Анализ бюджета РФ на 1 октября 2010 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:24, практическая работа

Описание работы

2.1 Анализ доходной части бюджета

Большую часть в составе доходов федерального бюджета на 1 октября 2010 г. (таблица 2.1) занимают налоговые доходы - 52,84 % [3]. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Работа содержит 1 файл

Практическая часть курсовой работы.docx

— 87.69 Кб (Скачать)

    2 Практическая часть курсовой работы «Анализ бюджета РФ на 1 октября 2010 года» 

    При функционировании государственных  финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса:

    - мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных 
структур;

    - использование их на различные государственные потребности. 
Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.

    Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

    Централизованные  государственные доходы формируются  в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической  деятельности, платежей населения. Децентрализованные - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении государственных доходов с целью обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация влияние государственных доходов на эффективность хозяйствования.

    В составе централизованных государственных  доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.

    К централизованным государственным  доходам помимо бюджетных относят ресурсы государственных внебюджетных фондов социального страхования, пенсионного, фонда занятости, фонда медицинского страхования. 

    2.1 Анализ доходной части бюджета 

    Большую часть в составе доходов федерального бюджета на 1 октября 2010 г. (таблица 2.1) занимают налоговые доходы - 52,84 % [3]. Налоги имеют фискальное, экономическое  и социальное значение. Обеспечивая  органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.п.

    К налоговым доходам относятся  Федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа.

    Таблица 2.1 - Структура доходов федерального бюджета на 1 октября 2010 г

Виды  доходов Сумма, рублей В % к

общей

сумме

доходов

В % в разделе Прямые

налоги

в % к

общей

сумме

прямых

налогов

Косвенные налоги в %

к общей  сумме косвенных налогов

Всего доходов, в том числе: 6 006 969 271 636,74 100 - - -
Налоговые доходы, всего, в том числе: 3 174 526 898 356,09 - 100,00 - -
Налог на прибыль, доходы 182 939 745 989,54 3,045458 5,76 14,56 -
Налоги  и взносы на социальные нужды 167 983,06 0,000003 0,00001 0,00 -
Налоги  на товары, реализуемые на территории рф 1 063 617 371 418,14 17,71 33,50 - 56,40
Налоги  на товары, ввозимые на территории рф 822 207 210 161,95 13,69 25,90 - 43,60
Налоги  на имущество 116 433,00 0,000002 0,000004 0,00 -
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 027 564 244 636,58 17,11 32,37 81,79 -
Государственная пошлина 45 790 251 234,14 0,76 1,44 3,64 -
Прочие  налоги 32 407 790 499,68 0,54 1,02 - -.
Итого прямых налогов 1 256 294 241 860,26 - - 100,00 -
Итого косвенных налогов 1 885 824 581 580,09 - - - 100,00
Неналоговые доходы, всего в том числе: 2 832 276 128 448,86 - 100,00 - -
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 2 274 838 264 797,33 37,87 80,32 - -
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 372 509 780 432,66 6,20 13,15 - -
Платежи при пользовании природными ресурсами 31 855 287 219,82 0,53 1,12 - -
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 95 633 483 745,60 1,59 3,38 - -
 
 

    Продолжение таблицы 2.1

1 2 3 4 5 6
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 9 242 014 642,96 0,15 0,33 - -
Административные  платежи и сборы 4 896 263

537,36

0,08 0,17 - -
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 7 196411 901,56 0,12 0,25 - -
Прочие  неналоговые доходы 11000 816 340,55 0,18 0,39 - -
Доходы  от бюджетов от возврата субсидий прошлых  лет 25 103 805 831,02 0,42 0,89 - -
Безвозмездные поступления 71 325 136,28 0,001 100,00 - -
Доходы  от предпринимательской деятельности 94 919 695,51 0,002 100,00 - -
 

    Доходы  бюджета РФ представлены на рисунке 2.1.

    Все налоги делятся на прямые и косвенные.

    Удельный  вес косвенных налогов выше прямых в 1,5 раза (59,4 %: 40,6 %) (рисунок 2.2). В отличии от прямых, косвенные налоги попадая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественною состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам налогоплательщиков.

    

    Рисунок 2.1 - Доходы бюджета РФ 

    Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную  стоимость (НДС), обеспечивающему 29,67 % всех доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

    В Российской Федерации НДС взимается  с 1 января 1992г. Он заменил действовавшие  два налога - налог с оборота  и налог с продаж. Под «добавленной стоимостью» понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

    

    Рисунок 2.2 - Прямые и косвенные налоги 

    Акцизы  в бюджете составили 1,72 %. Этот налог  взимается также через цены товаров  и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём, так и  стоимость реализованных подакцизных  товаров (спирт этиловый из всех видов  сырья, спиртосодержащая продукция (лечебно-профилактические средства, препараты ветеринарного предназначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке), алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, минеральное сырьё (нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ)) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок [1].

    Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную, табачную продукцию, нефть  и газ.

    Прямые  налоги наделены большей равномерностью. В бюджетном отношении преимущество прямых налогов состоит в том, что они обеспечивают большую определенность и устойчивость бюджета. Сочетанием прямых и косвенных налогов достигается удовлетворительная система налогообложения, которая способна не препятствуя экономическому развитию страны и не отягчая бремени налогоплательщиков, доставлять государству достаточные средства для покрытия его расходов. В составе налогов прямые занимают 39,16%.

    Существенную  роль в формировании доходов бюджета  играют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами -17,11 %.

    Налог на прибыль - прямой налог, т.е. его величина, находится в прямой зависимости  от получаемой прибыли (дохода). Находясь в такой зависимости, налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. Невысокий удельный вес налога на прибыль - 3,05 % закономерен и отражает происходящие в экономике страны процессы.

    Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  в соответствии со статьями 41-46 (глава 7) Бюджетного Кодекса. Эти доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций - Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации.

    Неналоговые доходы могут носить обязательный и  необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. В структуре доходов неналоговые поступления составили 47,14 % (рисунок 2.1).

    В структуре неналоговых доходов  федерального бюджета Российской Федерации  по таблице 2.1 наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности - 37,87 %. В федеральный бюджет эти доходы поступают в 100 % размере. В основном это таможенные сборы и пошлины - 2 127 007,7 миллионов р. 
 
 

    Второе  место в структуре неналоговых  поступлений занимают доходы от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности - 6,2 %. Правительство РФ в последнее время все реже обращается к вопросам государственной и муниципальной собственности в связи с формированием доходов бюджетов различных уровней. Большая часть этих доходов это доходы от размещения средств федерального бюджета - 119 695,1 миллионов р. и доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации - 188 444,4 миллионов р.

    Увеличение  доходов федерального бюджета должно происходить не за счёт увеличения налоговой нагрузки на экономику, а  за счёт расширения на-логооблагаемой базы в результате создания благоприятных  условий для развития частного бизнеса.

Информация о работе Анализ бюджета РФ на 1 октября 2010 года