Анализ социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры, формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

Содержание

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………………………………………………………………

Понятие социального обеспечения……………………………………..
Функции социального обеспечения……………………………………
Социальное обеспечение и социальная защита………………………
Предмет права социального обеспечения…………………………….
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…

2.1. Анализ современного состояния технологий социального обеспечения за рубежом…………………………………………………………………………..

2.2. Анализ технологии социального обеспечения в России………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Работа содержит 1 файл

!!!.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

       Федеральное финансирование пособий  предполагает усиление ответственности  органов социальной защиты населения  за целевое расходование средств,  в частности за строжайшее  следование установленным законодательным  нормам при назначении и выплате пособий, положениям постановлений Правительства, определяющих порядок назначения и выплаты пособий и порядок учета доходов для определения права на пособие. Еще одна проблема — полнота учета доходов для определения права на пособие. Здесь выделяется несколько аспектов: во-первых, далеко не везде учитываются доходы от личного подсобного хозяйства, что занижает доходы претендентов на получение пособия, и предоставление пособия в этом случае не оправдано, во-вторых, полнота учета доходов при получении алиментов, ведении индивидуальной трудовой деятельности и прочих аналогичных доходов. С другой стороны, федеральные органы исполнительной власти совместно с аналогичными структурами субъектов Российской Федерации должны искать эффективные пути проверки правильности заявленных гражданами доходов, в том числе в случае, когда проблематично получение подтверждающих документов. Сегодня пособие выплачивается почти на 18 млн. детей, по сути, это пока единственный опыт крупномасштабного предоставления социальных выплат на адресной основе.

     По  словам заместителя председателя Комитета СФ по социальной политике И.Каменского, нельзя ставить знак равенства между  механизмом выплаты пенсий и пособий, ведь у детей есть родители, которые  обязаны их содержать. Но чтобы снять напряжение с самой проблемы, связанной с размером детских пособий, надо увеличить заработную плату родителей, которая бы соответствовала стоимости потребительской корзины на семью, включая детей. При этом условии роль детских пособий в бюджете семьи снизится.

     В технологии обеспечения граждан  пособиями виден недостаток –  несовершенство механизма финансирования выплат из бюджета.

     С 1 января 2005 года технология предоставления государством социальных льгот была заменена денежными компенсациями. Замена натуральной формы предоставления социальных льгот денежными компенсациями находятся в центре внимания специалистов.

     Реформа технологии льгот проводится в соответствии с концептуальными подходами  к разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Реформы социальных обязательств государства основывается на фиксации полномочий и обязанностей всех уровней власти. В этой связи в законодательной базе предусматриваются технологические изменения1:

  • изменение порядка финансирования и условий реализации мер социальной защиты,
  • разграничение полномочий в социальной сфере между федеральными органами и органами власти субъектов РФ, передача части функций в области обеспечения льгот с федерального на региональный уровень,
  • изменение существующего порядка финансирования оплаты труда работников бюджетной сферы и правовой базы, регулирующей прожиточный минимум.

     Технология  взаимодействия федеральных органов государственной власти и региональных не отработана до конца . Вопросы выплат ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным по политическим мотивам переданы на региональный уровень. Регионы могут устанавливать формы социальной поддержки по своему усмотрению - либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньги. B силу неодинаковой бюджетной обеспеченности регионов положение льготников в них будет резко различаться. По мнению представителей ряда субъектов Федерации, осуществлять финансовое обеспечение расходных обязательств по социальной поддержке такой категории льготников, как ветеран труда, большинству из них без субвенций центра будет весьма сложно. В соответствии с Федеральным законом граждане, которым социальная поддержка будет оказываться за счет средств федерального бюджета, будут учитываться в системе индивидуального (персонифицированного) учета, ведение которого осуществляет Пенсионный фонд РФ.

     К положительным моментам новой системы социальной поддержки можно отнести:

  • денежное обеспечение действующих льгот,
  • улучшение сбалансированности бюджетов всех уровней путем отмены (реструктуризации) расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.

     К отрицательным:

     - отсутствие у большинства субъектов Федерации финансовых ресурсов на обеспечение передаваемых на их уровень льгот;

     - понижение уровня социальной  защиты ряда категорий населения,

  • понижение уровня правового регулирования вопросов, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

     Переход от натуральных форм оказания помощи к денежной в большей степени  отвечает требованиям социальной справедливости. Во-первых, устранив или хотя бы уменьшив региональные различия в размере  помощи, можно, если не ликвидировать, то по крайней мере снизить степень дискриминации ее получателей, характерной для действующей системы. Во-вторых, такой переход способствует выравниванию условий доступа к получению льгот. В-третьих, общество получает четкое представление об объеме своих социальных обязательств, что приводит к пристальному рассмотрению проблем социальной справедливости, выравниванию уровня доходов различных групп населения.

     Важнейшим звеном технологии социального обеспечения  является технология социального обслуживания (рис.2.7). 

       

       

     

     

     

       
 
 

     Рис.2.7. Технология социального обслуживания населения. 

     Основанием  для получения государственного социального обслуживания служит трудная  жизненная ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, преодолеть которую самостоятельно он не может. Данная ситуация является основанием для бесплатного государственного социального обслуживания.

     Таким образом, государство гарантирует  гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, которые определены федеральным законодательством. Несмотря на постепенное развитие структуры государственных учреждений социальной защиты, уровень социального обеспечения в РФ остается недостаточным. Развитие технологии социального обслуживания тормозят многие факторы: недостаточно развитая правовая база системы социального обслуживания; ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для развития системы; недостаточное использование дополнительных финансовых источников, в том числе неправительственного общественного сектора; слаборазвитая инфраструктура всей социальной помощи; недостаточное применение целевого комплексного планирования развития социального обслуживания в РФ с учетом научных исследований, инноваций и международной практики; недостаточная профессиональная подготовка социальных работников.

