«Я» как автор и творец собственного нравственного пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 12:16, доклад

Описание работы

Что же такое нравственное пространство? Для меня нравственное пространство состоит из двух составляющих: первое это свои нравственные ориентиры и принципы, а второе это выбор своего окружения , ориентируясь на моральные качества этих самых окружающих, на их нравственные позиции в жизни.
Я считаю, что нравственное пространство каждый определяет для себя сам. Да, конечно, есть уже установленные обществом нравственные границы, перейдя которые нас начинают осуждать. Но это не значит, что мы не можем установить для себя свои нравственные ориентиры. Зачастую мы и осуждаем других не по общим установленным принципам, а по своим. Мы ставим в главную очередь свои принципы сами для себя, стараемся придерживаться их и не нарушать. Поэтому и получается так, что и других мы судим по своим принципам, загоняем их в свои рамки.

Работа содержит 1 файл

я как автор и творец собственного нравственного пространства гму-1-10.docx

— 20.62 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный  педагогический университет 

им. И.Я. Яковлева»

Факультет управления

 

 

 

Эссе

по дисциплине «Этика и  культура управления» на тему

«Я» как автор и творец собственного нравственного пространства.

 

 

 

Выполнила студентка :

3 курса Факультета управления 
специальности «Государственное и муниципальное управление»

Федорова Мария Эдуардовна

  Руководитель: 
Игнатьев Алексей Михайлович 

 

 

 

 

Чебоксары 2013   

       Что же такое нравственное пространство?  Для меня нравственное пространство состоит из двух составляющих: первое это свои нравственные ориентиры и  принципы, а второе это выбор своего окружения , ориентируясь на моральные качества этих самых  окружающих, на их нравственные позиции в жизни.

      Я считаю, что нравственное пространство  каждый определяет для себя  сам. Да, конечно, есть уже установленные   обществом нравственные границы,  перейдя которые нас начинают  осуждать. Но это не значит, что  мы не можем установить для  себя свои нравственные ориентиры.  Зачастую мы и осуждаем других  не по общим установленным  принципам, а по своим. Мы  ставим в главную очередь свои  принципы сами для себя, стараемся  придерживаться их и не нарушать. Поэтому и получается так, что  и других мы судим по своим  принципам, загоняем их в свои  рамки.

         Нравственное пространство это  некая оболочка человека, в которую  он вбирает свои лучшие человеческие  качества и идет по жизни.  Главное чтобы нравственное пространство  людей не сталкивались , хотя это  и происходит очень часто. Я  хочу сказать , что когда нравственные  ориентиры людей сталкиваются, то  всегда возникает конфликтная  ситуация, потому что в этом  случае двое участников «столкновения»  начнут доказывать свои точки  зрения. Каждый начнет мерить  другого по своим меркам, по  своим моральным принципам, начнет  лезть в пространство другого.  И поэтому возникают ссоры,  конфликты, потому что один  начинает указывать другому на  его недостатки. А поскольку если  мы устанавливаем свое нравственное  пространство для себя , то оно  кажется нам совершенным , идеальным  и мы не терпим ,когда его  кто-то критикует.

Но есть люди, смотря на которых  начинаешь сомневаться , что им знакомо  слово « нравственность». Такие  люди ведут себя безнравственно и  самое главное это то, что они  за это сами себя нисколько не винят. Они устанавливают очень узкий  круг нравственности и к тому же не подчиняются и общепринятым моральным  принципам. Хотя с другой стороны, можно  сказать, что они наоборот не устанавливают  никаких моральных, нравственных ориентиров в своей жизни. Такие люди живут  по принципу – «Что хочу, то и делаю» либо « я сама личность и никто  мне не указ».

Для того, чтобы в жизни  чего-либо добиться необходимо определять границы, в том числе нравственные. Нужно решить для себя ,на что  ты готов пойти ради данной цели, готов ли ты переступить собственное  «Я» и поступить не по совести? Надо определиться изначально какие  жертвы ты готов принести ради достижения цели, готов ли ты переступать «через головы» других людей, сделать их несчастными, чтобы исполнить свою мечту или дойти до указанной  цели. Лично я считаю ,что поговорка  « на чужом горе собственного счастья  не построишь» верна и даже если решиться и   переступить через  моральные  нормы и даже через  собственное нравственное пространство, но тем самым сделать несчастным другого, то это обязательно вернется. Сделанное злодеяние не остаются ненаказанным.

