Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет подробно изучена категория «финансы», её сущность, понятие, а также рассмотрены финансовые отношения. В аналитической части рассмотрим динамику такого финансового показателя, как ВВП, а также изучим проблемы современной России и методы их решения. В последней части работы отразим способы решения экономических проблем, то есть финансовый механизм и его виды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Зарождение термина финансы и его развитие до 20-х годов ХХ столетия…..…4
2.Трактовка термина финансы в работах советских ученых……………………....15
3. Современное содержание термина финансы………………………………..…....19
Заключение……………………………………………………………………….……20
Расчетная часть ……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………..…..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по фин.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

   В дальнейшем Уильям Петти (1623—1686 гг.) разрабатывает теорию налогообложения в сочинении «Тракт о налогах и сборах». Англия стала первой страной, где после безграничного произвола короля, после революции 1648 г. был провозглашен принцип, по которому все налоги должны были вводиться с согласия Парламента. При Вильгельме III Билль о правах 1689 г. окончательно закрепил за парламентом право утверждения всех государственных доходов и расходов. Ведущую роль в становлении бюджетного права сыграли попытки законодательного ограничения (вотирования) со стороны различных сословий, в первую очередь — увеличивающегося класса буржуазии, размеров насильственных изъятий в виде налогов, существенно ограничивавших развитие торгового, а затем и промышленного капитала.

   Во  Франции бюджетное право утвердилось позже — после Великой французской революции, когда Конституция 1791 г. определила порядок утверждения парламентом бюджета. Затем эта практика была перенесена и в другие европейские государства.

   Инструментарий  классической политической экономии сформировали У. Петти (Англия) и П. Буагильбер (Франция). Развитие инструментария классической школы связано с А. Смитом. Последователи учения А. Смита: Д. Рикардо и Т. Мальтус (Англия), Ж.-Б. Сэй и Ф. Бастия (Франция). Завершен процесс развития классической школы трудами Дж.С. Милля и К. Маркса.

   Представители классической политэкономии (А. Тюрго, Ф. Кенэ, В. Мирабо, А. Смит и Д. Рикардо) еще не выделяют финансы из политэкономии и в ее рамках излагают отдельные положения о финансах, в частности, о том, что расходы на управление государством являются непроизводительными, и оно не должно нарушать «естественный порядок», то есть право собственности и конкуренции.

   Государством  должны соблюдаться основные принципы налогообложения:

   налоги  должны платить все в соответствии со своими доходами (это положение  направлено против налогового иммунитета духовенства и дворян);

   налог должен быть не произвольным, а точно определен заранее;

   налог должен взиматься в удобное для  плательщика время;

   взимание  налогов должно быть дешевымБ.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие. 2-е  изд. М.: Изд-во «Менеджер», 2000. С. 48—49..

   Главная заслуга А. Смита в том, что он развил экономическую основу финансового хозяйства. Пятую часть своего труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит посвятил финансовому хозяйству, учению о финансах. В книге три главы посвящены финансам — о государственных расходах, о государственных доходах, о государственных долгах.

   В отличие от физиократов Смит выделяет не один, а три источника народного  богатства или три фактора  производства — землю, труд и капитал.

   Пятую книгу своего труда он посвятил финансовому хозяйству, учению о финансах. Всего в книге три главы — о государственных расходах, государственных доходах, государственных долгах. Государственные расходы он делит на имеющие общее значение (оборона и содержание королевской власти), которые оплачиваются за счет доходов общества, и расходы, в которых заинтересованы отдельные лица (к ним он относил расходы по отправлению правосудия, расходы на народное образование). Эти мысли навели его на идею разделения государственного и местного хозяйства. Доходы А. Смит делит на доходы от капиталов, предприятий и имущества государства, то есть налоговые и неналоговые. Прибыль должна принадлежать только классу капиталистов, которые через цензовых представителей в законодательных органах уступят часть ее государству.

   Д. Рикардо, наиболее талантливый ученик А. Смита, в «Началах политической экономии и налогового обложения» создает новую теорию налогов, связав ее с теорией ренты и заработной платы. Суть такой теории в следующем: любые налоги на товары и зарплату приведут к росту заработной платы и вызовут понижение прибыли, хотя в разной степени. Вывод — налоги в целом являются «великим злом». С ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов снижается уровень потребления, что обязательно отразится на производстве, поэтому задача правительства всячески поощрять накопление капитала.

   Благодаря идеям классиков политической экономии в конце XVIII — начале XX вв. финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса — буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Следствием этого стало некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли.

   А. Смит считается одним из основателей теории налогов и его знаменитых принципов налогообложения.

   А. Смит о налогах. «Как уже было выяснено в первой книге этого исследования, частный доход отдельных лиц получается, в конечном счете, из трех источников:

   1) ренты;

   2) прибыли;

   3) заработной платы.

   Каждый  налог должен быть в конечном счете  уплачиваем из того или другого из этих трех различных видов доходов или одинаково из них всех...

   Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности  и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства...

   Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма  платежа — все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица...

   Каждый  налог должен взиматься в то время  или тем способом, когда и как  плательщику должно быть удобнее  всего платить его... Налоги на такие  предметы потребления, которые представляют собой предметы роскоши, в конечном итоге уплачиваются все потребителем и обычно таким способом, какой очень удобен для него. Он уплачивает их понемногу, по мере того как покупает соответствующие товары. И так как он свободен покупать или не покупать их, то его собственная вина, если ему когда-либо приходится испытывать сколько-нибудь значительное неудобство от таких налогов.

