Структура и функция морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу в целом. Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.История морали ……………………………………………………………….5
2.Структуры морали …………………………………………………………...9
3.Функции морали…………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы

Работа содержит 1 файл

12.ЭТИКА.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

       Всё что противоположно  злу,  есть  добро. В его понятии выражается

Всё  самое  светлое, надежды, желания - стремление  к человечности  и гуманизму. Под  добром  понимается  всё  то, что  способствует  улучшению жизни,  нравственному  возвышению  личности человека, совершенствованию  общества. Говоря  об  улучшении  жизни  имеется  ввиду  каждый  человек , т. к.гуманная  мораль  утверждает :  нельзя  быть по-настоящему  счастливым , когда  вокруг  другие  несчастны .  Итак  добро  и  зло  служат  ориентиром  при освоении  огромного  морального  мира .Моральный  человек  строит  свою  деятельность  таким  образом , чтобы  увеличивать добро и  уменьшать  зло. Но каждому  человеку  суждено  вырабатывать свою  личную  моральную  позицию , самому  делать  свой  выбор . При  этом  каждый  человек  ориентируется , выбирая  свой  моральный  путь , свою линию  поведения , на  общечеловеческие , абсолютные , моральные  ценности  и  идеалы ,  т.к.  они  являются  вечными  и  духовными .

     Слово  идеал произошло от греч. ἰδέα — образ, идея — высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления. Когда  мы  говорим идеальный  мы  имеем  ввиду  самое лучшее ,  совершенное  во  всех  отношениях .  Моральный  идеал  - это  всё самое  лучшее , что  выработано  моралью . Его  можно  сформулировать  кратко  и  чётко : это  всеобщее  единение  людей . Именно  духовное  единство служит высшим  моральным  образцом , на  который  ориентируются  люди  в  своём  стремлении  к  совершенству,  которое  достигается  только  через  соблюдение  принципов  и  норм  морали .  Вот ,  как  отзывается  Платон об  идеале:,, … это  высшее  благо  трудно ухватить логически ,  но  в  общих  чертах  можем  определить  его  тремя  моментами : истина , добро  и  красота . ,,

  У  Аристотеля  имелась  своя  точка  зрения : ,,  …  высшее  благо- это разная  деятельность  души , это  равновесие  между  страстями  и  разумом , которое  достигается   через  морально - этические  качества . С  помощью  разума человек  способен  охватить  мир, но при  этом  нужно  ещё  устранить животное  начало  в  себе .

  Вторым  ориентиром  для  выработки   моральных  позиций  человека  являются ценности, которых великое множество. У каждого  человека  складываются  свои  ценности ,  под  которыми  принято  понимать те  идеи , принципы  деятельности  или  же  предметы  ,  которые  людям  особенно  дороги, полезны и  необходимы  для  жизни .  Человек  выстраивает  для  себя  как  бы пирамиду  ценностей. При  определении  линии  своего  поведения  человек ориентируется  на  неё , выбирает  чему  отдать  предпочтение  по  сравнению  с  другими  ценностями . Ценности  бывают :  малозначительные ,  относительные ,  живущие  короткое  время , но  существуют ценности  особо  значимые - главные  человеческие ,  живущие  вечно  и  одинаково важные  для  всех  людей  - это  человеческая  жизнь , свобода , семья , Родина , истина ,  вера , справедливость  и  т.д. В  долгой  истории  человечества  существовало  много  разных  ценностей  и  идеалов. На  исторической  арене сменяли  друг  друга разные  личности,  народы ,  государства ,классы ,  цивилизации . Но  из  эпохи в  эпоху передаются  проверенные  временем  моральные  правила , ставшие  общечеловеческими  духовными  ценностями ,  которые  помогали  и  помогают человеку  выбирать  линию  своего  поведения. Люди  всегда осуждали  полость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, честность, самообладание, скромность.  Самой высшей  моральной ценностью является  любовь  к ближнему человеку . Нужно  быть  милосердным  и  великодушным. Нужно  уметь  терпимо  относиться  к  недостаткам  других  людей, уметь  прощать, жертвуя  подчас  своими  интересами. В  этом и  проявляется  любовь .

  В   XVIII в. И.Кант,  изучив  историю  морали, сформулировал  закон добра, который  звучит  примерно  так : ,, поступай  так,  чтобы  твои  действия  стали образцом, для  всех, всеобщим  моральным  законом . Но кто же контролирует  моральный  выбор  человека  в  его поступках ,  действиях ? Считается,  что  существуют  две  изначальные  позиции  для  своего  морального самоопределения. Одна  из  них -  ,, культура стыда ,, .  В ней человек пытается  рассмотреть  себя  глазами  другого  человека , и  под  этим  взглядом, есть ли  он  или представляется , испытывает  стыд  за  свои  неверные  поступки  и  намерения, если  они  не  совпадают  с  общепринятыми  в  коллективе .  Каждый  свой  шаг человек  соизмеряет и  обосновывает  с  мнением  окружающих  его  людей , одобрение  которых  хочет  заслужить . Поведение  коллективно согласованно.