Поэтому пути, по которому планируешь идти до данной цели перед тем, как  идти к достигнутой цели в жизни  необходимо изначально определять. Взвесив  все «за» и «против» и придя  к единому мнению по поводу дальнейших действий нужно идти к поставленной цели или мечте.

Лично я сама для себя лет, наверное, в 14 решила установить нравственное пространство, хотя  тогда этого  понятия я не знала и просто сама для себя установила некие моральные  границы. Насколько я помню, на мое  такое решение никто прямо  не влиял, никто не заставлял их устанавливать. Я думаю это как раз такой  возраст, когда мы из детей превращаемся в более или менее сознательных людей, мы начинаем осознавать , что  в дальнейшем нам за свои действия и поступки придется отвечать самим. Вот тут то , мы и понимаем , что  нужно устанавливать для себя какие-то границы. Нужно определиться , что можно делать , а что уже  нельзя, что считается хорошим  поступком , а что проступком. Границы, которые не следует переходить. Зачастую нам в этом выборе помогают родители. С раннего детства они нас  учат  быть хорошим манерам , они  помогают нам определить какой поступок хороший , а какой плохой. Они всегда стараются нас хвалить и поощрять, когда мы делаем что-либо хорошее, и  так же наказывают за плохие поступки. Таким образом, они нас ведут  по пути, где в итоге оказывается  выбор - придерживаться моральных устоев или нет. А главное , какие именно эти моральные принципы.

Моральные границы устанавливаем  мы сами. Чаще всего моральные границы  и принципы мы устанавливаем ,учитывая опыт старшего поколения. Мы смотрим  на действия, поступки родных и близких  нам людей и уже анализируя их действия и результат (последствия) этих действий мы для себя определяем хорошо это или плохо, нужно придерживаться таких же принципов или можно  обойтись и без них.

Например, для одного приемлемо  врать чужим людям, людям которым  он не доверяет , но для другого человека соврать даже чужому человеку это  уже моральный проступок; некоторые  могут нахамить своим родителям  или родственникам , а для других это просто на просто не приемлемо,  некоторые считают, что выражаться не культурными словами в общественных местах это в порядке вещей , а  для других это грех. Мы живем , подчиняясь своим внутренним нравственным ориентирам. Изо дня в день сталкиваемся с  проблемами морали, которые решаем исходя из собственных нравственно  установленных принципов, стараемся  сделать так, чтобы после принятых нами решений не возникали другие проблемы , и все решалось благополучно для каждого.

Еще я считаю, что создание нравственное пространство зависит  от культуры, от культуры речи и поведения. Бескультурный человек , как правило, безнравственен, он не соблюдает установленные  обществом нормы поведения и  культурный ценз.

Написанные следующие  строки , прошу не считать какой-либо агитацией своих идей и мыслей, а воспринять как мое сугубо личное мнение. Я  с детства и по сей  день считаю, что чем больше моральных  принципов, то тем шире нравственное пространство , а связано это было для меня с Богом. Члены моей семьи  довольно религиозные, поэтому с  детства у меня в голове сложился алгоритм , по которому за каждый плохой поступок, обязательно придется отвечать. Когда я оступалась и поступала  не правильно, то мне всегда говорили  что поступать так, как я это  не хорош и что Бог всегда все  видит. К чему все это я пишу? К тому , что считаю , что чем  больше вера человека в Бога, тем  больше, яснее и правильнее нравственное пространство человека. Религия помогает нам поддерживать наши нравственные устои, не позволяет упасть морально.

Если же говорить именно про мои моральные принципы, то они в общем, не выходят за рамки, установленные обществом: Во-первых, это, конечно же, «золотое правило  нравственности», это правило говорит  о том, что к людям надо относиться  так, как бы я сама хотела, чтобы  ко мне относились. Из этого нравственного  принципа следуют другие, похожие, но не менее важные.

Во-вторых, не хамить и не грубить людям, особенно близким; не врать и не лукавить, не договаривать или же наоборот преувеличивать; стараться  прислушиваться к чужому мнению, чтобы  быть объективной. Хотя в наше время  очень сложно соблюдать эти принципы, потому что каждый старается для  себя, а значит, конфликтные ситуации возникают очень часто и разрешить  их бывает очень сложно.

Так же в перечень моих моральных  принципов входит защита животных. Я считаю, что это тоже моральная  сторона человека, способность заботиться о братьях наших меньших, ведь зачастую наше отношение к животным показывает наше отношение к окружающим людям. То есть, таким образом, мы понимаем, что человек не наплевательски относится  ко всему окружающему, что он не эгоистичен.

Еще в перечень моих моральных  принципов входит хорошее отношение  к родителям и пожилым людям. Еще наши предки говорили, что каким  вырастет ребенок можно понять по тому, как он с детства и юношеского возраста относится к пожилым  людям и к родителям. Я очень  часто смотрю на то, как мои друзья относятся к своим родителям, потому что из этого отношения  можно сделать очень много  выводов о человеке, можно будет  понять как он будет относиться и  ко мне. Люди, которые прислушиваются к мнению родителей, помогают им и  стараются не разочаровывать их своими действиями и поступками вызывают у  меня огромное чувство уважения.

Вот примерно, таким образом, я образую вокруг себя свое моральное  пространство. С годами некоторые  нравственные принципы меняются, некоторые  расширяются в понимании, а некоторые  сужаются в виду печального  жизненного опыта. Свои принципы я пытаюсь менять с проходом определенного временного промежутка, поскольку набираюсь  опыта. К чему-то начинаю относиться серьезнее, а на что-то наоборот смотрю с позитивной стороны, начинаю искать определенные плюсы даже в вещах, которые меня не радуют. Наверное, не зря говорят: « Все, что не делается, делается к лучшему». Даже это выражение  я стала использовать в структуре  своего нравственного пространства.

Со временем и возрастом  пространство меняется. То, каким оно  было тогда, в 14 лет и какое оно  сейчас, когда мне 20 лет сравнимы легко. В основном ничего не изменилось. Я так же люблю животных, ценю друзей и уважаю родителей.

        Из  всего перечисленного я могу  сделать вывод, что свое окружение,  то есть моральное пространство, мы создаем сами, исходя из  анализа моральных поступков  других людей, которых хотим  приблизить к себе.

Конечно же, всегда есть исключения из правил. Иногда люди совершенно разные и по характеру и по нравственным принципам могут очень хорошо ладить и дружить. Они каким-то образом  дополняют друг друга, один «удерживает», а другой наоборот  тянет на приключения. Например, как это часто бывает, человек с «боевым» характером и  человек с «мягким» характером. Обычно это дружба начинается со школьной скамьи и длится либо до окончания  школы, либо до конца.

Обычно говорят, что дружат люди с общими интересами по жизни, люди, которые одинаково оценивают  ту или иную жизненную ситуацию. Но я считаю, что в дружбе не малую  роль играют и моральные принципы. Нравственное пространство мы создаем  по принципу - кто придерживается такого же морального принципа, как и мы, тот наш друг.

По моему мнению, при  выборе своего окружения мы даже больше ориентируемся на моральные устои  другого человека, нежели на интересы. Интересы у людей могут быть одинаковыми, но это не гарантия их дружбы. Человек  никогда искренне не будет дружить  с другим, если тот будет поступать  аморально по его мнению.

Например, в крупных компаниях  сотрудники дружат, образуют свой круг общения по моральным принципам  и в этом легко убедиться. Достаточно просто послушать их, допустим, во время  обеденного перерыва. Они первым делом  начнут обсуждать, анализировать, сказанные или сделанные  поступки человека из другой группы общения, который ,по их мнению, поступает не правильно, а именно безнравственно. Я считаю, что именно таким образом складывается нравственное пространство.

Еще с древних времен мудрецы  говорили, что каждый сам творец своей судьбы. Касается ли эта пословица  и нравственного пространства? Конечно  же, да. Каждый сам выбирает себе друзей, знакомых и из них он делает свое окружение, в том числе создает  нравственное пространство. Мы сами решаем, с кем нам будет интересно, с кем мы будем себя комфортно  чувствовать. Нас никто и никогда  не будет заставлять дружить с  человеком, который, нам не нравиться, потому что это просто напросто не реально. Ваша неискренность к этому  человеку все время будет мешать вашей беседе  и дальнейшей дружбе.

После всего написанного  хочу подвести итог и сказать, что  нравственное пространство это необходимое  для жизни каждого человека пространство. Оно определяется самим человеком  в ходе его жизни и получения  определенного жизненного опыта, после  чего он делает соответствующие выводы и  устанавливает либо меняет свои нравственные границы. Исходя из нравственного  пространства мы выбираем свой круг общения, дружим с теми, у кого такие же моральные и нравственные принципы. То есть спутников по жизни мы ищем опираясь именно каждый на свои собственные  нравственные границы: смогут ли они  свои границы вести по вертикали  и сделать так, чтобы они не сталкивались, дабы избежать конфликтных  ситуаций или менять свои принципы, чтобы они не противоречили человеку, который вам дорог.


Информация о работе «Я» как автор и творец собственного нравственного пространства