Толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему?
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.
Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………2стр.
II. Природа и определение толерантности………………………………………..3-5
III. Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества…..5-7
IV. Проблемы этнической толерантности ………………………………………..7-8
V. Религиозная толерантность.…………………...………………………………..8-9
VI. Проблема толерантности современной России ……………………………...9-12
VII. Принципы и аспекты толерантного воспитания ………………..………….12-14
VIII. Заключение…………………………………………………………………….15
IX. Список литературы……………………………………………...……………....16

Работа содержит 1 файл

толерантность.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Содержание 

  I. Введение…………………………………………………………………………2стр.

  II. Природа и определение толерантности………………………………………..3-5

               III. Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества…..5-7

  IV. Проблемы этнической толерантности ………………………………………..7-8

  V. Религиозная толерантность.…………………...………………………………..8-9

  VI. Проблема толерантности современной России ……………………………...9-12

  VII. Принципы и аспекты толерантного воспитания ………………..………….12-14

  VIII. Заключение…………………………………………………………………….15

  IX. Список литературы……………………………………………...……………....16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Введение 

       Вот уже несколько лет мы живем  в 21 веке. Прогресс, экономика, новые  компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна  быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе  происходит активный рост агрессивности, экстремизма,  конфликтов. Почему?

       Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала  терпимость к различиям среди  людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.

       Нетерпимость  присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.

       Нетерпимость  общества это слагаемое нетерпимости его граждан. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему - конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни части людей. Нетерпимость ведет только к встречной нетерпимости.

       Толерантность – это фактор, стабилизирующий личность изнутри, а также и извне, как фактор, направляющий отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой, который сегодня очень важен.

       Исходные  принципы толерантности:

       1)отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;

       2)добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести». 3)умение принудить себя,  не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствует в целом сдержанности и терпимости;

       4)подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности;

       5)принятие Другого, который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

       Становление открытого гражданского общества, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. 
 
 
 
 

II. Природа и определение толерантности 

       Толерантность и интолерантность – один из наиболее существенных явлений и поведенческих  характеристик индивидов в плане общественных отношений. Надо учитывать, что число причин для проявления толерантности, а еще более – интолерантности в современном мире неуклонно возрастает. При этом «активная жизненная позиция», «гражданственность», «патриотизм» и другие важные и ценные качества непосредственно связанные именно с не безразличием человека к окружающему, с его заинтересованным, пристрастным отношением. В связи этим данные ценные качества должны прививаться подрастающему поколению таким образом, чтобы они не оборачивались конфликтами, враждой, кровопролитием. Следовательно, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности – одна из наиболее актуальных общественных задач.

        Толерантность и интолерантностьэто особое отношения, которые формируются (как и всякое отношение) на основании оценки некого объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом. Следовательно, здесь справедлива формул: связь → оценка  → отношение → поведение (намерение), толерантное или интолерантное.

        Отношение толерантности или интолерантности (по ситуации) могут наполняться дополнительными эмоциями. Естественно, что толерантное отношение наполняется позитивными эмоциями, интолерантное – негативными.

        В иерархии отношений толерантности и интолерантности играет роль базисных. Толерантность как отношение порождает отношения доверия, готовность (установку) к компромиссу и сотрудничеству, а также радость, общительность, дружелюбие. Соответственно интолерантность как отношение порождает негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, а также негативные эмоции – гнев, досаду, злобу и злость.

       Всегда  ли возможно быть толерантным? Очевидно, что нет: как по причине особенностей конкретного индивида, так и исходя из существа дела. Следовательно, интолерантность тоже имеет право на существование, но в четко определенных случаях (ситуациях). К примеру, наличие в законодательстве различных стран Уголовного кодекса свидетельствует об интолерантности общества к тем или иным особенностям поведения граждан, нарушающих закон.

       Интолерантность – это всегда проявления небезразличия, тогда как толерантность может быть как активной (на основание небезразличия), так и пассивной (на основании равнодушия).

       В самом общем понимании толерантность  – это отсутствие (негативной) реакции индивида во всех тех случаях, когда она возможна и ожидаема внешним наблюдателям. В основании толерантности лежит или отсутствие оснований для негативной реакции, или сдерживание себя индивидам. Толерантность при отсутствии оснований для негативной реакции – естественная толерантность, толерантность, несмотря на наличие оснований, - проблемная толерантность.

       Когда у индивида есть основание для  негативной реакции, но от себя сдерживает, то это следующие разновидности  проблемной толерантности:

       ∙  толерантность подчинения (иерархия),

       ∙  толерантность выгоды,

       ∙  толерантность умысла,

         толерантность воспитанности.