   Каждый  налог должен быть так задуман  и разработан, чтобы он брал и  удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Налог может  брать или удерживать из карманов народа гораздо больше, чем он приносит казначейству четырьмя следующими путями:

   во-первых, собирание его может требовать  большого числа чиновников, жалованье  которых может поглощать большую  часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ добавочным налогом;

   во-вторых, он может затруднять приложение труда  населения и препятствовать ему  заниматься теми промыслами, которые  могут давать средства к существованию  и работу множеству людей. Обязывая людей платить, он может этим уменьшать или даже уничтожать фонды, которые дали бы им возможность с большой легкостью делать эти платежи.

   в-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он может часто разорять их и таким образом уничтожать ту выгоду, которую общество могло бы получать от приложения их капиталов. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением...

   в-четвертых, подвергая людей частым посещениям и неприятным расспросам сборщиков  налогов, он может причинять им много  лишних волнений, неприятностей и  притеснений» Финансы капиталистических государств. Хрестоматия для финансово-экономических вузов. Ленинград, Госфиниздат, 1933. С. 417—418..

   Физиократия (от греч. Physis — власть природы) — направление классической политической экономии во Франции, которое отводило центральную роль в экономике сельскохозяйственному производству.

   Основоположник  школы физиократов Франсуа Кенэ (1694—1774 гг.) — автор «экономической таблицы», в которой показано, как распределяется совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве. Налоги должны взиматься только с земельных собственников в размере 1/3 чистого продукта.

   В ХVIII в. развитие финансовой науки связано с идеями физиократов. Французские ученые Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо оказали серьезное влияние на теорию и практику хозяйствования. Выбор и постановка проблем о справедливости налогообложения, источниках дохода, размера и участия каждого гражданина в расходах государства стали существенным продвижением вперед. Взгляды физиократов исходили из того, что лишь земля дает чистый доход, а торговля и мануфактуры никаких новых ценностей не создают, поэтому единственный допустимый способ получения доходов — поземельный налог.

   Однако  именно физиократы впервые показали взаимосвязь и взаимозависимость  финансов и народного хозяйства, финансовой науки и теорий политэкономии.

   Например, знаменитая экономическая таблица  Ф. Кенэ (1694—1774 гг.), в которой рассмотрена взаимосвязь сокращения воспроизводства с обложением. Среди причин, сокращающих производство, Кенэ в первую очередь называет те, которые связаны с налогами:

   плохая  форма обложения, если последняя  касается фермера;

   излишнее  бремя налогов вследствие чрезмерных издержек по их взиманию;

   чрезмерные  судебные расходы.

   Социализм — теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества. Утопический социализм — течение, которое зародилось в начале ХIХ в., ставило своей целью борьбу с эксплуатацией в обществе. Родоначальниками этого течения были К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн. Р. Оуэн свои теоретические воззрения осуществлял на практике. Основным врагом общества считал частную собственность, деньги предлагал заменить квитанциями, в которых указано количество труда, затраченного работниками. По этому принципу он намеревался организовать рынок справедливого обменаМакаров В.Л. Справочник экономического инструментария. М.: Изд-во «Экономика», 2003. С. 63—71..

   В ХVII в. — веке абсолютизма — потребность государств Европы в налогах как наиболее надежных источниках активизировала поиски их разумного обоснования. Английские философы и экономисты Т. Гоббс и Д. Локк внесли свой вклад в развитие финансовой науки. Гоббс в 1642 г. писал об абсолютном праве государей облагать подданных налогами, но убеждал в необходимости соблюдать умеренность и равномерность в распределении налогов, отдавая предпочтение косвенным налогам. Д. Локк был приверженцем прямых налогов.

   Немецкие  финансисты рассматривали науку как часть камеральных наук, изучающих дворцовое и государственное хозяйство в целом. Они осуществили первую попытку систематического изложения финансового управления, заложив прочный фундамент финансовой науки.

   Оформление  финансов в относительно самостоятельное направление научной мысли в известной степени завершили работы Л. фон Секендорфа (1626—1692 гг.), Ф. Юсти (1771 г.) и И. Зоннефельса (1733—1817 гг.) и др.

   Л. фон Секендорф (1626—1692 гг.) высказал идею о связи народного хозяйства, благосостояния и податной силы населения. Ф. Юсти и И. Зонненфельс (1733—1692 гг.) построили общую систему финансовой науки. Юсти в 1766 г. издает первое методологическое сочинение «Система финансового хозяйства». По оценке И.И. Янжула, Ф. Юсти является отцом финансовой науки. В 1768 г. появляется труд министра финансов Австрии И. Зоннефельса «Основные начала полиции, торговли и финансов», который был переведен почти на все европейские языки.

   Победа  капиталистической системы над  феодальной породила выдвижение экономических  школ и воззрений, в той или  иной мере защищавших новые производственные отношения. При этом уделялось внимание преимущественно вопросам формирования доходов государства, поскольку анализ расходов мог создать негативное представление о буржуазных правительствах. Из ученых ХIХ в. наибольший вклад в развитие теории финансов внес один из ведущих теоретиков финансовой науки ХIХ в. профессор Гейдельбергского университета Карл Генрих Рау (1792—1870 гг.), издавший в 1826—1832 гг. курс политэкономии, третья часть которого была полностью посвящена финансам (на русском языке работа Рау «Основные начала финансовой науки» была издана в 1867 г. и оказала существенное влияние на развитие финансовой науки России), а также сочинения Лоренца фон Штейна, впервые включившего в финансы местные финансы, классика немецкой финансовой науки А. Вагнера (его основная работа «Наука о финансах» была издана в 1880 г.), итальянского ученого Л. Коса, работа которого «Основы финансовой науки» была издана в 1896 г. (на русском языке — в 1900 г.).

Информация о работе Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