Тенденции развития современного театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:53, реферат

Описание работы

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Сущность и назначение театра……………………………………………...4
Специфика театрального искусства………………………………………...5
Виды театрального искусства…………………………………………….....7
Зарождение театрального искусства. Развитие театра
4.1.Театр Востока..............................................................................................8
4.2. Театр Африки............................................................................................10
4.3.Театр Европы
4.3.1. Древняя Греция………………………………………………………10
4.3.2. Средневековье………………………………………………………..11
4.3.3. Русский театр………………………………………………………..13
Тенденции развития современного театра ....................................................14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

театр.docx

— 314.32 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Сущность и назначение театра……………………………………………...4
  2. Специфика театрального искусства………………………………………...5
  3. Виды театрального искусства…………………………………………….....7
  4. Зарождение театрального искусства. Развитие театра

    4.1.Театр Востока..............................................................................................8

    4.2. Театр Африки............................................................................................10

    4.3.Театр Европы

      4.3.1. Древняя Греция………………………………………………………10

        4.3.2. Средневековье………………………………………………………..11

        4.3.3.  Русский театр………………………………………………………..13

  1. Тенденции развития современного театра ....................................................14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы……………………………………….......17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Искусство существует и развивается как система  взаимосвязанных между собой  видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

В современной  искусствоведческой литературе сложились  определенная схема и система  классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они  относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три  группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного  образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени  композиция - Музыка, Литература.

Третью группу представляют пространственно-временные  виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

В данной работе я рассмотрю театральное искусство, его виды, специфику, историю возникновения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  и назначение театра 

Какие только перемены не происходили на земле — эпоха  следовала за эпохой, одна общественно-экономическая  формация сменяла другую, возникали  и исчезали государства, страны, империи, монархии, в глубинах океана исчезла  Атлантида, разгневанный Везувий горячей  лавой залил несчастную Помпею, на долгие века пески занесли на Гиссарлыкском  холме воспетую Гомером Трою, —  но ничто и никогда не прерывало  вечного бытия театра.

Наидревнейшее творение человека, до наших дней сохраняет  он неизменную притягательную силу, неистребимую жизнестойкость, тот чудодейственный  эликсир молодости, секрет которого так и не открыли алхимики средневековья. Во все предшествующие эпохи, сколько  бы их ни насчитать — всегда, — жила в человеке вечная потребность в театре. Та потребность, что зародилась некогда на древних дионисовых празднествах винограда рей в честь мифического божества земного плодородия

 Театр нужен  был человеку всегда! Десятки  тысяч зрителе — чуть ли  не все население городов-республик  — добирались на театральные  представления в Древней Греции. И поныне напоминанием о том  служат полуразрушенные временем  величественные амфитеатры, сооруженные  в бесконечно далекие от нас  времена.

Как только не складывалась в прошлом судьбе театра! Он испытал, пережил все, пока не обрел своего постоянного крова — театрального здания. его представления давались всюду — на площадях и яр марках, на церковных папертях, в замке знатного феодала, в монастырской обители, в раззолоченной дворцовом зале, на постоялом дворе, в поместье вельможного крепостника, в церковной школе, на сельском празднике... 

Всякое бывало в его судьбе... Его проклинали, ненавидели, запрещали, подвергали гонениям и издевательствам, наказаниям и  преследованиям, отлучали от церкви, грозили  кнутами и виселицами, всеми небесными  и земными карами. Но в борьбе с ним сни кали его враги  и гонители — короли, монархи, государи, цари, императоры, невежественные властолюбцы.

Никакие испытания, никакие беды и невзгоды не сломили вечной жизнестойкости театра. В античные времена, еще более двадцати веков назад, о сокровенной сути той силы, что так властно влечет человека в театр, размышлял греческий коме диограф Аристофан. За что люди любят театр, за что так ценят его мастеров?.. Они любят и ценят, отвечал первый комедиограф человечества, за правдивые речи за добрый совет и за то, что разумнее и лучше делаю граждан родной земли.

Школа жизни  — самая древнейшая, самая удивительная- и эмоциональная, самая праздничная, воодушевляющая, ни на что не похожая  великая школа, — вот что такое  театр!

Театр — школа  жизни. Так говорили о нем из века в век. Говорили всюду: в России, во Франции, Италии, Англии, Германии, Испании...

Кафедрой добра  называл театр Гоголь.

Герцен признавал  в нем высшую инстанцию для  решения жизненных вопросов.

Весь мир, всю  вселенную со всем их разнообразием  и великолепием видел в театре Белинский. Он видел в нем самовластного  властелина чувств, способного потрясать  все струны души, пробуждать сильное  движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями. Он видел  в театре какую-то непобедимую, фантастическую прелесть для общества.

По мнению Вольтера, ничто не стягивает теснее узы  дружбы, чем театр.

Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер утверждал, что "театр располагает самой  проторенной дорогой к уму  и сердцу" человека.

"Зеркалом  человеческой жизни, примером  нравов, образцом истины" называл  театр бессмертный творец "Дон  Кихота" Сервантес.

