1.1. Сфера межличностных 
отношений 
Межличностные отношения 
понимаются как субъективно переживаемые 
взаимосвязи между людьми, объективно 
проявляющиеся в характере и 
способах взаимных влияний, оказываемых 
людьми друг на друга.
 Правовой аспект 
межличностных отношений
 Социальное развитие 
человека влечет за собой развитие 
правового сознания как совокупности 
представлений о его правах 
и обязанностях в различных 
сферах его жизни. Очевидно, что 
эталоном формирования правового 
сознания служат другие люди. 
Однако поскольку значение семьи 
в период взросления уступает 
значению межличностных контактов 
со сверстниками, усвоение прав 
и обязанностей человеком происходит 
через призму ценностей эталонной 
группы, опасений и представлений 
о нормах. Таким образом, возникает 
необходимость формирования адекватных 
представлений о правах и обязанностях 
в среде межличностных контактов.
 Правовой аспект 
межличностных отношений подразумевает 
знание человеком прав и обязанностей, 
а также умение их применять 
и использовать с пользой для 
собственного развития и успешного 
взаимодействия с окружающим 
социумом.
 Экономический 
аспект межличностных отношений
 Одним из способов 
самовыражения человека является 
работа, сотрудничество. Появление 
денег в качестве предмета 
взаимодействия людей определяет 
уровни и формы их общения, 
занимая очень часто центральную 
роль.
 Для многих 
людей важно быть успешным, и 
атрибутом успешности является 
«много денег», экономическая независимость. 
В связи с актуальной экономической 
ситуацией обостряется разделение 
«богатые» – «бедные», что оказывает 
влияние на общение людей: между 
ними появляются отношения, описываемые 
в терминах «кредит», «долг», «оплата», 
«проценты» и т.д. В связи 
с этим нарастает напряженность 
в межличностных отношениях, обусловленная 
развитием зависти, недоверия, 
неуверенности в себе, низкой 
самооценкой.
 Такая ситуация 
начинает обостряться в тех 
случаях, когда необходимо согласование 
средств и мотивов межличностного 
общения ради достижения общей 
цели.
 Задача руководителя 
– развить способность у работника 
кооперироваться с другими людьми 
ради общей цели на основе 
договора, а также к активной 
собственной позиции человека 
в общении с другими людьми.
 Этический аспект 
межличностных отношений
 Одним из аспектов 
межличностных отношений является 
этический аспект. Он представлен 
в опыте человека образом жизни, 
системой ценностей, ориентирами, 
нормами поведения, а также 
феноменами уважения себя и 
других людей, честности, совести 
и доверия.
 Система ценностей 
человека формируется в том 
числе и под воздействием референтной 
группы. В процессе взаимодействия 
с группой значимых для него 
людей, происходит переоценка 
«сфотографированных» когда – 
то ценностей.
 Итак, сформированная 
система ценностей влияет на 
отношения человека с равными 
и с вышестоящими людьми, на 
его самоотношение.
 Человека постоянно 
оказывается в ситуации, где его 
отношения с другими обусловлены 
его статусом. Статусное положение 
человека ценится больше, чем 
он сам, больше, чем его личность, 
индивидуальность, оно решает многое 
в процессе взаимодействия с 
другими людьми.
 Задача руководителя 
состоит в создании ситуации 
общения с целью выявления 
и формирования системы ценностей 
и ориентиров в поведении работников.
 Эмоциональный 
аспект межличностных отношений
 Эмоциональный 
аспект межличностных отношений 
состоит из комплекса переживаний, 
сопровождающих построение контактов.
 Каждый человек 
имеет потребность в установлении 
близких отношений, Однако если 
человек находится в условиях 
социальной депривации (испытывает 
недостаток общения) он чаще 
всего входит в негативное 
эмоциональное состояние, усугубляя 
его такими состояниями (именно 
состояниями, а не чувствами), 
как обида, злость, недоверие, 
вина, жажда мщения и т.д. Такие 
противоположные тенденции создают 
на пути человека множество 
препятствий и проблем, таких, 
например, как невротический страх 
близости, в основе которого лежит 
страх быть отверженным, обиженным, 
брошенным.
 Кроме того, здесь 
существует и другая трудность: 
нередко включенность человека 
в конкретную социальную группу 
сопровождают межличностные контакты 
характеризуемые прежде всего 
эмоциональной пустотой, опосредованностью 
роли (солдат срочной службы, заключенный, 
член неформальной подростковой 
группировки) его статусом, а также 
носят однополый характер, чем 
и были ограничены.
 В связи с 
этим может возникать множество 
межличностных конфликтов, обусловленных 
как субъективными предпосылками 
(установка на непонимание у 
заключенного и непринятие заключенного 
со стороны его оппонента), так 
и объективными предпосылками 
(разницей социальных статусов), 
а также конфликты, связанные 
с комплексом подростка по 
поводу его прошлого.
