Анализ хеджирования, как способ управления финансовыми рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 10:00, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является анализ хеджирования как способа управления финансовыми рисками.

Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

- рассмотреть сущность и понятие хеджирования;

- проанализировать виды и методы хеджирования;

- проанализировать управление финансовыми рисками с помощью хеджирования на конкретном предприятии

Работа содержит 1 файл

хеджирование диплом.doc

— 245.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Финансовые  риски возникли на заре истории вместе с появлением денежного обращения  и отношений «заемщик-кредитор». По мере развития финансовых систем спектр рисков значительно расширился, однако задача грамотного управления рисками особенно остро встала перед участниками финансового рынка в последние 10-15 лет. Объяснение данной тенденции кроется не столько в конкретных случаях банкротства отдельных компаний и кризисах государственных финансов в различных странах, сколько в масштабах и быстроте их возникновения и распространения. Однако проблема заключается не в отдельных случаях, которые можно было бы объяснить неэффективной системой управления в рамках отдельно взятой компании. К сожалению, на сегодняшний день существует целый ряд факторов, способствующих повышению уязвимости финансовых институтов и все большего числа нефинансовых компаний. К таким факторам относятся:

     Глобализация, которая делает национальные экономики  все менее защищенными от влияния экономических кризисов других стран.

     Бурное  развитие производных финансовых инструментов (вся масса обращающихся в мире деривативов превышает совокупный объем производимых товаров и  услуг)

     Создание  и внедрение новых информационных технологий, что дало возможность заключать сделки в любой точке земного шара в режиме реального времени, и способствовало увеличению скорости изменений на рынке.

     Если  обратиться к миру финансов, то мы увидим, что цены активов могут измениться за несколько секунд, сами инструменты становятся все более и более изощренными, усложняется структура инвестиционных портфелей, а возможные потери в течение дня могут достигать сотен миллионов долларов. Крупнейшие финансовые институты уже давно пришли к пониманию того, чтобы для предотвращения негативных последствий необходима ежедневная количественная оценка возможных потерь по отдельным операциям, клиентам, подразделениям и направлениям деятельности, а также интегральная оценка совокупного риска компании.

     Сказанное определяет не только актуальность выбранной темы, но и цели и задачи исследования.

     Целью данной дипломной работы является анализ хеджирования как способа управления финансовыми рисками.

     Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

     - рассмотреть сущность и понятие хеджирования;

     - проанализировать виды и методы хеджирования;

       - проанализировать управление финансовыми рисками с помощью хеджирования на конкретном предприятии

     В рамках практического применения теоретической  базы проведем анализ рисков компании ООО «Салон сотовой связи».

     Предметом данного исследования выступают  финансовые риски и способы управления ими с целью минимизации их негативных последствий с помощью хеджирования.

     Источниковую  базу дипломной работы составили  работы таких авторов, как А.А. Лобанов, М.А. Рогов.

     Постановка  целей и задач определила структуру  работы. Она содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Помимо этого к диплому приложены практические расчеты, анализ бухгалтерского баланса с точки зрения подверженности его различным рискам.

     Практическая  значимость работы состоит в возможности  применения анализируемых подходов к оценке и управлению рисками  в текущей деятельности компаний с помощью хеджирования. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ХЕДЖИРОВАНИЯ КАК СПОСОБА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ

    1. Сущность и понятие хеджирования
 

             Хеджирование,  оно же  «встречная сделка»,  имеет более чем вековую историю существования,  что может показаться странным –  ведь основная часть публикаций и научных изысканий на эту тему приходится на 80-е и 90-е годы ХХ века.  Однако сомневаться в том, что ещё в 1848 году обращавшиеся на CBOT (Chicago Board of Trade) фьючерсные контракты на зерно могли использоваться для нейтрализации рыночных рисков, не приходится.  Можно также с уверенностью сказать, что вся широчайшая структура современных рынков производных финансовых инструментов обязана своим существованием именно потребностью в страховании рисков вследствие наличия общей рыночной неопределённости.  Разумеется,  спекуляция,  имеющая ряд общих черт с хеджированием, носит не менее объективный характер, но всё-таки не может сравниться с последним по валовому объёму сделок.  Современный срочный рынок развитых стран –  это рынок хеджеров, а не спекулянтов. Вместе с тем хеджирование остаётся до некоторой степени «уделом избранных», и не только в России. К этому виду деятельности допускаются только профессионалы самой высокой квалификации,  и неспроста:  неосторожное обращение с финансовыми инструментами может обратиться в  «игру с огнём»,  и достигнутый эффект окажется прямо противоположным ожидаемому. Фактически,  решения о хеджировании на уровне крупных корпораций может принимать только риск-менеджер или CFO, находящийся в прямом подчинении управляющего директора.  Что,  впрочем,  ещё не застраховывает корпорацию от потерь. 

            Ведь именно высшие директора Procter & Gamble, благодаря сложному процентному свопу с дополнительным заимствованием (levered swap),  заключённому ими с Bankers Trust 2 ноября 1993 года, привели компанию к более чем двухсотмиллионному убытку в 1994  году и лишились своих кресел. Хотя,  вероятно,  справедливее будет списать эти  убытки на счёт беспрецедентного роста процентных ставок на пятилетние казначейские

ноты. Разумеется, известны и гораздо более удачные примеры. 

          Так,  после падения цен на нефть в 1986  году с 35  до 11  долларов за баррель сложилась ситуация, при которой казна штата Техас, на четверть зависящая от пошлин на нефть,  практически опустошилась. Размер недополученных пошлин составил $3,5 млрд. Для того, чтобы такая ситуация не повторилась в будущем, была разработана программа хеджирования налоговых поступлений с помощью опционов. Все сделки заключались на NYMEX (New York Mercantile Exchange).  Проведение операции началось в сентябре 1991 г.,  для хеджирования была выбрана цена в $21,5  за баррель (за время проведения хеджа – 2  года –  уровень цен менялся от $22,6  до $13,91  за баррель).  Программа хеджирования была составлена таким образом,  что фиксировалась минимальная цена нефти (21,5 $  за баррель),  а при росте цен на нефть штат получал дополнительную прибыль.  Эта методика позволила правительству штата в течении двух лет получать стабильный доход при значительных колебаниях цены на нефть.

          Одним из последователем техасской администрации стала российская компания «Лукойл».

          Существует множество определений хеджирования. И хотя все они схожи, разумно привести некоторые из них для более глубокого анализа сущности этого процесса.

1)  Хеджирование  –  это использование одного  инструмента для снижения риска,  связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с ним инструмента, или на генерируемые им денежные потоки;

2)  Хеджирование  –  это страхование риска изменения цены актива,  процентной ставки или валютного курса с помощью производных инструментов;

3) Хеджирование  –  это использование производных  и непроизводных финансовых инструментов  (последних только в ограниченном числе случаев)  для частичной или полной компенсации изменения справедливой стоимости хеджированных статей, то есть защищаемых финансовых инструментов;

4)  Отдельная  позиция по финансовому инструменту,  которая снижает подверженность совокупной кассовой позиции какому-либо из факторов риска,  называется хеджированием;

5)  Хеджирование  –  устранение неопределенности  будущих денежных потоков,  которое позволяет иметь твердое знание величины будущих поступлений в результате коммерческой деятельности

          В официальных документах Комиссии по фьючерсной торговле США (CFTC – Commodity Futures Trading Commission)  подчёркивается,  что настоящий хедж должен включать позиции по производным контрактам, которые экономически связаны с кассовой (хеджируемой) позицией и предназначены для снижения рисков, возникающих в ходе обычных коммерческих операций данной компании. Суммируя эти определения, можно сделать 3 основных вывода:

А.  Любой  актив,  денежный поток или финансовый инструмент подвержен риску обесценения. Эти риски,  согласно общепринятой классификации, делятся в основном на ценовые и процентные.  Отдельно можно выделить риск невыполнения контрактных обязательств  (поскольку финансовые инструменты по сути являются контрактами),  называемый кредитным.

