Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 05:37, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - дать обстоятельный анализ финансового состояния предприятия и выявить резервы его улучшения.
Поставленные цели формируют следующие задачи:
1) охарактеризовать исследуемое предприятие;
2) оценить финансовое состояние исследуемого предприятия;
3) сделать соответствующие выводы и предложения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность, понятие анализа финансового состояния предприятия 6
1.1. Сущность анализа финансового состояния предприятия 6
1.2. Предмет и методы анализа финансового состояния предприятия 12
1.3. Роль анализа финансового состояния в системе управления предприятием 23
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Транснефтепродукт» 31
2.1. Технико - экономическая характеристика ОАО «Транснефтепродукт» 31
2.2. Анализ финансовой устойчивости 39
2.3. Анализ финансового состояния 46
2.4. Оценка вероятности банкротства предприятия 65
Глава 3. Повышение эффективности управления предприятием на основе анализа финансового состояния 69
3.1. Инструменты эффективного управления 69
3.2. Направления повышения эффективности управления 76
Заключение 82
Литература 86
Приложения 89
Приложение 2 91
Приложение 3 93
Приложение 4 94

Работа содержит 1 файл

фин. состояние1.rtf

— 1.92 Мб (Скачать)
="DISC">
  • объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов деловой и рыночной активности хозяйствующего субъекта;
  • выявление факторов и причин достигнутого состояния и прогноз на будущее;
  • подготовка и обоснование управленческих решений в области финансовой и инвестиционной деятельности;
  •      поиск и мобилизация резервов улучшения финансовой деятельности предприятия5.

         Указанные функции выражают основное содержание финансового анализа как неотъемлемой части общей системы финансового управления организацией. Она представляет собой процесс упорядоченных действий по формированию рациональной структуры управления, созданию единого информационного поля и постановке технологии учета, анализа, планирования и контроля движения денежных средств и финансовых результатов. Следует иметь в виду, что все процедуры построения общей управляющей системы должны быть подчинены идее их рационального влияния на увеличение стоимости предприятия или доходности его хозяйственных операций с минимальным уровнем коммерческого риска.

         Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить резервы улучшения финансового состояния организации. В процессе анализа необходимо решить следующие задачи:

    • на основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния;
    • построить модели оценки и диагностики финансового состояния, провести факторный анализ, определив влияние факторов на изменение финансового состояния организации;
    • спрогнозировать возможные финансовые результаты исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заемных ресурсов и разработанных моделей оценки и диагностики финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;

         разработать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния6.

         Для разработки системы финансового управления на предприятии практический интерес представляет классификация финансового анализа по видам.

         В рамках принятой предприятием финансовой стратегии применяют все направления финансового анализа: внешний, внутренний, инвестиционный и портфельный, а также анализ приносящей доход недвижимости. При этом используют все стадии аналитического цикла: ретроспективный (исторический), текущий, оперативный и перспективный анализ7.

         В процессе построения системы бюджетного управления используют аналитическую информацию по структурным подразделениям (филиалам), по центрам финансовой ответственности (доходам, расходам, прибыли и инвестициям), по видам бизнеса (производство товаров, торговля, посредничество и пр.), а также по направлениям деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая).

         Тематику финансового анализа определяет руководство предприятия (в лице финансового директора, заместителя генерального директора по экономике и финансам), исходя из целей финансово-хозяйственной деятельности и потребности в аналитической информации.

         Полный анализ осуществляют по результатам хозяйственной деятельности предприятия за год, при оценке несостоятельности (банкротства) организации, при слиянии и поглощении компании и в других случаях, определяемых руководством.

         Локальный анализ проводят при оценке эффективности системы бюджетирования и контроля в разрезе центров финансовой ответственности (центров финансового учета), при ликвидации нерентабельных подразделений и филиалов предприятия.

         Методы финансового анализа выбираются аналитиками предприятия, исходя из поставленных руководством целей и задач.

         При использовании различных видов анализа необходимо учитывать разнообразные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования и контроля, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных вариантов учета активов (имущества/) и обязательств (учетная политика), уровень диверсификации хозяйственной деятельности, статичность используемых для изучения хозяйственных операций показателей и др.

