Анализ провалов рынка и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение роли государства в регулировании рыночной экономики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие фиаско рынка и обосновать необходимость государственного регулирования экономики;
- охарактеризовать экономическую политику, проанализировать причины фиаско государства;
- перечислить методы государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
1. ФИАСКО РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ_______________________________________________5
1.1. Понятие фиаско рынка. Разновидности рыночных фиаско___________5
1.2. Производство общественных благ_______________________________9
1.3. Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий_____________________________________________________13
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ФИАСКО ГОСУДАРСТВА______20
2.1. Сущность экономической политики в регулировании рынка_________20
2.2. Фиаско государства, его причины и последствия___________________21
3. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОВАЛОВ_______________32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_____________________45

Работа содержит 1 файл

Курсач Анализ провалов рынка и государства.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт  нефти  и  газа

 

Кафедра ________________________________________

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

АНАЛИЗ ПРОВАЛОВ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА

 

 

 

 

выполнил:__________________

____________________________

____________________________

 

проверил:___________________

____________________________

____________________________

 

 

г. Тюмень, 2010  г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3

 

1. ФИАСКО РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ_______________________________________________5

1.1. Понятие фиаско  рынка. Разновидности рыночных  фиаско___________5

1.2. Производство общественных  благ_______________________________9

1.3. Минимизация отрицательных  и поощрение положительных экстерналий_____________________________________________________13

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА  И ФИАСКО ГОСУДАРСТВА______20

2.1. Сущность экономической политики в регулировании рынка_________20

2.2. Фиаско государства,  его причины и последствия___________________21

 

3. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 

ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОВАЛОВ_______________32

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________42

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_____________________45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы является актуальной, т.к. экономический опыт уже в XIX в. выявил, а в XX в. убедительно показал, что рыночный механизм не свободен от недостатков и противоречий, не всегда обеспечивает эффективное использование ограниченных и редких ресурсов.

Рыночный механизм, ориентированный  на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и задачи обороны страны.

Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато острыми социальными конфликтами. Следует также учитывать, что свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизму подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это дало повод заговорить о фактическом фиаско рынка. Профессор А.Я. Лифшиц подчеркивает: «Рыночная экономика не имеет врожденного иммунитета против трех тяжелых болезней — монополизма, инфляции и спадов деловой активности» [16, c. 123].

Государственное воздействие  на микро- и макроэкономику представляет собой целенаправленную систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, имеет свои способы, формы, методы и инструменты.

Проводя экономическую  политику, государство должно осуществлять макроэкономическое регулирование. Воздействуя  на такие переменные, как склонность к потреблению, уровень инвестиционной активности, ставку процента за кредит и т.п., правительство способно либо затормозить, либо ускорить развитие национальной экономики.

Государственное воздействие  на экономику в настоящее время  усилилось, хотя в странах Западной Европы и в других странах с рыночной экономикой часть объектов государственной собственности была приватизирована. При этом содержание, формы и методы государственного вмешательства в экономику изменились. Возросла роль косвенных экономических методов государственного регулирования промышленного и сельскохозяйственного производства, а прямое административное вмешательство и непосредственное воздействие сократилось.

Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться. И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно - командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Таким образом, тема работы является актуальной.

Объект – фиаско рынка  и государства.

Предмет – анализ провалов рынка и государства.

Цель курсовой работы: изучение роли государства в регулировании рыночной экономики.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие  фиаско рынка и обосновать  необходимость государственного регулирования экономики;

- охарактеризовать экономическую  политику, проанализировать причины фиаско государства;

- перечислить методы  государственного регулирования экономики.

1. ФИАСКО РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. Понятие фиаско рынка. Разновидности рыночных фиаско

При обосновании необходимости  вмешательства государства в  экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско ("осечки", "провалов", недостаточности, несостоятельности) рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесие и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие, и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название "рыночных провалов". Они характерны и для условий совершенной конкуренции - "идеального" рынка, и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии и олигополии.

Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства.

Разновидности рыночного  фиаско:

