Активная роль государства в смешанной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:55, реферат

Описание работы

На данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной экономикой. В смешанной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

Содержание

Введение 4
1.Представления о роли государства в экономике. 5
1.1.Кейнсианство. 5
1.2.Монетаризм. 7
2.Смешанная экономика. Понятие. Характеристика. 11
3.Функции государства в смешанной экономике. Инструменты
реализации функций. 16
3.1.Правовое регулирование экономики. 16
3.2.Финансовое регулирование. 17
3.3.Государственное предпринимательство. 19
3.4.Социальное регулирование. 21
3.5.Стабилизационная функция государства. 22
3.6.Распределительная функция. 23
4.Особенности смешанной экономики в России 24
5.Противоречия регулирования смешанной экономики.
Достоинства смешанной экономической системы. 26
Заключение 29
Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

Активная роль государства в смешанной экономике (1).doc

— 149.50 Кб (Скачать)

В современных экономических системах учитываются идеи обоих направлений. Но поскольку в большинстве государств социальный сектор занимает важную часть экономики, основные принципы черпаются из кейнсианской теории. Это приводит к усилению роли государства и распространению смешанной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Смешанная экономика. Понятие. Характеристика.

 

 

Смешанная экономика (англ. mixed economy) - экономическая система, характеризующаяся наличием разных форм собственности и хозяйствования и способов регулирования экономических и социальных вопросов. «Смешанность» реализуется в воздействии государства и общественных институтов (структур) на те звенья (точки) экономических и социальных процессов, где рыночный механизм дает «осечки». Теоретическая основа смешанной экономики разработана основоположником теории государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнсом (1883-1946). В качестве основной регулируемой переменной Кейнс рассматривал спрос, стимулирование которого через систему государственных заказов позволяет добиться эффективного решения экономических и социальных проблем. Эти теоретические построения нашли воплощение в разработке и реализации в 1933-38 «Нового курса» Ф. Рузвельта (1882-1945) в США. Понятие смешанной экономики введено в 60-е гг. П. Самуэльсоном, определившим американскую экономику как смешанную систему свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется со стороны как государства, так и частных институтов. Ныне американская модель смешанной экономики - это модель предпринимательского общества, которая основывается на принципах либерализма, предполагающих приоритет частной собственности, свободного предпринимательства, рыночной конкуренции и незначительное прямое воздействие государства на экономику. Такая смешанная экономика ориентирована на всемерное поощрение предпринимательской активности и достижение успеха наиболее активной частью общества. Решение социальных проблем осуществляется государственным воздействием на распределение доходов (прогрессивное налогообложение, государственные социальные трансфертные программы), социальным страхованием, корректировкой распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта в направлении оптимизации производства общественных благ./7, c.234/

Экономика всех развитых капиталистических стран функционирует как смешанная, однако национальные  модели экономических систем различаются не только масштабами воздействия на экономические и социальные процессы, но и его качеством, под которым подразумевается характер и организация государственных институтов, способы их деятельности. В этих различиях главную роль играют не доля государственных расходов в бюджете страны и размеры общественного сектора, а функции государства. В Японии при высокой эффективности государственного воздействия на экономические и социальные процессы доля государственных расходов в ВВП мала. Японская смешанная экономика представляет собой регулируемый корпоративный капитализм, основанный на национальных традициях патернализма, сочетающий свободу частного предпринимательства, подкрепленную благоприятными условиями накопления капитала, с активной структурной, инвестиционной, внешнеэкономической и корпоративной социальной политикой. Эта смешанная экономика характеризуется некоторым отставанием темпов роста оплаты труда от темпов роста его производительности, за счет чего достигается, с одной стороны, снижение издержек производства и тем самым высокая конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке, а с другой - устойчивый экономический и социальный прогресс страны./12, c.17-22/ В отличие от американской и японской модели смешанной экономики европейских стран, методологии стержнем которых служит концепция социального партнерства, формировались под большим влиянием социал-демократия, идей и потому в большей мере социально ориентированы и допускают более высокий удельный вес государственного сектора в национальной экономике.

В частности, в Германии эффективная поддержка конкурентных начал и частного предпринимательства сочетается с развитой государственной и муниципальной социальной инфраструктурой, системой социальной защиты основной массы населения, широким участием общественных институтов (профессиональных, предпринимательских, потребительских, экологических и т.п. союзов и движений) в выработке и контроле экономической и социальной политики на государственном и местном уровнях. В шведской модели смешанной экономики производством занимаются частные предприятия, действующие на конкурентной основе, а государство выполняет социальные функции (занятость, образование, социальное страхование, НИОКР, транспорт)./8, c. 44/

Высокий уровень социальных гарантий классической смешанной экономики обеспечивается за счет широкого перераспределения доходов. Регулирующая роль государства осуществляется через установление совокупного уровня производства, денежно-кредитную и бюджетную политику, а также через налоговую политику и социальное законодательство. Государство также прибегает к контролю отраслей экономики с помощью национализации предприятий.

       Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность.

       Термин "социальный" означает:

       1)"что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности, т.е. благодаря тому, что оно создает экономические предпосылки "благосостояния для всех", и представляет экономические свободы, ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер;

       2) что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными"./5, c.321/

       Поэтому социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

       В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

       ·обеспечение экономического роста и экономической стабильности;

       ·социальная обеспеченность и социальная справедливость;

       ·содействие конкуренции;

       ·обеспечение политической стабильности.

       В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

       Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами./6, c.103/

       Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

       Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. /5, c.311/

       Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды./4, c. 74/

       На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30—40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. 

3.Функции государства в смешанной экономике. Инструменты реализации функций.

 

 

       Набор задач, правительством при регулировании экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных смешанных экономических систем, так и конкретными потребностями, условиями определенной страны. Можно выделить три крупные обобщенные задачи, решаемые в ходе государственного регулирования экономики.

       Во-первых, путем воздействия на предприятия: обеспечение правовой базы (установление законных «правил игры», регулирующих отношения между участниками бизнеса), поддержка конкуренции, в ряде случаев защита внутренних рынков, стимулирование новых форм бизнеса (малых предприятий, различных программ и др.), стимулирование инвестиций, поддержка развития отдельных видов производств, способных в будущем прогрессивно изменить структуру экономики, принести большие выгоды экономике в целом. /6, c.54/

       Во-вторых, государственное регулирование направлено на более равномерное распределение ресурсов общества между отдельными слоями населения, а также связано с перераспределением средств во времени (образование, здравоохранение, социальная защита населения в периоды безработицы, детства, старости и т.д.). Оно необходимо, с одной стороны, как фактор стабильности, а с другой - как способ поддержания необходимых резервов в экономике в целом, увеличивающих ее гибкость и возможность роста./19, c. 8/

      В-третьих, важной функцией государства является стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры.

 

3.1 Правовое регулирование экономики.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

                 жесткий контроль над ценами предприятий монополистов;

                 поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого доступа на отечественный рынок иностранных производителей)

                 антимонопольную экспертизу принимаемых законов/7,с.226/

Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:

                 или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует ограничения прироста денежных доходов населения;

            или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;

                 или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности./10, c. 170-171/

 

3.2 Финансовое регулирование.

Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Уже одна эта функция даёт государству роль «регулятора» экономики. Действительно, размеры наличной и депозитной – чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и её валютный курс)./21, c.18/

Однако понятие «финансы» имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства (государственный бюджет), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.

Информация о работе Активная роль государства в смешанной экономике