Анализ деловой активности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести анализ и выявить возможности повышения деловой активности организации. Любой анализ необходим в первую очередь для понимания текущего состояния дел, но более важным является правильное толкование полученной информации. Это дает возможность прогнозировать и влиять на улучшение ситуации в данный момент и в будущем.

Задача – на конкретном примере проанализировать показатели деловой активности организации, выявить взаимосвязи этих показателей, а так же предложить возможные пути повышения экономической эффективности деятельности организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1

1.1.Экономическая сущность и значение анализа……………………………………..4

1.2.Методика анализа деловой активности, источники информации………………...5

Глава 2

2.1.Краткая экономическая характеристика предприятия……………….…………..13

2.2.Анализ деловой активности и взаимосвязь показателей организации……….....14

2.3.Пути повышения экономической эффективности деятельности организации...17

Заключение……………………………………………………………………………...19

Список используемой литературы…………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Курсовая Анализ деловой активности.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки российской Федерации

Российский  экономический Университет

имени Г.В. Плеханова

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине «Финансовый анализ» на тему:

«Анализ деловой активности предприятия» 

выполнил: студент III курса

ФДО группы Ф 601

Приведен  А. Б. 

проверил: преподаватель 

Тришкина  Надежда Антоновна 
 
 

Москва

2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1

1.1.Экономическая сущность и значение анализа……………………………………..4

1.2.Методика анализа деловой активности, источники информации………………...5

Глава 2

2.1.Краткая экономическая характеристика предприятия……………….…………..13

2.2.Анализ деловой активности и взаимосвязь показателей организации……….....14

2.3.Пути повышения экономической эффективности деятельности организации...17

Заключение……………………………………………………………………………...19

Список используемой литературы…………………………………………………….21

Приложения...…………………………………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В рыночной экономике самым главным  мерилом эффективности работы организации является результативность. Понятие «результативность» складывается из нескольких важных составляющих: показателей деловой активности, прибыли, показателей экономической эффективности (рентабельности). 

     Данная  работа посвящена одной из вышеупомянутых составляющих - деловой активности организации.

     Деловая активность имеет тесную взаимосвязь  с другими важнейшими характеристиками предприятия. Прежде всего, речь идет о  влиянии деловой активности на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Высокая деловая активность хозяйствующего субъекта мотивирует потенциальных инвесторов к осуществлению операций с активами этой компании, вложению средств. Являясь важнейшей характеристикой функционирования коммерческой организации, деловая активность может быть оценена с помощью ряда показателей, а, следовательно, является объектом экономического анализа в рамках анализа деловой активности.

     Цель  работы – провести анализ и выявить возможности повышения деловой активности организации. Любой анализ необходим в первую очередь для понимания текущего состояния дел, но более важным является правильное толкование полученной информации. Это дает возможность прогнозировать и влиять на улучшение ситуации в данный момент и в будущем.

     Задача  – на конкретном примере проанализировать показатели деловой активности организации, выявить взаимосвязи этих показателей, а так же предложить возможные пути повышения экономической эффективности деятельности организации. 

Глава 1

Экономическая сущность и значение анализа

     Анализ (от греческого analysis - разложение) - метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

     На  современном этапе одной из основных задач является совершенствование управления народным хозяйством в целом и всех его отраслей, а также отдельных предприятий.

     Деятельность  любой организации целенаправленна, то есть предполагается, что будет получен определенный результат, зависящий от ресурсов, находящихся в распоряжение предприятия, степени учета факторов риска, состояния внешней и внутренней среды фирмы, условий во внешней среде.

     В результате влияния множества факторов различного характера возникают проблемные ситуации, когда полученные результаты отличаются от ожидаемых.

  В связи с этим возникает ряд вопросов, решение которых без анализа просто невозможно: причины сложившейся ситуации, выбор среди множества альтернатив, целесообразное использование ресурсов фирмы.

       Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что анализ в управлении предприятием имеет очень большое значение и является важным этапом в ходе принятия любого управленческого решения. 
 
 
 

Методика  анализа деловой  активности, источники информации

      Деловую активность предприятия измеряют с помощью системы количественных и качественных критериев.

      Качественные  критерии – широта рынков сбыта  товаров (внутренних и внешних), деловая  репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие надежных поставщиков и  покупателей готовой продукции (услуг) и др.

      Количественные  критерии деловой активности характеризуют  абсолютными и относительными показателями.

      Более наглядно методику оценки деловой активности можно увидеть на рисунке 1: 

Рис.1 Оценка деловой активности

     Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продажи готовой  продукции, товаров, работ, услуг (деловой  оборот), прибыль, величину авансированного капитала (активов). При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности оценивается соответствие следующему оптимальному соотношению, получившему название «золотого правила экономики организации»:

Трчп > ТрВ > ТрА > 100%,

где Трчп – темп роста чистой прибыли;

ТрВ – темп роста  выручки от продаж;

ТрА – темп роста  средней величины активов.

