Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 23:38, доклад

Описание работы

Цель работы – изучение в теории и на практике анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере Регистрационной службы для разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию ее деятельности.

Работа содержит 1 файл

анализ.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Анализ  финансово-хозяйственной  деятельности бюджетной  организации 

(на  примере УФРС по  Пензенской области) 

И. В. Пакаева  – выпускница специальности «Финансы и кредит»,

научный руководитель – к.э.н., доцент И. Е. Медушевская,

филиал  ВЗФЭИ в г. Пензе 

     Цель  работы – изучение в теории и на практике анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере Регистрационной службы для разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию ее деятельности.

     В ходе выполнения исследования были выявлены следующие особенности бюджетной организации:

  • Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ для осуществления функций  некоммерческого  характера, поэтому ее основной деятельностью не может быть извлечение прибыли, но в тоже время хозрасчетная деятельность допускается с условием направления полученной прибыли на осуществление уставных задач.
  • Бюджетное финансирование осуществляется по смете и ведение бухгалтерского учета ведется по инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях №107н.
  • Использование бюджетных средств на цели, непредусмотренные сметой, не разрешается.
  • Фактические расходы на 1 января следующего года не могут превышать объемы бюджетного финансирования.

     Доходы  бюджетной организации  складываются из бюджетных средств и внебюджетных средств, т.к. в современных условиях бюджетные организации вынуждены самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, оказывая платные услуги и выполняя различного рода работы.

   В ходе выполнения исследования были выявлены особенности анализа деятельности бюджетной организации:

  • Некоммерческий характер их деятельности и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата.
  • Организации вынуждены расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств.
  • Анализ проводится с целью установить, насколько эффективно используются бюджетные средства и соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.
  • Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения.
  • Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы расходов формы №2».

    УФРС  по Пензенской области (Регистрационная Служба) по Уставу осуществляет:

  • государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории регистрационного округа;
  • деятельность в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций;
  • контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата;
  • контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и др.

   Анализ  структуры доходов бюджета УФРС по Пензенской области показал, что доходная часть бюджета этой организации формируется за счет государственных пошлин (ГП) по различным видам предоставляемых услуг. Наиболее значимая статья в этом списке отводится государственной пошлине за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (90,9%). Это говорит о том, что в регионе хорошо развивается сфера строительства, ипотечного кредитования, население имеет возможность улучшить свои жилищные условия.

   Таблица 1

    Смета доходов бюджета УФРС по Пензенской области на 01.01.2007г.

          (руб.)

Доходы Доходы, утвержден-ные Кассовое исполнение бюджета Неисполненные назначения Удельный  вес, %
ГП за регистрацию актов гражданского состояния 5947000,00 6433991,10 -486991,10 -0,49
ГП  за регистрацию физ. лиц в качестве ИП 19500,00 70400,00 -50900,00 -0,05
ГП  за регистрацию прав с недвижимым имуществом 90769700,0 100013716,50 -9224016,50 -9,24
ГП за лицензирование 22700,00 27100,00 -4400,00 -0,004
Прочие  ГП 209700,00 183300,00 +26400,00 +0,03
Плата за предоставление справок 2841700,00 3677964,19 -836264,19 -0,84
Прочие  доходы от оказания платных услуг  00,00 -82826,32 +82826,32 +0,08
ИТОГО 99810300,0 110323845,47 -10513545,47 -10,53

     Анализ  данных таблицы 1 показал, что смета доходов выполнена учреждением с превышением на 10,53% за счет госпошлины от регистрации прав на недвижимость (9.24%) и плата о предоставлении информации о правах на недвижимое имущество (0,84%). Однако по некоторым статьям наблюдается недовыполнение сметы доходов, например, по статье «оказание платных услуг и компенсация затрат». Доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете и сверх сметы доходов и расходов, в соответствии с пунктом 1 статьи 232 Кодекса направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений. Таким образом, все доходы, полученные сверх утвержденных направляются на финансирование самого учреждения, что является дополнительным стимулом к их получению.

    На  основании данных отчетов о движении основных средств составлена таблица  2, отражающая динамику стоимости основных средств УФРС по Пензенской области за период с 2005 по 2007 годы в разрезе по показателям. 

    Таблица 2

Динамика  стоимости основных средств УФРС по Пензенской области 

    (тыс.  руб.)

Наименование  показателя 2005 г 2006 г 2007 г
бюджет внебюджет всего бюджет внебюджет всего Изм-е

(+,-)

бюджет внебюджет Все-го Изм-е(+,-)
Здания  9717 0,00  9718 9717,9 0,00  9718 0,00 18659 0,00 18659 8941,0
Сооружения  37,3 0,00 37,3 37,3 0,00 37,3 0,00 71,7 0,00 71,7 34,4
Транспортные  средства 4,8 0,00 4,8 47,7 20 67,7 62,9 127,8 66,4 194,2 126,5
Инструмент  и производст-венный инвентарь 10,2 5,8 16 10 10,9 20,9 4,9 26,7 20,3 47 26,1
Всего 9992,6 122,6 10115 10058 199,5 10258 143,0 19538 597,4 20135 9877,0
 

       Анализ динамики  стоимости основных средств по  данным таблицы 3 подтверждает  тот факт, что смета доходов  2007 года предполагает значительный рост расходов на приобретение основных средств (на 9877,0 тыс. руб.) по сравнению с 2006 годом. Это связано со значительным увеличением финансирования по такой статье  как «Здания » (на 8941,0 тыс. руб.).