Специфика театрального искусства

 

Человек обращается к театру как к отражению своей  совести, души своей — он узнает в театре самого себя, свое время  и жизнь свою. Театр открывает  перед ним удивительные возможности  духовно-нравственного самопознания

И пусть театр, по эстетической природе своей, искусство  условное, как и другие искусства, на сцене возникает перед зрителем не сама реальная действительность, а  только ее художественное отражение. Но в отражении том столько правды, что она воспринимается во всей своей  безусловности, как самая доподлинная, истинная жизнь. Зритель признает высшую реальность существования сценических  героев. Восклицал же великий Гёте: "Что может быть больше природой, чем люди Шекспира!"

Не в этом ли и сокрыта чудодейственная  духовная, эмоциональная энергия  театра, неповторимое своеобразие его  воздействия на наши души...

Вам приходилось  когда-либо видеть на концерте симфонической  музыки веселого, заразительно хохочущего человека?..

Можно, пожалуй, сказать уверенно: нет, не приходилось!

Вы не встречали  в картинной галерее рыдающего  человека, который не в силах был  сдержать горьких слез перед картиной живописца?..

Нет, тоже, наверное, не встречали!

А в театре?..

А в театре, в  оживленном сообществе людей, собравшихся  на сценическое представление, возможно все: смех и слезы, горе и радость, нескрываемое негодование и буйный восторг, печаль и счастье, ирония и  недоверие, презрение и сочувствие, настороженная тишина и громогласное одобрение, — словом, все богатства эмоциональных проявлений и потрясений души человеческой.

Не потому ли и не сопоставимо ни с чем столь  непосредственное, душевно открытое восприятие театрального действия?

Оно несопоставимо  с творчеством писателя. Его книга  — уже законченное литературное произведение, и принимать ее следует  такой, какая она есть, какой вышла  из-под пера автора, не считаясь с  тем, из века в век.

Оно несопоставимо  и с творчеством художника. Eго картина, его гравюра или акварель — тоже уже за конченный процесс творчества. Художник может экспонировать их на выставке, в картинной галерее, художественном музее, может продавать их и дарит или хранить у себя в мастерской.

В отличие же от литературы, от живописи, скульптуры пришедший в театр зритель  становится не созидателем уже созданного, а непосредственным соучастником творчества. Он активно вовлечен театром живой  и волнующий процесс самого создания сценического произведения — спектакля. Ведь спектакль начинает жить только с того самого мгновения, когд. раскрывается перед зрителем театральный занавес  И перестает существовать, когда  занавес закрывается когда пустеет  зрительный зал и потухают театральны огни.

Хороший спектакль  надолго сохраняется в театральном  репертуаре. Но всякий раз, при каждой новой встрече со зрителем он заново возникает, заново рож дается. А потом, как и положено, его не станет: артисты разойдутся по домам, со сцены  уберут декорации, унесут реквизит и  бутафорию, и на опустевшей сцен от спектакля, который только что так  волновал и трогал зрителя, ничего не останется.

Но сколько  бы ни прошло после того времени, день, обозначенный на театральной афише, он возник нет, как не однажды возникал и ранее. Между сценой и зрительным залом опять возгорится чудесны! огонь взаимосвязи души и мысли. И накал этого эмоционального, духовного взаимообмена непременно скажется и на актерском исполнении, и на всей атмосфере зрительного  зала.

В последующие  дни, недели и месяцы все повторится снова и снова. Но постоянно повторяемый  спектакль не будет одним и  тем же. Всякий раз, в зависимости  от сегодняшнего внутреннего состояния  зрительного зала, от сегодняшнего душевного настроя актеров и  от множества других причин и обстоятельств, способных повышать или же снижать  эмоциональный тонус творчества, он чем-то будет отличаться.

Один и тот  же спектакль может идти при удивительно  горячем, взволнованном восприятии зрительного зала, при праздничном  воодушевлении актеров, импровизационном блеске их мастерства. И он же может  пройти уныло, при неожиданном зрительском  равнодушии, без всякого подъема, словно кто-то подменил актеров, только еще вчера с таким воодушевлением выступавших в том же самом  спектакле, в тех же самых ролях. 
 
 
 

Виды  театрального искусства 

ВОДЕВИЛЬ —  вид комедии положении с песнями-куплетами  и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присуши задорное веселье, злободневное отображение  действительности.

ДРАМА — один из ведущих жанров драматургии, начиная  с эпохи Просвещения, в котором  изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных  отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьезным  содержанием, отражала различные аспекты  жизни человека и общества, исследовала  человеческую психологию.

КОМЕДИЯ — вид  драмы, в котором действие и характеры  трактованы в формах комического. Как  и трагедия, родилась в Древней  Греции из обрядов, сопровождавших шествия  в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей. Лучшие образцы этого жанра отличаются бескомпромиссность» анализа, остротой и смелостью в высмеивании  пороков общества. В разных странах  возникали свои варианты комедии. Известны «ученая» комедия итальянских гуманистов и испанская комедия Лопе де Вега и Кальдерона, английская комедия  эпохи Возрождения, французская  классицистская комедия эпохи Просвещения, русская реалистическая комедия. По принципу организации действия различают  комедию характеров, положений, идей. По типу Сюжетов комедии могут  быть бытовыми и лирическими, по характеру  комического — юмористическими, сатирическими.

Информация о работе Тенденции развития современного театра