         К числу важнейших задач анализа следует отнести:

         1) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки);

         2) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов (по данным учета и отчетности);

         3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);

         4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (в его полной и незавершенной формах);

         5) выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);

         6) испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы)8.

         Анализ финансового состояния основывается главным образом на коэффициентном методе (относительных показателях). Относительные показатели финансового состояния анализируемой организации можно сравнить:

    • с общепринятыми нормами для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
    • с аналогичными данными других организаций, что позволяет выявить свои сильные и слабые стороны и потенциальные возможности;

         с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния9.

         Процесс выработки и принятия управленческого решения является наиболее трудоемкой и ответственной частью управленческого труда. Его основное содержание - сбор, хранение, передача и анализ данных о хозяйственной деятельности предприятия10.

      1. Предмет и методы анализа финансового состояния предприятия
     

         Основной целью финансового анализа является выявление изменений показателей финансового состояния и факторов, влияющих на изменение.

         Достижение этой цели осуществляется с помощью присущего данной науке метода.

         При финансовом анализе используются разнообразные методы и приемы анализа.

         По мнению И.Т.Балабанова метод финансового анализа - способ системного комплексного органически взаимосвязанного изучения финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

         В процессе финансового анализа могут применяться дедуктивный и индуктивный методы исследования11.

         Дедукция (лат. deductio - выведение) - логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам.

         Дедуктивный метод исследования финансовых процессов предполагает изучение их по цепочке от следствия к причинам. Например, выполнение плана прибыли хозяйствующего субъекта сначала анализируют по обшей сумме, а затем по составным частям прибыли (прибыль от реализации продукции, прибыль от прочей реализации, доходы от внереализационных операций, чистая прибыль), потом проводится анализ выполнения отдельных факторов на изменение плановой прибыли.

         Индукция (лат. inductio - выведение) - логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных факторов к обобщениям.

         Индуктивный метод исследования финансовых процессов предполагает изучение их по цепочке от причин к следствию. Например, индуктивный метод анализа себестоимости означает, что сначала изучаются отдельные статьи расходов, а затем измеряется их влияние на общую сумму себестоимости.

         Простой и единственной формулы для проверки планов не существует. В настоящее время применяется целый ряд методов, от «потолочных» правил до стандартных финансовых соотношений.

         В экономической литературе приводятся другие методы финансового анализа. Наиболее простой метод - сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисный). При сравнение показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др12.

         Следующий метод - группировки, когда показатели сгруппируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.

         Метод цепных поставок или элиминирования заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все отдельные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

         По мнению А. Д. Шеремета13 практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов.

         Можно выделить среди них шесть основных методов:

         -- горизонтальный анализ;

         -- вертикальный анализ;

         -- трендовый анализ;

         -- метод финансовых коэффициентов;

         -- сравнительный анализ;

         -- факторный анализ.

         Горизонтальный анализ (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом14.

         Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением позиции отчетности на результат в целом.

         Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможное значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

         Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

         Сравнительный (пространственный) - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

         Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель15.

         Безусловно, что не все из перечисленных методов могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку основные результаты эффективного анализа и управления финансами достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее, некоторые их элементы уже используются.

         В условиях рыночной экономики деятельность финансового менеджера немыслима без финансового анализа, определения финансового состояния предприятия, ликвидности его баланса, оценки потенциального банкротства, анализа и расчета финансовых рисков, учета фактора времени в финансовых расчетах. Так как невозможно руководить предприятием и принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния.

         Основные показатели, отражающие финансовое положение предприятия, представлены в балансе. Баланс характеризует финансовое положение предприятие на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениями использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования - с другой стороны (пассив)16.

         Для финансового менеджмента необходимо выделять некоторые основные параметры, которые характеризуют эффективность решений, принятых в прошлые отчетные периоды, и являются базой предстоящих финансовых ресурсов. К этим показателям относятся: общая стоимость активов предприятия, доли долгосрочных и краткосрочных активов в общей сумме активов, доли вложений в физические и финансовые активы в общей сумме активов, общая стоимость собственного капитала, прирост стоимости вложенного капитала, стоимость заемного капитала, доли долгосрочных и краткосрочных источников финансирования в общей сумме пассивов.

    Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия