Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью написания курсовой работы является раскрытие сущности системы государственного регулирования финансов организаций и роли государственного финансового регулирования в современной экономике.

Исходя из поставленной цели, в ходе написания курсовой работы, решаются следующие задачи:

изучение системы государственного регулирования финансов организаций
знакомство с административными и экономическими методами государственного регулирования финансов
определение роли государственного финансового регулирования в современной экономике
анализ основных инструментов системы государственного регулирования финансов организаций

Содержание

Введение
Глава 1. Система государственного регулирования финансов организаций

1.1. Сущность государственного регулирования, цели и задачи

1.2. Методы, формы и виды государственного регулирования финансов

1.3. Административные методы государственного регулирования финансов

1.4. Экономические методы: бюджетное, налоговое и кредитно- денежное государственное регулирование финансов

Глава 2. Роль государственного финансового регулирования в современной экономике

2.1. Понятие и структура финансового рынка

2.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Глава 3. Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации

3.1. Анализ финансового состояния организаций

3.2. Анализ финансовых рынков

3.3. Анализ налоговых отчислений по видам налогов


Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Система гос регулирования финансов организации на современном этапе.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

     Рынок ценных бумаг как составная часть  финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования. Целью государственного регулирования  рынка является создание такой системы, которая должна способствовать притоку инвестиций в экономику, создавать равные возможности для реализации прав всем участникам рынка и не допускать ущемления интересов одних участников рынка за счет других.

     Система государственного регулирования оказывает непосредственное влияние на развитие отдельных сегментов финансового рынка.

     Государственное регулирование фондового рынка  осуществляется соответствующими государственными органами в соответствии с нормативно-правовыми  актами, в которых определены основные направления и рычаги регулирования.

     Нормативно-правовая база регулирования рынка ценных бумаг складывается из трех уровней:

     • верхний уровень — это законодательные  акты, принимаемые высшим законодательным органом страны. В законах, как Правило, прописываются основные принципы регулирования без подробной детализации;

     • второй уровень образуют нормативные  акты, которые принимаются органами исполнительной власти — правительством, министерствами и ведомствами;

     • третий уровень — это правила, инструкции, методики, которые разрабатываются саморегулируемыми организациями и организаторами торговли.

     Если  требования законодательных и нормативных  актов являются обязательными для  всех участников фондового рынка, то правила третьего уровня предназначены для членов и участников соответствующих организаций.

     Государственное регулирование рынка ценных бумаг  осуществляется по следующим основным направлениям:

     • установление правил выпуска и обращения  ценных бумаг. Так, например, выпуск и  обращение эмиссионных ценных бумаг на территории Российской Федерации должен осуществляться в строгом соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и «Стандартами эмиссии», утвержденными Постановлением ФКЦБ от 18 июня 2003 г. № 03-30/пс, а выпуск векселей — в соответствии с Федеральным законом «О переводном и простом векселе»;

     • определение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, установление обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка и контроль за деятельностью профессиональных участников;

     • разработка системы квалифицированных  требований к руководителям и специалистам организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг и аттестация их для работы с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время положению руководители, контролеры и специалисты организаций — профессиональных участников фондового рынка должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

     • лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В  России лицензирование осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или другими уполномоченными органами. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» лицензированию подлежит деятельность всех профессиональных участников рынка ценных бумаг.

     Система органов государственного регулирования  рынка ценных бумаг во многом определяется тем, какова модель организации финансового рынка страны. В странах, где преобладающей является банковская («немецкая») модель организации финансового рынка, функция регулирования фондового рынка возлагается на органы банковского надзора и центральный банк. В странах с небанковской моделью организации финансового рынка («американской») обычно создаются специальные органы — комиссии по ценным бумагам. В некоторых странах со «смешанной» моделью организации финансовой системы функции координирующего органа по регулированию фондового рынка возлагаются на министерство финансов или другие органы.

     В России складывается модель регулирования  фондового рынка, которая тяготеет к американской модели. Так, распоряжением  Президента Российской Федерации от 9 марта 1993 г. № 163-рп было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам — коллегиальном органе при Президенте Российской Федерации, организующем разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг.

     В дальнейшем Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 эта комиссия была преобразована  в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением ее прежних функций.

     В тексте Федерального закона «О рынке  ценных бумаг» (в ред. 1996 г.) название Комиссии было несколько изменено —  она стала именоваться Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). В декабре 2002 г. в связи с принятием поправок к указанному Закону Федеральная комиссия получила новое название - Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг была ликвидирована, а ее функции переданы в Федеральную службу по финансовым рынкам.

     Федеральный орган исполнительной власти по рынку  ценных бумаг (в настоящее время  — Федеральная служба по финансовым рынкам):

     — осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

     — утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, порядок государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и государственной регистрации отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;

     — разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления  профессиональной деятельности с ценными  бумагами;

     — устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитарной деятельности и к порядку ведения реестра;

     — осуществляет лицензирование различных  видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

     — устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

     — определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных  пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

     — осуществляет контроль за соблюдением  эмитентами, профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, саморегулируемыми  организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

     — обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг.7

 

      Глава 3. Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации

     3.1. Анализ финансового состояния организаций 

     Удельный вес прибыльных организаций по видам экономической деятельности 
(в процентах от общего числа организаций)8

     Таблица 1.