       Очевидно, что почти любой индивид воспринимает замечание начальства более сдержанно, чем замечания равных себе по положению, или тем более подчиненных. Примером толерантности выгоды является случай, когда учитель в классе терпит шалопая, отец которого – видное лицо в городе и который вознаграждает такое отношение учителя различными благами. Очевидно также, что толерантность подчинения и толерантность выгоды – это проявление толерантности более общего плана – вынужденной толерантности. Толерантность умысла – индивид до поры терпит неприятное для него поведение того, кого он хочет ввести в заблуждение своей нарочитой терпимостью. Толерантность воспитанности, близкая по природе к толерантности снисхождения, - проявление толерантности (в тех или иных ситуациях) становится для индивида одним из способов личностного самоутверждения, и подобный индивид считает «ниже своего достоинства» проявлять интолерантность. Конструктивная толерантность – это тоже один из проявлений толерантности выгоды.

       Английское  понятие «толерантность» соответствует  трем нашим понятиям: терпение, терпеливость, терпимость. Ключевым содержанием всех этих слов является отсутствие нежелательной реакции индивида в ситуации, когда она вероятна или вынуждена. При этом терпение – это отсутствие (негативной) реакции к конкретной ситуации. Терпеливость – свойство индивида, как правило, проявлять терпение, что становится чертой его характера. Терпимость – общественное явление (или состояние общества), которое заключается в том, что множество индивидов (граждан) склонны проявлять терпение, быть сдержанными и неагрессивными. Толерантность не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.

       Терпимость  по смыслу согласуется с выносливостью  и может быть как физической (к  примеру, терпимость к переменам  погоды, боли, бытовым невзгодам) – способностью воспринимать их без негативных эмоций («у природы нет плохой погоды»), так и психической – способностью терпеливо (без признаков нетерпения) выслушивать путаные объяснения кого-либо: например, учитель, терпеливо выслушивающий ответ бестолкового, но старательно-многословного ученика.

       Существует  врожденная толерантность – неагрессивность, когда индивид изначально преднастроен на толерантность, и приобретенная (благодаря воспитанию) толерантность, когда последняя определяется сформированными у него установками, привычками, мировоззрениями. Следует различать также стремление (желание) желание индивида проявить толерантность (сдержаться) и его психические возможности к этому: бывает нечто, затрагивающее индивида, не отреагировать на которое «выше его сил». Бывает также, что индивид терпит нечто «до поры», затем «не выдерживает» и реагирует в полную силу - чаще это относится к проявлениям интолерантности.

       Следовательно, толерантность или интолерантность  как свойства индивида связаны, по крайне мере, с двумя факторами: способностью к торможению (сдерживанию) неблагоприятных реакций и способностью справедливо оценивать значимость той или иной ситуации. Люди с гибким мышлением обычно более толерантны: они способны взглянуть на ситуации и c «другой стороны», мысленно встать на точку зрения оппонента, войти в его положение и принять систему его доводов и только на основании всего этого определить свою окончательную реакцию.

       В целом толерантность воспринимается как положительное качество, но оправдано  это далеко не всегда. К примеру, требовательность (но не придирчивость) – это проявление небезразличия (родителей, начальника) к качеству и стилю поведения индивида (обучаемого, подчиненного). Следовательно, определенная мера интолерантности  тоже необходима – важно лишь, чтобы это не была интолерантностью к таким особенностям индивида, изменить которые не в его силах (расовая, национальная принадлежность, внешний вид и т.д.).

       Толерантность может быть и аморальной. К примеру, цинизм – это безнравственная  толерантность ко злу, проявляющаяся в том, что индивид не видит между добром и злом принципиальной разницы и готов оправдывать проявления зла соображениями типа «такова жизнь». В свою очередь принципиальность – это нравственно оправданная интолерантность.

       Толерантность/интолерантность – понятия, связанные со многими аспектами психологии и социологии. Вот некоторые из них: привычка, установка, потребности, мотивация, смысл жизни, различие, запрет, принадлежность, иерархия, авторитет, понятие недостатка, противоречие, чувство собственного достоинства, провокация, фанатизм, архетипы, эталоны, знаковые системы…

       Проявления  толерантности/интолерантности могут распространяться на различные аспекты жизнедеятельности человека. Отсюда толерантность/интолерантность: возрастная; образовательная; национально-этническая; религиозная; географическая; политическая; классово-социальная и т.д. 
 

III. Толерантность: сущность, роль и значимость

для личности и общества 

       Если  попытаться коротко охарактеризовать суть толерантности (терпимости), то следует в первую очередь подчеркнуть, что это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого объекта, любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую конфессиональную или расовую принадлежность. Толерантность имеет разные формы: личная, общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании), государственная (отраженная в законодательстве, политической практике). Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости является понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от наших.

       Следование  в быту толерантным моральным  установкам может способствовать создание для человека комфортных условий  существование, нейтрализации агрессивных, конфликтных взаимоотношений. В тоже время подобное поведение  -  показатель интеллектуального уровня человека, готового обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, нрав и манеры поведения путем контактов с иными воззрениями и практическими действиями. Толерантность является признаком уверенности человека в надежности своих позиций, отсутствия боязни сравнения и конкуренции с другими воззрениями, боязни утратить свойственные ему различия. При том, что основным фактором установления толерантности являются объективные внешние условия существования индивида или социальных группы, в каждом отдельном случае играет свою роль и индивидуально-психологические особенности личности, ее природная склонность к терпимости и согласию.

Информация о работе Толерантность