Б.  В  целях защиты от денежных потерь по определённому активу (инструменту) может быть открыта позиция по другому активу (инструменту), которая, согласно мнению хеджера, способна компенсировать данный вид потерь.

В. Такая  операция и называется хеджированием.

           Вместе с тем следует заметить,  что в современной концепции финансового менеджмента трактовка хеджа имеет несколько более обширный характер и охватывает всю совокупность действий,  направленных на устранение или уменьшение рисков,  имеющих природу возникновения от внешних источников. Та же концепция утверждает,  что использование финансовых деривативов в целях управления рисками удобно, но вовсе не обязательно. Стремиться использовать производные контракты только потому, что они доступны, –  опрометчивое решение;  возможно,  есть даже более простой (и дешёвый)  способ. А недоступность ликвидных производных (к примеру, на неразвитых рынках), в свою очередь, вовсе не означает краха системы риск-менеджмента.

                                                 

    1. Виды  хеджирования

Хеджирование  продажей

     Хеджирование  продажей — это использование  короткой позиции на фьючерсном рынке  тем, кто имеет длинную позицию  на наличном рынке. Этот вид хеджирования предпринимается для защиты продажной  цены товара. Его применяют продавцы реальных товаров для страхования от падения цен на этот товар. Этот метод может использоваться также для защиты запасов товаров или финансовых инструментов, не покрытых форвардными сделками. Наконец, короткий хедж используется для защиты цен будущей продукции или форвардных соглашений о закупке.

     Короткий  хедж начинается продажей фьючерсного  контракта и завершается его  покупкой.

       Приведем несколько  ситуаций, требующих  использования короткого  хеджа.

     Торговец  купил кукурузу у фермера в  октябре по определенной цене. Зерно помещается на склад и подвергается риску падения цены. Торговец может продать фьючерсные контракты, скажем, на декабрь и держать свою позицию, пока не найдет покупателя на зерно, после чего он ликвидирует свою позицию. Или же дилер может иметь запас облигаций, половина из которых была продана по благоприятной цене, а другая — еще не продана. Чтобы не рисковать падением цен в отношении другой половины, он может продать соответствующее число фьючерсных контрактов. Если цены упадут, короткая позиция на фьючерсном рынке станет своеобразным убежищем для оставшихся облигаций. Когда дилер продаст еще какую-либо часть этого запаса, он уменьшит свою фьючерсную позицию.

     Рассмотрим  ситуацию, в которой показан механизм фиксации цены с помощью хеджирования.

     Хеджер  хочет застраховаться от возможного падения цены на акции (обычно это осуществляется с помощью фьючерсных контрактов на индекс акций, а не на сами акции). У него есть акция, которая сейчас стоит 100 рублей, а через месяц ему нужны будут деньги для покупки недвижимости. Однако ожидая, что цены на акцию к моменту покупки упадут и он не сможет оплатить покупку, он заранее прибегает к хеджированию:

     а) он, допустим, в январе продает фьючерсный контракт на акции с поставкой  чрез три месяца по цене 110 рублей за акцию и таким образом заранее фиксирует себе цену. На биржевом жаргоне это называется "запереть цену" (to lock the price);

     б) при продаже акций на реальном рынке в феврале он действительно  продает ее по цене ниже желаемой —  по 90 рублей;

     в) одновременно ликвидируются (выкупаются) фьючерсные контракты по текущей цене фьючерсного рынка - 100 рублей. Результат выглядит следующим образом (таблица 1):

Таблица 1

Дата      Наличный  рынок      Фьючерсный  рынок
Январь Целевая цена 100 рублей. Продажа фьючерсного  контракта за 110 рублей.
Февраль Продажа акций  по 90 рублей. Покупка фьючерсного  контракта 100 рублей.

Прибыль 10 рублей.

Информация о работе Анализ хеджирования, как способ управления финансовыми рисками