Структуры и функции морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений. Есть ещё много сторон человеческого общения, которые не могут регламентироваться силой закона, принудительно.

Содержание

Введение
1. История морали
2. Структуры морали
3. Функции морали
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Структура ифункции морали.doc

— 78.50 Кб (Скачать)
n="justify">      В XVIII в. И.Кант, изучив историю морали, сформулировал закон добра, который звучит примерно так: «поступай так, чтобы твои действия стали образцом для всех, всеобщим моральным законом». Но кто же контролирует моральный выбор человека в его поступках, действиях? Считается, что существуют две изначальные позиции для своего морального самоопределения. Одна из них – «культура стыда». В ней человек пытается рассмотреть себя глазами другого человека, и под этим взглядом, есть ли он или представляется, испытывает стыд за свои неверные поступки и намерения, если они не совпадают с общепринятыми в коллективе. Каждый свой шаг человек соизмеряет и обосновывает с мнением окружающих его людей, одобрение которых хочет заслужить. Поведение коллективно согласованно.

      В этой культуре любой поступок, не соответствующий общепринятому, подозрителен, подвергается осуждению либо осмеянию. Человек воспринимает общий тон, становится частицей общего морального сознания, коллективного представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

      Культура  стыда возникла тогда, когда человек  не мыслил себя отдельно от рода. Со временем стала формироваться другая культура или установка морального сознания - культура вины. Она связана с возникновением более развитой личности, ощущающей свою личную зависимость уже не от окружающих, а от высших сил. Становится стыдно не перед окружающими, а перед самим собой, т.е. выполняется внутренний самоконтроль за своими деяниями, думами и размышлениями. Этой функцией занимается – «совесть» внутренний голос, внутренний моральный контроль. Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действиям. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью: человек сам сознательно анализирует свои обязанности, сам сознательно требует от себя их выполнения и сам же сознательно себя критикует, даёт оценку своим поступкам. Получается, что «совесть» - это осознание своего долга и ответственности, т.е. самооценка человека. Совесть, сознание долга, проявляются необязательно на уровне рассудка, а иногда и, прежде всего на уровне глубоко личностного чувства. Человек может не вполне осознавать, почему «совесть» велит ему поступать именно так, а не иначе.

      Руководствуясь  «совестью», человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добре и зле. Когда внутренний голос (самоконтроль) говорит человеку, что он поступил честно, правильно, т.е. не совершил ничего плохого, выступил на стороне добра, «совесть» человека чиста, спокойна и наоборот. Никто не знает точно, откуда у человека «совесть», почему она обладает такой силой, всё видит и знает, почему умеет подсказать нам, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему именно перед «совестью» нам надо держать ответ. 

      3. Функции морали 

      Философы  утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.

      Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения (поступки людей, поведение), то он пользуется терминами добра и зла, либо близкими по значению понятиями: честь - бесчестие, порядочность - низость, подлость и т.д.; при этом выражает свою моральную оценку.

      Оценка  влияет на практическую деятельность, иначе она была бы не нужна. Когда явление оценивается как добро, то к нему надо стремиться, если как зло - то искоренять и избегать. Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и, прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.

      Регулирующая: мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения.

      Мораль регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём думают, следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное уметь правильно его оценивать, не быть рабом общественных отношений.

      Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание - умственное, физическое, эстетическое - и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы.

      Из  особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. способность человека заботиться о других так же, как и о себе.

      Мораль  учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно.

 

       Заключение 

      В 21 веке вокруг нас всё меньше становится друзей, ведь они для многих являются средством поднятия ещё на одну ступень выше, многие (большинство) шагают по головам других и процветают. Но эти люди не понимают, что, отступив от принципов морали, они становятся игроками в игре без моральных правил, где принято предавать, обманывать. Мгновенная выгода от какого-нибудь аморального поступка может обернуться неудачей в перспективе. Хотя было бы не совсем верно полагать, что в жизни злой поступок будет обязательно наказан. Люди, ценящие общечеловеческие ценности в такой игре участие не принимают. Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем. Он как скульптор высекает себя из глыбы мрамора, зачастую почти незаметными делами творит себя, а подвиги или преступления являются результатом этой работы. Но большинство людей имеют надёжную духовную опору - мораль, которой пользуются в соответствии с её требованиями, принципами и нормами. Ведь как учит древняя мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретёшь.

 

       Список использованной литературы 

1. Большая Советская Энциклопедия. т. 16

2. Бондаренко  Ю.А. У истоков современной морали . 1991г.

3. Ватин И.В., Верещагин В.Ю. и др. Основы философии в вопросах и ответах. 2002г.

4. Боголюбов  Л.Н. Введение в обществознание . 2000 г.

Информация о работе Структуры и функции морали