      Относительные показатели деловой активности характеризуют  эффективность использования ресурсов (имущества) предприятия. Их можно представить  в виде системы финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости активов и собственного капитала (Таблица 1).

Таблица 1. Относительные показатели деловой активности организации

Показатель  Методика расчета  Ед. изм. Экономическая интерпретация 
1 2 3 4
Коэффициент оборачиваемости активов (скорость обращения активов) (Оа) Обор. Характеризует интенсивность использования всех имеющихся ресурсов, показывая скорость оборота всех средств организации. Показатель можно назвать несколько иначе – отдача активов (капитала) и измерить в рублях, тогда он показывает, сколько рублей проданной продукции приносит каждый рубль активов. Повышение показателя означает более интенсивное использование активов
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Оск) Обор. С финансовой точки зрения определяет скорость оборота  собственного капитала, с экономической – активность средств, принадлежащих собственникам организации. Увеличение показателя свидетельствует о повышении уровня деловой активности только в том случае, когда его рост достигается за счет опережающего увеличения выручки по сравнению с увеличением собственного капитала. Повышение значения показателя за счет уменьшения собственного капитала не является признаком более высокой деловой активности, а является следствием появления непокрытых убытков, использования прибыли на цели потребления, сокращения деятельности, повлекшим за собой уменьшение уставного капитала либо реоганизации фирмы
Отдача  внеоборотных активов (Ова) Руб. Характеризует интенсивность использования основных средств и иных внеоборотных активов. Показывает, сколько рублей проданной продукции приносит каждый рубль внеоборотных активов
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (Ооба) Обор. Характеризует интенсивность использования оборотных  средств. Отражает скорость оборота  текущих (мобильных) активов, или сколько  рублей выручки приходится на рубль  оборотных активов
            
Время обращения запасов и затрат (Вз) ,

где - средняя стоимость запасов и затрат без НДС по приобретенным ценностям (стр.210 ф.1);

Сп –  себестоимость проданной продукции (стр.020+030+040 ф.2);

Д – число  дней в анализируемом периоде.

Дни Приближенно характеризует длительность производственного цикла и периода хранения готовой продукции (товаров) до момента продажи. Чем ниже показатель, тем меньше средств связано в этом наименее ликвидном виде оборотных средств, тем устойчивее финансовое положение организации. Особенно актуально повышение оборачиваемости (снижение времени обращения) запасов, а, следовательно, и уменьшение их объемов, при большой кредиторской задолженности. Увеличение показателя свидетельствует об относительном перенакоплении запасов и незавершенного производства и (или) сложностях со сбытом продукции
Период  погашения краткосрочной дебиторской  задолженности (ППдз) ,

где Опдз – оборот по погашению дебиторской  задолженности за период (ф.5 гр.5 стр.210). Для организаций розничной торговли выручка за наличный расчет не проходит через счета дебиторской задолженности (сч.62), поэтому в знаменатель следует включить выручку (с учетом НДС)

Дни Характеризует средний период, в течение которого поступает оплата за проданную продукцию и осуществляется погашение прочей дебиторской задолженности. Оптимально значение до 1 месяца
Продолжительность операционного цикла (ПОЦ) Дни Характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в  материальной форме и дебиторской  задолженности. (Период, проходящий с  момента поступления ТМЦ до момента  получения оплаты за проданную продукцию)
Период  погашения кредиторской задолженности (ППкз) ,

где Опкз - оборот по погашению кредиторской задолженности за период (ф.5 гр.5 стр.230).

Дни Характеризует время, в течение которого в среднем  производится погашение обязательств организации (организация использует в обороте средства кредиторов). С точки зрения кредиторов оптимально значение до 1 месяца, с внутрихозяйственной  точки зрения выгодно увеличение показателя за счет предусматриваемой в договорах рассрочки платежей (но не за счет несвоевременного погашения, т.к. это влечет штрафные санкции и ухудшение отношений с контрагентами)
            
Продолжительность финансового цикла (ПФЦ)
Дни Характеризует время, в течение которого инвестированный  капитал (собственный, а также долгосрочные и краткосрочные кредиты и  займы) участвует в финансировании операционного цикла. (Период, проходящий с момента оплаты за поступившие ТМЦ и выплат, связанных с производством и продажей продукции до момента получения оплаты за проданную продукцию)
Рентабельность  деятельности (рентабельность продаж по чистой прибыли) (Рд)
% Характеризует доходность всей деятельности, показывая, сколько рублей чистой прибыли организация  получает с каждых 100 руб. выручки  от продаж
Чистая  рентабельность активов (ЧРа)
% Отражает эффективность  использования всех активов (всего  капитала), показывая, сколько рублей чистой прибыли организация получает с каждых 100 руб., авансированных в активы
Рентабельность  собственного капитала (Рск)
% Характеризует эффективности использования средств, принадлежащих собственникам организации, показывая, сколько рублей чистой прибыли организация получает с каждых 100 руб. собственных средств

     Деловая активность в финансовом аспекте, в  первую очередь, проявляется в скорости оборота средств.

