Совесть как этическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть совесть как этическую категорию.
Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:
- раскрыть понятие совести и её виды;
- рассмотреть различные взгляды на совесть;
- рассмотреть совесть среди других этических категорий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3 стр
Глава I. Понятие совести и её виды………………………………………..4 стр
Возникновение совести………………………………………………4 стр
Понятие совести………………………………………………………5 стр
Виды совести по Э.Фромму…………………………………………7 стр
Глава II. Различные взгляды на совесть…….…………………………….8 стр
2.1. Античность……………………………………………………………8 стр
2.2. Средние века……………………………………………………….... 9 стр
2.3. Эпоха реформаций…………………………………………………...10 стр
2.4. Эпоха просвещения…………………………………………………...11 стр
2.5. Новейшая философия………………………………………………...12 стр
Глава III. Совесть среди других этических категорий……………………13 стр
3.1. Совесть и стыд………………………………………………………….13 стр
3.2. Совесть и долг…………………………………………………………..13 стр
Заключение………………………………………………………………… 15 стр
Список использованной литературы……………………………………… 16 стр

Работа содержит 1 файл

Совесть-как этическая категория.docx

— 48.77 Кб (Скачать)

     Раз совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» — это поступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал: «Культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства» . И это — тот долг, который человек имеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном и последовательном исполнении долга.

Моральное сознание интригует заключениями, которые  здравому уму кажутся то логическими кругами, то тавтологиями. Но это все знаки автономии морального духа, который не может вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
      Проследив исторические метаморфозы, происходившие с совестью, несмотря на различия во взглядах разных мыслителей , всё же можно выявить одно положение, сквозившее через все точки зрения: главной функцией совести является регулятивность. Так или иначе,  её рассматривали в контексте, предполагавшем регуляцию поведения человека.  
      Механизм совести заключается в реализации нравственно значимой информации в поведении. Этот механизм предполагает постоянную оценку индивидом степени соответствия характера своих намерений, желаний, побуждений, а также предполагаемых или уже осуществляемых действий принятым для себя требованиям должного и допустимого. Движет индивидом особая нравственная потребность , сформированная в процессе воспитания и проявляющаяся постоянным желанием того, чтобы и намерения, и поведение соответствовали определенным нормам и требованиям. Это – нравственное желание. 
      В ходе данного исследования было выявлено, что, изучив понятие совесть с позиции этической категории, можно говорить о том, что на фоне становления новых, ещё не утвердившихся, ценностей, совесть выступает основным критерием нравственного выбора человека и, как следствие, определяет его поведение (это обуславливает актуальность проведённого анализа). Таким образом, совесть можно смело назвать не просто индивидуальным контролёром, но и регулятором нравственности всего общества в целом. Ведь деятельность каждого отдельно взятого индивида в итоге складывается в единую систему поведения целого общества.  
      Являясь основой нравственного сознания, совесть зачастую употребляется в качестве синонима всей морали. Конечно, нравственный мир личности не сводится только к сознанию совести и следованию её указаниям. Но очевидно, что именно совесть, находясь в тесной связи с другими категориями этики, является главной направляющей движений человеческой души, стимулирует многие другие душевные ощущения и побуждает человека к новым стремлениям. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Афанасьев  В.Г. Системность и общество. – М., 2003г.

2. Бергер П.Л.  Приглашение в обществознание: Гуманистическая  перспектива. –      М.: Аспект Пресс, 2000г.

3.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.  – М.: Гардарики, 2003г.

4.Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., и др. Обществознание: Курслекций: Учебное пособие. –  Ростов н/Д: Феникс, 2001г.

5.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Обществознание. –  М.: Аспект Пресс,2002 с.

6.Добреньков  В.И., Кравченко А.И. Обществознание. социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000г.

7. Золотухина-Аболина  Е.В. Курс лекций по этике.  – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совесть как этическая категория