Анализ осуществления бюджетного процесса г. Екатеринбурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать осуществление бюджетного процесса на примере г. Екатеринбурга, охарактеризовать бюджетный процесс Свердловской области.
Задачи:
Отразить общие понятия бюджетного процесса, их характеристики;
Описать особенности бюджетного процесса в Свердловской области и на территории г.Екате

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Экономическая сущность региональных бюджетов……………………..5
2.Анализ доходов бюджета Свердловской области………………………..9
3.Характеристика и анализ бюджетного процесса г. Екатеринбурга...…..12
3.1.Экономико-географическая характеристика г. Екатеринбурга……….12
3.2. Анализ отчета об исполнении бюджета г. Екатеринбурга…………….13
4.Выводы и рекомендации……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы…………………………………………….22
Приложение 1………………………

Работа содержит 1 файл

бсиб.docx

— 73.83 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный  университет

имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Институт «Высшая школа  экономики и менеджмента»

Кафедра «Государственные и  муниципальные финансы»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бюджет и бюджетная система»

на тему «Анализ осуществления  бюджетного процесса г. Екатеринбурга»

 

 

 

                                                                          Студент: А.С. Корюкалова

                                                                 Группа: ЭМЗ-481301

                                                                                    Руководитель: Д.В. Курбацкая

                                                  Срок сдачи:                                                                                                  

                                                    Срок защиты:

                                                          Члены комиссии:

 

 

Екатеринбург 

2011

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

1.Экономическая сущность  региональных бюджетов……………………..5

2.Анализ доходов бюджета  Свердловской области………………………..9

3.Характеристика и анализ  бюджетного процесса г. Екатеринбурга...…..12

3.1.Экономико-географическая  характеристика г. Екатеринбурга……….12

3.2. Анализ отчета об  исполнении бюджета г. Екатеринбурга…………….13

4.Выводы и рекомендации……………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………..21

Список используемой литературы…………………………………………….22

Приложение 1…………………………………………………………………...23

Приложение 2…………………………………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Исторический опыт формирования доходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

В последние годы субъекты Федерации  получили определенные права в области  налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности  управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов  Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим  условием укрепления российской государственности  на основе принципов финансовой самостоятельности  и федерализации.

 

Цель: проанализировать осуществление  бюджетного процесса на примере г. Екатеринбурга, охарактеризовать бюджетный процесс  Свердловской области.

Задачи:

  1. Отразить общие понятия бюджетного процесса, их характеристики;
  2. Описать особенности бюджетного процесса в Свердловской области и на территории г.Екатеринбурга;
  3. Провести анализ бюджета г.Екатеринбурга за 2008-2009гг. по основным показателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экономическая сущность региональных бюджетов

 

Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники  формирования доходов и направления  расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место  в финансово-бюджетной системе: получая  помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные  взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают  на необходимость анализа данного  понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.

Исследование принципа федерализма  применительно к категории «региональный  бюджет» актуализирует постановку вопроса о её экономической сущности. Анализ данной категории целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категорией финансов.

Относительно понятия «региональный  бюджет» единства мнений в науке  не существует, более того - данная категория  в российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая  распалась на бюджеты трех уровней.

Современные ученые - экономисты полагают, что системная оценка любого бюджета  должна исследовать бюджет как:

- денежные отношения (то есть  как финансовую категорию экономической  науки);

- фонд денежных средств, централизуемых  органами власти соответствующего  уровня (то есть бюджет в материальном  смысле);

- плановый документ, отражающий  конкретные доходы и расходы,  относящиеся к компетенции органов  власти данного уровня (то есть  как правовую категорию).

Соответственно определение термина  «региональный бюджет» требует  осмысления его финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому в современной  экономической литературе региональный бюджет определяется с различных  позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая  разработка и правовое оформление категории  «региональный бюджет».

Как известно, региональными называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут  иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено  бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик  в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.

Как финансовая категория региональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической  функций любого административно-территориального образования объективно требует  финансовых ресурсов, а именно, централизованного  денежного фонда. Однако для любой  административно-территориальной формации содержание регионального бюджета  не изменяется - это доходы и расходы.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации (ст. 15). Понятие регионального  бюджета закрепляется и законодательством  субъектов РФ. Например, Закон Свердловской области «О бюджетном процессе в  Свердловской области» определяет бюджет субъекта как составную часть  консолидированного бюджета области, предназначенную для мобилизации  доходов и финансирования расходов общеобластного значения, а также оказания помощи бюджетам самоуправляющихся административно - территориальных единиц области при недостаточности их собственных доходов.