   В  этой  культуре  любой  поступок  не  соответствующий  общепринятому  подозрителен ,  подвергается  осуждению  либо осмеянию . Человек  воспринимает  общий  тон ,становится  частицей  общего  морального  сознания , коллективного  представления  о  том , что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо .Культура  стыда  возникла тогда , когда  человек  не  мыслил  себя  отдельно от рода . Со  временем  стала  формироваться  другая  культура  или  установка морального  сознания - культура  вины . Она  связана  с  возникновением  более  развитой  личности, ощущающей свою  личную  зависимость уже не  от окружающих,  а от  высших  сил .  Становится  стыдно не  перед окружающими , а перед самим  собой  , т.е.  выполняется  внутренний  самоконтроль  за своими  деяниями , думами  и размышлениями.  Этой  функцией  занимается - совесть - внутренний  голос, внутренний  моральный контроль .  Любовь ,долг , ответственность побуждают  человека  к  действиям . Но  внутри  человека  каждый  его  шаг  проверяется  его  совестью : человек  сам  сознательно анализирует  свои  обязанности ,  сам  сознательно  требует  от  себя  их  выполнения  и  сам  же  сознательно  себя  критикует ,  даёт  оценку  своим  поступкам .  Получается , что совесть - это осознание  своего  долга  и  ответственности  т.е.  самооценка  человека.  Совесть , сознание  долга , проявляются необязательно на  уровне  рассудка , а иногда  и прежде  всего  на  уровне  глубоко  личностного  чувства .  Человек  может  не  вполне осознавать, почему совесть  велит  ему  поступать  именно  так ,  а  не  иначе .Руководствуясь  совестью , человек  в  самых  глубоких  тайниках  своей  души  судит о  добром  и  злом .  Когда  внутренний  голос ( самоконтроль ) говорит  человеку , что  он  поступил  честно , правильно ,т.е. не  совершил  ни  чего плохого, выступил  на  стороне  добра, совесть человека  чиста, спокойна  и  наоборот . Никто  не  знает  точно , откуда  у  человека совесть ,  почему  она  обладает  такой  силой ,  всё  видит  и  знает ,  почему  умеет  подсказать  нам  какой  сделать  выбор ,  почему  умеет  дать  внутреннюю  оценку  нашему  выбору, нашему  поступку , почему  именно  перед  совестью нам  надо  держать ответ. Одни  полагают , что  совесть - это  голос  Бога  внутри  человека, другие  утверждают , что  она  результат  долгого развития  человеческого опыта.  

    
 

                                     
 
 
 
 

                                          3. Функции морали.

   Философы  утверждают , что  у  морали  три  основных  функции :  оценивающая ,  регулирующая , воспитывающая .

    Оценивающая : все  поступки, всю  общественную  жизнь ( экономику, политику , культуру ) мораль  оценивает  с  точки  зрения  гуманизма , хорошо  это или  плохо , добро  это  или  зло . Если  поступки  полезные  людям , способствуют  улучшению  жизни , свободному  развитию - это  хорошо , это  добро. Не  способствуют, мешают - зло. Если  человек хочет оценить с моральной  точки  зрения (  поступки  людей, поведение ), то  он  пользуется  терминами   добра и зла , либо  близкими  по  значению  словами понятиями : честь- бесчестие, порядочность - низость , подлость  и т.д. ,  при этом  выражает  свою  моральную  оценку ,  либо  порицает , либо  хвалит , либо  критикует.

   Оценка  влияет на  практическую  деятельность, иначе она была  бы  не  нужна. Когда  явление  оценивается, как добро, то к нему  надо  стремиться , если  зло, то  искоренять  и избегать . Следовательно, оценивая  окружающий  мир, мы  что-то  в  нём  изменяем  и  прежде  всего  себя, свою  позицию, поведение,  мировоззрение .  Мораль  помогает  нам  в  поиске  истинных  ценностей.

        Регулирующая :    Мораль  регулирует  поведение  и  сознание  человека  в той  или  иной  степени  во  всех  без  исключения  сферах  общественной  жизни  - в  труде,  быту,  политике, в  семейных,  личных, внутригрупповых,

межклассовых  и  международных  отношениях . В  отличии  от  особых  требований,  предъявляемых  в  каждой  из  этих  областей  принципы  морали  имеют  социально - всеобщее  значение  и  распространяются  на  всех  людей, фиксируя  в  себе  то  общее  и  основное, что  составляет  культуру  межчеловеческих  отношений  и  откладывается  во  многовековом  опыте  развития   общества.  Они  поддерживают  и  санкционируют  определённые  общественные устои , строй  жизни  и  формы  общения (или  напротив  требуют  их  изменения) в самой общей форме, в отличии от  более детализированных, традиционно - обычных, организационно - административных  и  технических  норм.