    2006  2007  2008  2009
 Всего  67,5  74,5  71,7  68,0
 из  него по видам экономической  
   
деятельности:
           
 сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство  64,1  74,4  76,2  70,7
 рыболовство, рыбоводство  61,7  69,2  63,0  73,1
 добыча  полезных ископаемых  61,0  68,1  62,4  56,3
 обрабатывающие  производства  67,3  73,8  70,8  65,3
 строительство  72,0  79,6  75,9  68,5
 оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования  77,3  80,8  76,4  73,6
 гостиницы и рестораны  73,8  78,5  76,7  66,2
 транспорт и связь  61,0  69,0  66,0  62,1
 финансовая деятельность  67,6  71,0  57,0  64,8
 операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг  66,8  73,8  71,7  68,9
 государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение  72,6  77,9  81,1  70,6
 образование  69,3  79,0  78,5  76,4
 здравоохранение и предоставление социальных услуг  72,5  76,8  74,7  73,2
 предоставление  прочих коммунальных,  
социальных и персональных услуг
 65,9  73,2  72,1  69,3

     Как видно из таблицы 1 наибольший удельный вес прибыльных организаций за анализируемый период с 2006 по 2009 годы был зафиксирован в 2007 году – 74,5% от общего числа организаций.

     При этом, если анализировать по видам  экономической деятельности, то наибольший удельный вес прибыльных организаций выявлен в строительстве (за 2009 год 68,5 %).

     Более развернутая характеристика финансовых показателей деятельности организаций  представлена в приложении 1.

     Удельный  вес убыточных предприятий по видам экономической деятельности представлен в приложении 2. 

     Финансовые  вложения организаций

     Таблица 2

    2006  2007  2008  2009  Накоплено  
(на конец  
2009 года)
    Миллиардов  рублей 
(в фактически действовавших ценах)
 Финансовые  вложения - всего  14395,0  18779,4  26402,4  22745,0  13605,8
 в том числе:               
 долгосрочные  2278,2  4431,5  4545,4  4863,4  9861,1
 краткосрочные  12116,8  14347,9  21857,0  17881,6  3744,7
    В процентах  к итогу
 Финансовые  вложения - всего  100  100  100  100  100
 в том числе:               
 долгосрочные  15,8  23,6  17,2  21,4  72,5
 краткосрочные  84,2  76,4  82,8  78,6  27,5
 

     Исходя  из представленных данных можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в составе финансовых вложений организаций занимают краткосрочные финансовые вложения. В 2006 году – 84,2%, в 2007 – 76,4%, в 2008 – 82,8%, затем в 2009 году произошло снижение этого показателя на 4,2%. В стоимостном выражении в 2009 году долгосрочные финансовые вложения организаций составляли 4863,4 млрд. руб., краткосрочные – 17881,6 млрд. руб.

     Долгосрочные  инвестиции довольно часто представляют собой инвестиции в ценные бумаги различных компаний для получения постоянного дохода в течение длительного времени. Обычно долгосрочные инвестиции осуществляются на срок более одного года. Довольно часто долгосрочные инвестиции занимают промежуток времени 3-6 лет. 

     Как правило, инвесторы, делающие финансовые   вложения  в долгосрочные инвестиции  предпочитают  небольшой, но стабильный и постоянный доход. Долгосрочные инвестиции не дают  краткосрочной  прибыли. Долгосрочными инвестициями выгодно заниматься в момент, когда акции предприятий недооценены. Купив недооцененные активы в момент спада рынка, на них можно хорошо заработать в долгосрочной перспективе. Для долгосрочных инвесторов финансовый кризис играет на руку, так как именно в моменты кризисов и спадов на рынке, можно выгодно приобрести ценные бумаги хороших компаний, цена которых снизилась вместе с рынком.

     Изменение сальдированного финансового результата деятельности организаций      (в процентах к предыдущему году)

     
 
 
 
 

     3.2. Анализ финансовых рынков 

     Количество  профессиональных участников рынка  ценных бумаг и объем торгов на фондовых биржах
(на конец года; миллионов рублей)

     Таблица 3

    2006  2007  2008  2009
 Количество  профессиональных участников  
рынка ценных бумаг
 1711  1786  1849  1672
 Объем торгов на фондовых биржах (млн. руб.)  15095128,2  22519451,4  23131913,7  28687904,7
 в том числе:            
 акции  12033368,5  14519503,1  11958743,8  15474540,2
 облигации  425662,5  707766,5  721028,7  910293,4
 инвестиционные  паи  3231,1  14087,4  17018,3  11384,7
 фьючерсные  контракты:  2321633,1  5978035,4  8714352,3  11855592,6
 в том числе:            
 на  фондовые индексы  751999,7  3588884,1  7213276,8  9713716,1
 на  ценные бумаги  1569633,4  2389151,3  1501075,5  2141876,5
 опционы:  311233  1300059  1720770,6  436093,8
 в том числе:            
 на  фьючерсные контракты на       фондовые индексы  84285,6  758702,6  1053630,7  328586,8
 на  фьючерсные контракты на 
      ценные бумаги
 226947,4  541356,4  667139,9  107507
 на  ценные бумаги  0,0  0,0  0,0  0,0
 на  фондовые индексы  0,0  0,0  0,0  0,0

Информация о работе Анализ основных статистических данных финансовой системы Российской Федерации