В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в  целях гармонизации и сочетания  экономических интересов регионов и муниципальных образований  наряду с взаимоотношениями с  хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения  между федеральным бюджетом и  бюджетом субъекта Федерации, между  бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

Таким образом, финансовая сущность бюджета  проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного  фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его  между бюджетами.

Соответственно, финансовая сторона  бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации  по поводу перераспределения национального  дохода и части национального  богатства в целях образования, распределения и использования  централизованного в масштабах  определенного региона денежного  фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

Признание регионального бюджета  в качестве финансовой категории  требует исследования качественных признаков, характеризующих данную категорию, свойств (черт), раскрывающих её специфику и позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий. Специфичность - это главное, что  отличает финансовую сущность регионального  бюджета как самостоятельной  категории от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ, которые  также являются финансовыми категориями.

К особым (исключительным) чертам регионального  бюджета относятся, следующие:

- имеет возможность рассчитывать  на финансовую помощь из федерального  бюджета; 

- является средством регулирования  местных бюджетов.

Характеризуя роль региональных  бюджетов, нельзя не учитывать, что  кризисные явления в экономике  страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ доходов бюджета Свердловской области

 

Свердловский Минфин подвел итоги исполнения регионального  бюджета за 2009 год. Доходы бюджета  Свердловской области в 2009 году с  учетом безвозмездных перечислений составили 103,3 млрд. рублей – со снижением  к уровню 2008 года на 15,4 млрд. рублей или на 13 %.

Основные доходные источники  областного бюджета в 2009 году:  налог  на доходы физических лиц – 28,8 млрд. рублей, налог на прибыль организаций  – 20,2 млрд. рублей, налог на имущество  организаций – 10,8 млрд. рублей, акцизы – 5,6 млрд. рублей,  налог, взимаемый  в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 3,8 % (2,8 млрд. рублей) (См. Таблицу 1).

Таблица 1- Доходы бюджета  Свердловской области за 2009 год

Показатель

2009 год

Млрд. руб.

%

  1. НДФЛ

28,8

39,4

  1. Налог на прибыль организаций

20,2

27,7

  1. Налог на имущество организаций

10,8

14,8

  1. Акцизы

5,6

7,7

  1. Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

3,8

3,8

ИТОГО

69,8

100


 

В 2009 году самые большие  поступления в областной бюджет – от налога на доходы физических лиц. В то же время по сравнению с 2008 годом они сократились на 4,2 млрд. рублей или на 12,7 %. Основные причины  – сокращение численности работников и размера заработной платы, а  также рост числа безработных.

Расходы областного бюджета  составили 103,7 млрд. рублей, или 97,6% к  уточнённому годовому плану. Бюджет области по-прежнему сохранил свою социальную направленность. Расходы на социальную сферу составили 46,4 млрд. рублей, или 44,7 % от общей суммы расходов. Расходы на социальную сферу исполнены на 96,3% к уточнённому годовому плану.

Расходы на областные целевые  программы исполнены в сумме 1,6 млрд. рублей или 93,3% к годовым назначениям. Областной бюджет исполнен с дефицитом  в сумме 0,4 млрд. рублей (планируемый  дефицит составлял 11,1 млрд. рублей).

В целях реализации инвестиционных проектов на территории Свердловской области, в соответствии с Программой государственных гарантий Свердловской области, предоставлены государственные  гарантии в объеме 2,4 млрд. рублей, в  том числе: Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Водоканал»  на строительство и реконструкцию  объектов социальной, транспортной и  коммунальной инфраструктуры и открытому  акционерному обществу «Центральный стадион» на строительство и реконструкцию  спортивных сооружений.

В I полугодии 2009 года в Свердловской области в бюджеты всех уровней дополнительно привлечено 1,459 млрд. рублей. Большая часть этой суммы – недоимка, размер которой составляет 1,434 млрд. рублей. По данным областного министерства финансов в виде НДФЛ в результате легализации заработной платы и погашения задолженности по ее выплате в бюджет поступило дополнительно 9,1 млн. рублей. Еще 15,8 млн. рублей было получено в областной бюджет от налога на прибыль организаций в результате снижения их убыточности.

Информация о работе Анализ осуществления бюджетного процесса г. Екатеринбурга