   Мораль  не  пользуется  услугами  ведомств  и  чиновников. Она  регулирует движение  нашей жизни через  мнение  окружающих  людей, общественное мнение, через внутреннее  убеждение личности,  через  совесть. Человек очень  чуток  к  мнению  окружающих, ему  не  безразлично,  что  о  нём  думают, следовательно  общественное  мнение  может  оказывать  влияние  на  человека,  регулировать  его  поведение, причём  такое  регулирование  основано  не на  силе  приказа , закона , а  на  моральном  авторитете, моральном  воздействии . Но  бывают  случаи  ,  когда  общество  находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя  в обществе, должен  прислушиваться  к своему  мнению , а самое  главное  уметь правильно  его оценивать , не  быть  бездушным  винтиком  в  государственной  машине  и  не  рабом  общественных  отношений.  В  нужных  случаях  становиться борцом, защищая  истину, справедливость, гуманизм.

        Воспитательная:  мораль  занимает  особое  положение в воспитатель-

ном  процессе,  помимо  воспитания  со  стороны других  людей (родителей, учителей,  общественного  мнения), а  также  самовоспитания. Дело  в  том, что  мораль  присутствует  везде,  она  входит  во  все  части  человеческой  деятельности,  а значит  и в воспитание -  умственное, физическое , эстетическое -  и  является  для  воспитания  самым высоким ориентиром , выдвигая  перед  ним  моральные  идеалы .

    Из  особого  положения  морали  в  воспитательном  процессе  вытекает и  её особая  задача  в  обществе : придавать  воспитанию  правильную  ориентацию, способствовать  гармоничному  сочетанию личных  и общественных  интересов т.е. способность  человека  заботиться  о  других  также ,  как  и  о  себе.

   Мораль  учит  нас  видеть  ценность  в  каждом  человеке  и призывает к гуманному  отношению людей друг  другу. Мы  своим поведением  никогда  не должны  угнетать  интересы  и  права  других  людей. Мораль  учит  делать каждое  дело  так, чтобы от  этого не  было  плохо другим  людям .  Иначе говоря, воспитательная  задача морали  в том, чтобы воспитывать человека, умеющего   действовать  справедливо   и  гуманно .

                                         

                                
 
 
 
 
 

                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Заключение

   В  наше  нелёгкое  время  хочется  сказать: Доверие к морали  утрачено,  сама  мораль  потеряла  смысл. Ведь  большинство поступков людей

отбрасывают вечные  истины,  выстраданные  человечеством. Девизом  является  высказывание “Все  мои  поступки  должны  определяться  только

одним - моей  выгодой”. Высшей  ценностью  является - выгода , эгоизм

(сюда  можно  записать  бесчеловечность, предательство), которое принесёт

финансовое  повышение,  повышение по  службе.  В окружающем  мире  всё

меньше  становится  друзей, ведь  они для многих  являются  средством поднятия  ещё  на  одну  ступень  выше, многие шагают  по головам  других  и  процветают. Но  эти  люди  не  понимают, что отступив  от принципов  морали, они становятся  игроками  в  игре  без  моральных  правил , где  принято  предавать, обманывать, топтать. Мгновенная  выгода  от какого-нибудь  аморального  поступка  может  обернуться  невыгодой  в  перспективе.  Хотя  было  бы   не  совсем  верно полагать, что в жизни злой  поступок  будет  обязательно  наказан.  Но  не исключена возможность, что в этой  игре  найдётся  тот, кто будет более ловкий , который свернёт шею своему  сопернику . Люди  ценящие  общечеловеческие  ценности  в  такой  игре  участие  не  принимают. Ни  один  человек не  рождается ни подлецом, ни героем.  Он как  скульптор  высекает  себя  из  глыбы  мрамора,  зачастую  почти  незаметными  делами  творит  себя, а  подвиги  или  преступления  являются  результатом  этой  работы. Но  большинство  людей   в  наше  нелёгкое  время  имеют  надёжную  духовную  опору -  мораль ,  которой  пользуются  в соответствии  с  её  требованиями , принципами  и  нормами .  Ведь  как  учит древняя  мудрость ,  жить  по  законам  морали  практичнее ,  чем  нарушать их, ибо  в  противном  случаи   потеряешь гораздо больше,  чем приобретёшь. 
 
 

                                       Список литературы 
 
1. Адорно Т. В. Проблемы философии морали. М., 2000

2.Бондаренко Ю.А.  У  истоков  современной морали .1991г. 
3. Боголюбов Л.Н.  Введение в  обществознание .  2000 г.     

4. Ватин И.В. Верещагин В.Ю.  и др. Основы  философии   в 
вопросах  и ответах.2002г.

5. Гуревич П. С. Этика. Учебник. М., 2006.

6. Иванов В.Г. Этика: Учеб. пособие.- СПб.: Питер. 2009

7. Разин  А. В. Этика. Учебник. М., 2003. 
 
 

     
 

 

  

Информация о работе Структура и функция морали