  1. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.
  2. Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.
  3. Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. В связи с этим одной из задач государства становятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование экономики.
  4. Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажноденежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы. Это вызывает необходимость проведения правительством политики стабилизации экономического цикла, т.е. политики, направленной на достижение одновременно двух макроэкономических целей - полной занятости и стабильного уровня цен. Осуществляя антициклическое регулирование, государство тем самым реализует политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.
  5. Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы победителей и низкие (а порой и просто нулевые) доходы неудачников конкурентной борьбы (банкротов, безработных и др.). Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов, которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры. Для противодействия этому и поддержки тех членов общества, которые в силу разного рода причин (возраст, низкий уровень способностей, состояние здоровья и т.п.) не способны результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство - через систему прогрессивного налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование (например, через поддержание на приемлемом уровне цен на сельхозпродукцию, продаваемую фермерами), механизм трансфертных платежей, определенную политику в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п., - берет на себя задачу перераспределения доходов и богатства с целью уменьшения их дифференциации в рамках проводимой социальной политики. Тем самым в той или иной мере поддерживаются нормы этики и справедливости в обществе.
  6. Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики. Не секрет, что рынок не дает эффекта применительно к развитию отраслей и производств, в которых существует длительный срок окупаемости, высокая степень риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли, или же когда требуется реализация крупномасштабных инвестиционных проектов. В связи с этим задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса и проведение структурной политики (политики изменения структуры ВНП) и других компонентов политики экономического роста. Постепенное становление постиндустриального общества сопровождается сегодня возникновением новых функций государства в данной области: принятие им на себя обязательств в области образования, формирования и поддержки новых направлений фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий и т.д.
  7. Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. И это требует проведения государством его соответствующей региональной политики. Будучи тесно взаимосвязанной с политикой структурной, региональная политика государства также реализуется при помощи государственных инвестиций, разнообразных финансовых стимулов, создающих привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны - либо тех традиционных, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе, либо тех новых, которые являются носителями научно-технического прогресса.
  8. Непременным условием здорового развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне: проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему и т.п. Так, регулируя курс национальной валюты, правительство способно кардинальным образом переориентировать потоки импортируемых и экспортируемых товаров, изменяя таможенные пошлины, оно способно либо поддерживать отечественных товаропроизводителей, либо ввергнуть их в водоворот международной конкуренции.

Определение выявленных мировым хозяйственным опытом разновидностей рыночного фиаско, а затем и уточнение связанных с ними функций правительства позволяет зафиксировать минимальную и максимальную границы государственной интервенции в социально-экономическую жизнь. Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения - словом, выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая вовсе не исключает некоторой - минимальной - активности государства в хозяйственной сфере. Верхней же, максимально допустимой границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. За данной объективно очерченной границей правительству в экономике делать нечего. И если выход за нее все же состоялся, то неизбежны губительные деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства.

Таким образом, основными  сферами деятельности государства  в экономике являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживания макрэкономических колебаний, полтика поддержания доходов. Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации транзакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма. Остановимся на рассмотрении некоторых основных указанных проблемах подробнее.

1.2. Производство общественных благ

Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме. Для их определения необходимо разделить товары индивидуального и общественного (коллективного) потребления.

Первые из них производятся на основе рыночной системы. Эти товары, во-первых, делимы, а потому доступны индивидуальным покупателям. Во-вторых, они подвержены действию принципа исключения: только тот, кто платит равновесную цену, получает продукт.

От них заметно отличаются общественные товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена производить. Они, во-первых, неделимы и, следовательно, не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Во-вторых, на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования общественными благами. Известно, что рыночный механизм удовлетворяет лишь те потребности людей, которые выражаются через платежеспособный спрос. А потребность в общественных благах через спрос часто выразить невозможно: не у всех имеются достаточные средства, и не каждый человек захочет их тратить именно на эти цели.

Таким образом, к общественным относят такие блага, которые  обладают двумя характерными свойствами: несоперничество и  неисключаемость из потребления. Оба свойства тесно связаны между собой.

К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное  освещение и целый рядом аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.п.

Принято различать чистые общественные блага и смешанные  общественные блага. Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени (например, национальная оборона). У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее (например, автодороги).

Классический пример общественного товара - маяк. Он строится, если выгоды от его создания (уменьшение кораблекрушений) превышают связанные с этим затраты. Но выгода одного мореплавателя не способна окупить столь дорогостоящего строительства. В то же время невозможно исключить всех моряков из пользования данным благом. В результате возникает проблема "фрирайдера", безбилетного пассажира ("зайца"): люди могут пользоваться выгодами потребления некоторого продукта, не неся издержек на его производство. Поскольку принцип исключения здесь неприменим, постольку частные предприятия не имеют достаточных стимулов к производству общественных благ.

Существует немало неделимых  товаров, к которым принцип исключения вполне может быть применен: улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание и др.). Однако такие квазиобщественные блага в цивилизованном обществе также частично финансируются правительством в связи с их высокой социальной значимостью. В современном обществе развитие системы высшего образование, здравоохранения, обеспечивающее высокое качество рабочей силы, жизненно необходимо не только населению, но и государству. Поэтому правительству необходимо воздерживаться как от всеобщей национализации данных сфер, так и от их развития на чисто рыночной основе. Выходом является параллельное функционирование доступных для всех государственных объектов социально-культурной сферы наряду с частными (которые, впрочем, тоже пользуются определенной поддержкой правительства).

Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него.

Информация о работе Анализ провалов рынка и государства