     Во-первых, от скорости оборота авансированных средств зависит объем выручки от реализации товаров. Во-вторых, чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов.

     Как показывают данные таблицы 1, оборачиваемость  можно вычислить как по всему  авансированному капиталу (активам), так и по отдельным его элементам. Оборачиваемость средств, вложенных в имущество предприятия, оценивают с помощью:

    • скорости оборота – количества оборотов, совершаемых за анализируемый период основным и оборотным капиталом;
    • периода оборота – среднего срока, за который возвращаются в хозяйственную деятельность предприятия денежные средства, вложенные в материальные и нематериальные активы.

      Информационными источниками анализа деловой  активности служат бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2). Так, информация о величине выручки (нетто) от продаж содержится в Отчете о прибылях и убытках, а среднюю величину активов для расчета коэффициентов деловой активности определяют по бухгалтерскому балансу по формуле средней арифметической:

Аср = (ОНП + ОКП) / 2,

     где Аср – средняя величина активов за расчетных период;

     ОНП и ОКП – остаток активов на начало и конец расчетного периода.

      Продолжительность одного оборота в днях (ПО) рассчитывают по формуле:

ПО = Длительность расчетного периода (дни) / Коэффициент оборачиваемости активов (в количестве оборотов) 
 
 

Глава 2

Краткая экономическая характеристика предприятия

     В качестве примера послужат источники  информации ООО «Световит» (Приложение 1, Приложение 2).

     Общество с ограниченной ответственностью «Световит» создано в марте 2009 года в г. Подольске Московской области. В составе учредителей два участника с общим уставным капиталом 10000 рублей. В качестве места ведения деятельности используется арендуемое помещение общей площадью 120 кв.м. Общее число работников 15 человек. Цель создания организации - коммерческая выгода в процессе ведения деятельности. Основным видом деятельности ООО «Световит» является оптово-розничная торговля цветочной продукцией. В качестве постоянных контрагентов выступают близлежащие тепличные комплексы Московской и Калужской областей, а так же ряд импортеров цветочной продукции, не выращиваемой в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ  деловой активности и взаимосвязь  показателей организации

      Исходные данные по ООО «Световит» представлены в Приложении 1 и Приложении 2. Исходя из них, следует, что организация в основном обходится собственными средствами из нераспределенной прибыли. Так же сформированная обществом структура оборотных активов (раздела II баланса) ставит его финансовое благополучие в прямую зависимость от поступления средств от дебиторов. Кроме этого,  большая часть оборотных активов сконцентрирована в готовой продукции. Причем по сравнению с 2010 годом дебиторская задолженность сократилась почти на 22 %, в то время, как запасы готовой продукции возросли в 3,4 раза. При этом выручка за два последних года выросла всего лишь на 16 %.

      Можно сказать, не рассчитывая коэффициенты деловой активности, что скорость оборачиваемости активов организации  падает. Рассчитав коэффициенты, мы сможем подтвердить это утверждение на цифрах.

      По  анализируемой организации за два  смежных периода деловую активность определяют следующие значения финансовых коэффициентов (Таблица 2):

Таблица 2. Коэффициенты деловой активности по ООО «Световит»

         
Показатели Предыдущий  год Отчетный  год Изменение
Абс. Относит,%
1. Выручка, тыс. руб. 42 864 50 023 7 159 16,70
2. Активы на начало периода, тыс.  руб. 6 806 29 752 22 946 337,12
3. Активы на конец периода, тыс.  руб. 29 752 52 902 23 150 77,81
4. Средняя величина активов, тыс.  руб. 18 279 41 327 23 048 126,09
5. Оборотные активы на начало  периода, тыс. руб. 6 592 29 635 23 043 349,58
6. Оборотные активы на конец  периода, тыс. руб. 29 635 52 858 23 223 78,36
7. Средняя величина оборотных активов, тыс. руб. 18 113 41 246 23 133 127,71
8. Коэффициент оборачиваемости активов, количество раз (стр. 1: стр. 4) 2,34 1,21 -1,13 -48,38
9. К оборачиваемости оборотных  активов, количество раз (стр. 1: стр. 7) 2,37 1,21 -1,15 -48,75
10. Период оборота активов, дни (360/стр.8) 153,52 297,42 143,90 93,73
11. Период оборота оборотных активов,  дни (360/стр.9) 152,13 296,84 144,71 95,13
12. Вовлеченные (изъятые) из оборота  оборотные средства, тыс. руб. (стр. 10 * стр. 1 / 360) 19 995

Информация о работе Анализ деловой активности предприятия