    Доходы, полученные учреждением и, приобретенное за счет этих доходов, имущество учитывается на отдельном балансе и поступает в самостоятельное распоряжение учреждения за исключением недвижимого имущества и транспортных средств.

     Рассмотрим  более подробно смету расходов и  ее исполнение в динамике для того, чтобы  разработать рекомендации по совершенствованию системы исполнения бюджета.

     Анализ  расходов бюджета УФРС по Пензенской области показал, что расходы организации состоят из расходов по бюджетной деятельности (99%) и расходов по внебюджетной деятельности (1%). Наиболее удельный вес в бюджетных расходах занимают расходы на оплату труда (33,02%), расходы на перечисления другим бюджетам РФ (23,4%) и расходы по содержанию имущества (16,81%). Во внебюджетных расходах наибольший удельный вес приходиться на расходы, связанные с безвозмездным перечислением государственным и муниципальным организациям (83,85%).

     В ходе проведения структурного анализа  сметы расходов бюджета УФРС по Пензенской области установлено, что исполнение бюджета расходов организации было не исполнено только на 2,05%. Это связано с неисполнением назначений по статьям: начисление на оплату труда (2,36%), прочие выплаты (3,89%). Возможно, что на конец года по данным статьям не были перечислены налоги за декабрь месяц и произведены выплаты за данный период, а дата возникновения этих обязательств – дата составления свода ведомостей по зарплате и пособиям.

    Таблица 3

    Смета расходов бюджета УФРС по Пензенской области на 01.01.2007г.

          (руб.)

Расходы Бюджетные ассигнования Кассовое исполнение бюджета Неисполненные назначения Удельный  вес, %
Заработная  плата  47140800,00 47140800,00 0,00 0,00
Прочие  выплаты 159100,00 152900,00 6200,00 3,89
Начисления  на оплату труда 12333400,00 12041704,89 291695,11 2,36
Услуги  связи 3193100,00 3193100,00 0,00 0,00
Транспортные  услуги 427300,00 427300,00 0,00 0,00
Коммунальные  услуги 1771400,00 1771400,00 0,00 0,00
Арендная  плата  957000,00 957000,00 0,00 0,00
Услуги  по содержанию имущества 23920100,00 23920100,00 0,00 0,00
Прочие  услуги 5280000,00 5280000,00 0,00 0,00
Прочие  расходы 1297900,00 1297900,00 0,00 0,00
Увеличение  стоимости основных средств 10450000,00 10450000,00 0,00 0,00
Увеличение  стоимости МПЗ 5308100,00 5308100,00 0,00 0,00
Перечисления  другим бюджетам 33405000,00 33405000,00 0,00 0,00
ИТОГО 145643200,00 145345304,89 297895,11 2,05

     Анализ  исполнения сметы расходов показал, что в данной организации смета  расходов исполнена практически полностью в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

     На  наш взгляд, основные этапы совершенствования бюджетного финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств заключаются в следующем: 

  • эффективное использование бюджетных средств, улучшение качества взаимодействия  участников бюджетного процесса;
  • повышение уровня автоматизации  процесса  составления бюджетной  отчетности главных распорядителей бюджетных средств, 
      • распорядителей  и  получателей  бюджетных средств;  
  • обеспечение прозрачности всей хозяйственной деятельности   получателей бюджетных средств в режиме реального времени без дополнительных  трудовых  и технологических затрат;
  • решение кадровой проблемы путем укомплектования  штата работников высококвалифицированными специалистами и обеспечения  достойного денежного содержания;  
  • повышение ответственности руководителей учреждений за качество предоставляемых  услуг населению.

     В результате проведенного исследования, нами разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности УФРС по Пензенской области:

  • увеличить доходы бюджета за счет внебюджетных средств, в частности оказании дополнительных платных услуг, сдачи в аренду избыточных площадей, т.к. согласно п. 2 ст. 42 Кодекса все доходы, полученные сверх утвержденных, направляются на финансирование бюджетной организации, что является дополнительным стимулом.
  • Для оказания широкого спектра платных услуг необходимо повышать квалификацию кадров. В связи с этим заблаговременно закладывать в смету расходов средства на эти цели.
  • Анализ текучести кадров показал, что целесообразно повысить заработную плату рядовым сотрудникам.
      • Целесообразно внести изменения в штатное расписание. В связи с ростом объема оказываемых платных услуг и увеличением работы в районных центрах, необходимости служебных разъездов увеличить штат рядовых работников при сокращении управленческого персонала, выполняющего только контрольные функции.

   Применение  на практике этих рекомендаций могут  способствовать улучшению финансово-хозяйственной  деятельности УФРС по Пензенской области.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации