфных учреждениях централизованного приема рекламных объявлений от всех лиц и учреждений для помещения в советских печатных изданиях. Однако экономическая разруха, отсутствие необходимого опыта и специалистов помешали провести в жизнь намеченные мероприятия. Реклама свелась к примитивным агитациям на период гражданской войны. После гражданской войны реклама в России получила определенное развитие. Появились рекламные агентства «Рекламтранс», «Связь», «Промреклама», «Мосторгреклама» и др. Достаточно сказать, что «Мосторгреклама» широко использовала в рекламных целях московские трамваи, размещала свои рекламные объявления в гостиницах и театрах.

Бурное развитие рекламы  началось во время НЭПа. Много энергии  отдал рекламе выдающийся поэт В. Маяковский, который своими меткими стихами и рисунками привлекал внимание обывателя к тем или иным качествам различных товаров. В 1925 г. на международной художественно-промышленной выставке в Париже поэт В. Маяковский и художник В. Радченко за цикл плакатов были награждены серебряными медалями.

В послевоенные годы были созданы рекламные организации при Аэрофлоте и Министерстве культуры, затем при министерствах рыбного хозяйства, химической, легкой, текстильной промышленности. Стал издаваться популярный журнал «Реклама». Практически ежегодно начали проводиться выставки-ярмарки рекламного оборудования. На этих ярмарках специализированные рекламные предприятия заключали договоры на организацию рекламы и использование различных методов ее создание.

Однако для отечественной  рекламы, которая развивалась в  условиях тоталитарной экономики, были характерны разбалансированности спроса и предложения на внутреннем рынке  страны, бессистемность. Довольно много  товаров в бывшем СССР существовало в 1-2 экземплярах. Достижения были, реклама была, но товаров, соответствующих рекламе, потребителю не доставалось. Безусловно, реклама в СССР сыграла свою роль, но, к сожалению, далеко не такую, на какую рассчитывали ее создатели. Она закрепила в сознании, что реклама, в одном случае — выбор без выбора, в другом случае — попытка сбыть товар не лучшего качества.

Среди особенностей, присущих рекламе в нашей стране сегодня, наиболее характерны следующие:

— Сравнительно небольшой  срок активной рекламной деятельности. Только с появлением множества индивидуальных предприятий и кооперативов после 1986 года возникла конкуренция и появилась  настоящая реклама, необходимая  для привлечения клиентов, сначала  в печати и на радио, а затем на телевидении, в виде рекламных уличных щитов и т.д. Далее развитие рекламы пошло небывалыми темпами.

— Заметная агрессивность  рекламы. Особенно агрессивной реклама  была в период 1991—1994 годов, во время  расцвета деятельности разнообразных финансовых компаний и чековых инвестиционных фондов, связанных с процессом чековой приватизации (типа «у МММ нет проблем»).

— Повсеместное заимствование  рекламного материала. Огромное количество рекламного материала заимствуется у других. Чуть-чуть перелицовывается и демонстрируется без ссылки на автора или источник («рекламное пиратство»).

— Широкое распространение  специфических видов рекламы. Так, в России весьма популярен такой  вид рекламы, как объявления на телеграфных  и других столбах. В основном это объявления о продаже вещей, обмене квартир и дач, подготовке абитуриентов к поступлению в ВУЗы, объявления о всевозможных курсах подготовки бухгалтеров, секретарей-референтов и т.д. Это дает возможность дополнительных расходов на рекламных посредников.

В российской практике рекламной  деятельности имеется и немало оригинального. Среди подобных новаций:

— Жанр рекламы как  исторического анекдота. Впервые  он появился в рекламах банка «Империал» в 1993 году. Реальные или полуреальные случаи из жизни Цезаря, Александра Македонского, Тамерлана, Суворова, Александра II, Наполеона, умело преподнесенные зрителю, принесли банку миллионные прибыли и позволили удержаться на плаву даже после банковского кризиса 1995 года. Использование народом цитат из этих реклам как крылатых слов ( «Ждем-с!») свидетельствует, что рекламы «Империала» можно рассматривать как истинные произведения искусства.

— Реклама-антиреклама. Во многих рекламных роликах показаны непривлекательные, обыкновенные люди (Леня Голубков). Используется лексика низкого уровня, очевидно отсутствие разнообразия в подготовке ролика (неподвижная камера, ровное «белое» освещение и т.д.). Эти факторы в обычных условиях обеспечили бы провал рекламной кампании. Но в России такой подход привлек огромные массы народа и обеспечил сравнительно долгое выживание «пирамидальных» фирм.

— Абсурдная реклама. Такова, например, реклама «Международной биржи» с обливанием краской, ударами  током и Игорем Верником, убеждающим, что вышеупомянутая биржа — «полная  гарантия от всех неожиданностей в Вашем бизнесе». К чему здесь удары током и краска — непонятно, так как к неожиданностям в бизнесе данные явления вряд ли могут быть отнесены. Но хотя данная реклама абсурдна, свою роль она сыграла.

Среди основных носителей  рекламы в России:

— Телевидение. Сейчас практически  ни один телеканал не может обходиться без рекламы, приносящей значительную долю доходов. Реклама подается в  основном блоками (вне телепрограмм в течение 5—10 минут показывается до 6—7 роликов); вставками (в телепрограммах объявляются «рекламные паузы» по 3—5 минут, в течение которых показывается несколько рекламных роликов) и перерывами (во время показа художественных фильмов). Нередко интересы зрителей уступают место запросам фирм-рекламодателей (пример — канал ТУ6, где фильм может быть прерван на середине фразы, и вместо, к примеру, банды «Черная кошка», зритель видит банку с кремом «Р1епitude»).

В то же время российские производители телерекламы способны производить истинные шедевры: таковыми, по признанию международного жюри, стала реклама «Инкомбанка», взявшая первый приз на международном конкурсе рекламы.

— Радио. В 1986—87 годах  появился такой жанр радиопрограммы, как информационно-музыкальная панорама, в которой музыка и новости  заметно разбавлены рекламой. После образования музыкальных радиостанций, вещающих в диапазоне ГМ: «Европа Плюс», «Максимум», «Радио 7», «Радио 101», «Деловая Волна» и др., новости стали занимать уже только третье место после музыки и рекламы, которая и здесь приносит ощутимую часть дохода. Реклама подается в основном блоками после каждых 10—15 минут музыки или новостей. В основном это самостоятельные рекламные разработки. Радиореклама имеет большой потенциал развития. Основная аудитория радиостанций — молодежь и люди в возрасте до 40 лет, поэтому большинство рекламных объявлений на радио ориентировано именно на данную категорию слушателей.

— Периодическая печать. Подавляющее большинство фирм сейчас помещают свои рекламные объявления в газетах и журналах: это наиболее приемлемый носитель рекламы по сравнению с дорогостоящими телевидением и избирательным радио. Реклама в периодической печати очень разнообразна. Там можно найти и небольшие, в 2— 3 строчки, частные объявления, и полнополосные объявления банков и промышленных концернов (например, в газете «Финансовые известия»).

Фирма, помещающая объявление в газете или журнале, вольна выбрать  издание по своему вкусу, т.е. определить аудиторию для охвата, выбрать  цену рекламы и т.д. Отсюда реклама  в российской периодической печати дает наибольший простор для рекламной деятельности и позволяет заниматься рекламированием своих товаров самым разным фирмам. Успешно функционируют газеты, целиком посвященные коммерческой рекламе: «Экстра М», распространяемая бесплатно, «Из рук в руки», «Рекламный вестник» и др.

— Реклама в метрополитене. Это — совершенно новый вид  российской рекламы, сразу завоевавший  немалую популярность. Сейчас можно  встретить в метро рекламу  практически любой фирмы —  от «Перфи», продающей оборудование для попкорна, до «Филипс», от «Сипро», торгующей «Инвайтом», до «Дженерал Электрик». Реклама в метро — один из самых ненавязчивых и действенных типов российской рекламы.

— Наружная реклама. Рекламные  щиты повсеместно можно встретить  на улицах российских городов, особенно Москвы. Часто на щитах размещена реклама табачных изделий («Маг1Ього», «Эрмитаж» и т. д.) с обязательной припиской об опасности курения для здоровья, реклама фотоаппаратов «Полароид», спиртных напитков, учебных заведений. Наружная реклама стала. очень популярной, особенно в крупных городах. У этого вида рекламы, как свидетельствуют исследования, весьма большое будущее.

Совершенствуется российское законодательство о рекламе. В России принято несколько законодательных  актов, касающихся рекламы, в частности. Указ Президента РФ № 1183 от 10.06.1994 г. «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и Распоряжение Правительства РФ № 1409-р от 2.09.1994 г. «Об ограничении рекламы финансовых услуг». Этими и последующими юридическими актами запрещено давать недобросовестную рекламу вообще и в частности банков, инвестиционных компаний, страховых предприятий и иных финансовых учреждений; давать рекламу различным обещаниям, предположениям и перспективам о доходности ценных бумаг разнообразных видов, указывать предполагаемый размер дивидендов и страховых премий. Контроль за появлением недобросовестной рекламы осуществляет Антимонопольный Комитет РФ. Законом предусмотрено незамедлительное начало судебного производства по делам о злостном нарушении прав потребителей через недобросовестную рекламу.

 


Информация о работе Реклама в социально-культурном сервисе и туризме