     Серьезной проблемой является несовершенство методов государственного регулирования  формирования финансово-экономической базы учреждений социальной защиты на региональном уровне. Так, планирование базируется только на количественных показателях без учета принципа экономической, социальной целесообразности, обстановки на территории, необходимости оказания услуг социально-незащищенному населению, бюджетные ассигнования учреждения социального обслуживания зависят сегодня от его размеров, что не способствует эффективному использованию денежных средств. Целесообразнее было бы при финансировании учреждений исходить из расчета на одного жителя территории с учетом поправочных коэффициентов. Экономические источники функционирования государственных (муниципальных) унитарных предприятий социального обслуживания весьма ограничены, так как формируются из местных бюджетов и внебюджетных средств, полученных от оказания платных услуг, сбора пожертвовании и т.п. В то же время они должны обеспечить гарантируемое государством право гражданина на социальное обслуживание.

     Таким образом, технология социального обеспечения  – это сложное образование, включающее следующие элементы: технологию пенсионного обеспечения граждан, технологию обеспечения граждан пособиями и денежными компенсациями, технологию социального обслуживания. Анализ технологии социального обеспечения позволил выявить следующие недостатки: финансирование социального обеспечения не соответствует необходимым нормам для развития социального обслуживания и увеличения предоставляемых социальных выплат; социальное обеспечение не учитывает принципа адресности при ее оказании; несоответствие величины предоставляемых по системе социального обеспечения социальных выплат величине прожиточного минимума установленного для различных категорий населения; отсутствует достаточная информированность граждан о своих правах на социальное обеспечение.

     Необходимо  усовершенствовать механизм распределения  и формирования денежных средств, предназначенных на социальное обеспечение. Исходя из того, что известно несколько моделей построения механизма формирования и распределения ГФСН: 1) солидарно-распределительный механизм; 2) накопительно-страховой механизм; 3) солидарно-страховой механизм.[10].Необходимо создать банк данных граждан, которые пользуются правом на социальное обеспечение. Возникает необходимость разработки национальной системы стандартизации социального обслуживания. В эту сферу следует привлекать негосударственный сектор к оказанию услуг населению. поддержки необходимо передать на региональный и муниципальный уровень.

     Необходимость совершенствования технологии организации  социальной помощи населению определена:

    • наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, нуждающихся в социальной поддержке,
    • предоставление социальной помощи в виде различных выплат без учета реальной нуждаемости,
    • разобщенность данных о видах социального обеспечения.

     Следовательно, технология социального обеспечения требует совершенствования, поскольку реальное положение с гарантированностью тех прав на социальное обеспечение, которые закреплены законодательно, носят в большей степени декларативный характер.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Технология  социального обеспечения занимает особое место среди технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими процедурами, но и обеспечивает на практике их взаимодействие. Приоритетный характер социального обеспечения в технологии социальной работы определяется и тем, что она является важнейшим условием реализации общегражданских прав россиян. Главной целью социального обеспечения является предоставление гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов. Сформированная технология социального обеспечения имеет недостатки, решение которых необходимо, поскольку социальное обеспечение выполняет множество функций. Социальные выплаты, предоставляемые по системе социального обеспечения, предоставляются в низких размерах, что не позволяет решить ни одних социальных задач. Предоставление социального обслуживания также несовершенно. Поэтому возникает необходимость совершенствования технологии социального обеспечения. Целью курсовой работы является разработка предложений по усовершенствованию технологии социального обеспечения. Решение поставленной цели осуществлялось по нескольким направлениям.

     Наличие достаточных финансовых средств  для реализации социального обеспечения  является необходимым условием ее функционированию. В данном направлении следует:

     - адаптировать солидарно-страховой механизм формирования и распределения государственных фондов социального назначения к развитию российского общества,

     - ввести трехсторонний принцип финансирования государственных фондов социального назначения, поскольку он используется во многих развитых в социальном плане странах. Оправданным представляется механизм, при котором большая нагрузка приходится на работодателя (40-60%), меньшая распределяется между работником (10-30%) и государством (20-40%).

     Предоставлять социальное обеспечение надо, основываясь на принципе адресности. Для этого необходимо:

     - совершенствовать технологию организации  социальной помощи населению,

     - создать информационные технологии, позволяющие обеспечить доступ  гражданам к различной информации. Кроме того, это позволит систематизировать категории получателей по принципу нуждаемости.

     Совершенствования требует технология социального  обслуживания, которая предоставляется  гражданам на платной и бесплатной основе. Для этого следует: совершенствовать нормативно-правовую базу деятельности учреждений социального обслуживания, укреплять материально-техническую базу и кадровое обеспечение, ввести систему стандартизации социального обслуживания, оказание социальных услуг должно осуществляться не только государственными, но и частными социальными учреждениями.

     Касаясь величины пенсий, пособий и денежных компенсаций, надо сказать о том, что их необходимо повысить до величины прожиточного минимума. Повышение величины пособий на детей возможно при  использовании опыта зарубежных стран, который сводится к следующему: необходимо ввести обязательное страхование детей, а из сформированных на его основе фондов предоставлять страховое пособие.

     В Российской Федерации существует множество  законодательных актов, регулирующих отношения по социальному обеспечению. Одной из первейших задач в этой области является кодификация законодательства в сфере социального обеспечения. Кодекс позволит определить:

     - полномочия федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления в области регулирования социального обеспечения,

Информация о работе Анализ социального обеспечения