 Задача психолога 
состоит в коррекции у заключенного 
установок на общение, обучении 
подростка навыкам взаимодействия 
в проблемных для него ситуациях. 
Очевидным здесь является тот 
факт, что проблемными для подростка 
будут именно ситуации установления 
более или менее близких отношений 
и контактов, а также способы 
прерывания отношений с людьми, 
которые представляют для него 
угрозу.
 Итак, задача психолога 
– развитие у заключенного 
социального интеллекта (коммуникативной 
компетентности и психологической 
проницательности).
 Гендерный аспект 
межличностных отношений
 Гендерный аспект 
межличностных отношений в основном 
предполагает анализ отношений 
между представителями разного 
пола. Все многообразие содержательных 
характеристик межполовых отношений 
можно свести к двум альтернативным 
моделям: партнерской и доминантно-зависимой 
модели отношений.
 Первая модель 
– партнерские отношения – 
характеризуется следующим: это 
отношения двух равноправных 
субъектов, каждый их которых 
обладает собственной ценностью. 
Несмотря на наличие индивидуализированных 
целей, каждый принимает во 
внимание цели и интересы другого. 
Главным в таких отношениях 
является согласование позиций 
и устремлений между партнерами. 
Субъекты имеют свои цели, но 
готовы к взаимным уступкам, общение 
строится на равных, партнера 
выслушивают, не прерывая, не оценивают 
преждевременно и поспешно его 
суждения и поступки, не навязывают 
советов. Общение отличается уважительностью 
и корректностью, умением поставить 
себя на место своего партнера, 
вникнуть в его проблемы и 
ситуацию. При этом такая готовность 
исходит со стороны не только 
одного партнера, а каждого из 
них.
 Противоположная 
модель – доминантно-зависимая 
модель отношений – не предполагает 
равноправия позиций. В этом 
случае один субъект отношений 
побуждает другого подчиниться 
себе и принять цели, не согласующиеся 
с собственными устремлениями 
и целями. В этой системе отношений 
мужчины чаще занимают доминирующую 
позицию, а женщины – зависимую. 
Доминантная позиция включает 
такие проявления в поведении, 
как: уверенность в себе, независимость, 
властность, демонстрация собственной 
значимости, умение настоять на 
своем. Такой человек стремится 
к соперничеству, ему присуще 
презрение к слабости и выражена 
потребность в силе ради нее 
самой. В общении он редко 
поддерживает собеседника, как 
правило, использует инструментальный 
стиль вербальной коммуникации, 
часто игнорирует точку зрения 
собеседника, стремится найти 
понимание только своих проблем, 
принижает значимость партнера (например: 
“Ты говоришь глупости!”), невнимательно 
слушая, спешит дать ему советы, 
оценить его действия, побуждает 
к немедленному и необдуманному 
действию.
 Женщины в большей 
мере ориентированы на партнерскую 
систему взаимодействия, а мужчины 
на – систему доминирования. 
Это объясняется тем, что существующие 
в обществе нормативные представления 
о мужественности ориентируют 
на проявление таких особенностей 
поведения, как активность, напористость, 
целеустремленность, сила, выраженный 
волевой потенциал, уверенность 
в себе, умение добиться своих 
целей, настоять на своем, для 
чего допускается проявление 
агрессивности и директивности. 
Представления же о женственности 
поощряют проявлять в отношениях 
с другими людьми уступчивость, 
мягкость, деликатность, скромность, застенчивость, 
отзывчивость, умение понять и 
простить другого, жертвенность 
и заботливость.
 Таким образом, 
видим, что традиционные гендерные 
представления побуждают мужчин 
и женщин, как субъектов межполового 
взаимодействия, формировать такую 
модель поведения, при которой 
отношения характеризуются несимметричностью, 
проявляющуюся в том, что один 
субъект властвует над другим 
и стремится уподобить чувства 
или действия другого своим 
планам, замыслам и желаниям. Традиционные 
представления о мужественности-женственности 
побуждают мужчин проявлять доминантную 
позицию в межличностных отношениях, 
а женщин – зависимую, и 
такое соотношение позиций обусловлено 
всем предшествующим опытом полоролевой 
социализации.
 При реализации 
партнерской модели отношений, 
основными способами при разрешении 
межличностных противоречий выступают 
сотрудничество и компромисс. Главным 
при этом является диалогическая 
позиция партнеров. “Понятие диалога 
употребляется как собирательное для 
обозначения тактик, используемых с целью 
поиска оптимальной альтернативы решения 
проблемы или выработки интегративного 
решения, объединяющего противостоящие 
позиции, или компромисса, их примиряющего. 
Такая переговорная тактика поведения 
в конфликтной ситуации ведет к тому, что 
взаимодействие из противоречивого становится 
согласованным, основанном на общем интересе 
(“Мы вместе должны решить эту проблему”).