Анализ состояния финансов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:30, контрольная работа

Описание работы

Финансовая система Российской Федерации напрямую связана с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Сущность и функция финансов…………………………………..4
Понятие финансовой системы , её звенья и их характеристика..7
Анализ состояния финансов Российской федерации…………...14
Заключение………………………………………………………...18
Список литературы………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 32.47 Кб (Скачать)

     Внебюджетные  фонды предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами  приоритетных отраслей экономики.

     К социальным внебюджетным фондам относятся  Пенсионный фонд РФ, Государственный  фонд социального страхования, Федеральный  и территориальный фонды обязательного  медицинского страхования, Фонды занятости  населения.

     Доходы  этих фондов формируются за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и  организаций, за исключением Пенсионного  фонда РФ, Государственного фонда  социального страхования и Обязательных фондов медицинского страхования с  сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. Финансирование этих фондов осуществляется путем оплаты предприятиями и организациями  единого социального налога, дифференцированного  согласно устанавливаемым государственным  нормативам.

     Органом государственной власти субъектов  РФ рекомендовано консолидировать  в бюджетах национально - государственных  и административно - территориальных  образований аналогичные региональные внебюджетные фонды.

     Государственный кредит.

     Государственный кредит представляет собой аккумулированные государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов.

     Государственные кредиты выдаются социально ориентированным  производствам, обеспечивающим высокий  уровень рентабельности. Государственные  гарантии предоставляются предприятиям и предпринимателям для реализации высокорентабельных инвестиционных проектов.

     Дополнительные  финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг. Данная форма кредита  позволяет заемщику направлять заемные  финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без денежной эмиссии. Т.о. государственный кредит является средством  увеличения финансовых возможностей государства.

     На  общегосударственном уровне государственные  займы не являются целевыми, тогда  как местные органы власти могут  использовать мобилизованные таким  образом средства на благоустройство  городских и сельских районов, строительство  объектов здравоохранения, культуры, просвещения, жилища и др.

     Фонды страхования.

     Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных  бедствий и несчастных случаев, а  также способствуют их предупреждению.

     В связи с развитием рыночных отношений  в нашей стране появилась возможность  отказаться от монополии государства  в страховом деле. В настоящее  время наряду с государственными страховыми организациями страхование  осуществляют негосударственные страховые  компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

     Страхование в условиях рыночной экономики все  больше становится сферой коммерческой деятельности, но некоторые страховые  компании пока еще не имеют четкой специализации по различным направлениям страхования. Страхование объединяет большое количество отношений и делится на социальное, медицинское, личное, имущественное, страхование ответственности и предпринимательских рисков.

     Финансы предприятий и организаций.

     Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные  общества, частные, арендные и др.) составляют основу финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и  распределения общественного продукта и национального дохода. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, юридическими лицами, созданными в  порядке, установленном законом, для  производства продукции, выполнения работ  и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

     Т.о., в сфере финансов предприятий  выделяют следующие звенья финансовой системы:

     Коммерческие  организации.

     Коммерческими организациями согласно ст.50 ГК РФ являются те юридические лица, которые последуют, извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

     Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  производственных кооперативов, хозяйственных  товариществ и обществ, государственных  предприятий, муниципальных унитарных  предприятий.

     Особое  значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе  развитых стран мира имеют финансы  финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в  денежных средствах. В этом звене  финансовой системы в развитых странах  мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего  на инвестиционные цели.

     Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых  платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем  больше доходы населения, тем выше его  спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие  возможности для развития экономики, социальной сферы.

     Некоммерческие  организации.

     Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью  извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими  организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они  созданы, и соответствующую этим целям (ст.50 ГК РФ).

     Некоммерческие  организации могут быть созданы  в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов и в других формах, предусмотренных  законом.

     Государственные и муниципальные предприятия.

     Государственное предприятие основано на государственной  собственности, ведет свою деятельность на основе коммерческого расчета.

     Унитарными  предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. Оно осуществляет свою деятельность на базе чужой собственности (государственной  или муниципальной).

     Эти предприятия образуются по решению  уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. 
 
 

     АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Анализ  закономерностей развития финансов в разных условиях общественного  воспроизводства свидетельствует  о наличии общих признаков  в их содержании. Это обусловлено  сочинением объективных причин и  условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений  и существование государства  как субъекта этих отношений. В отличие  от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически  связаны функционированием государства. Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

     Финансовая  система РФ включает следующие основные направления для анализа: темпы  инфляции, бюджетный дефицит, государственный  долг, изменения валютного курса  рубля по отношению к иностранной  валюте.

     Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение  общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму  денег по прошествии некоторого времени  можно будет купить меньше товаров  и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время  покупательная способность денег  снизилась, деньги утратили часть своей  реальной стоимости.

     Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается  редко и краткосрочно, обычно носит  сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Длительная дефляция характерна для очень немногих стран. Сегодня  примером дефляции может служить  экономика Японии (в пределах −1 %). Известны примеры, когда политика правительства приводила к длительному  периоду снижения розничных цен  при постепенном повышении заработной платы (например, в СССР в последние годы жизни Сталина и при правительстве Людвига Эрхарда в Западной Германии начиная с 1948 года).

     Темпы инфляции

     Выраженный  в процентах годовой темп роста  общего уровня цен в течение определенного  периода времени.

     Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета  над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает  бюджетный профицит.

     Бюджетный дефицит − отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий); милитаризации экономики в мирное время; осуществления крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки; увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта и т. п. факторов. Хронический дефицит — долгосрочная несбалансированность бюджета — является следствием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.

     Величина  дефицита определяется при утверждении  бюджета. В России в соответствии с Бюджетным кодексом при принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим  законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным  законом о бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета, ут-вержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.-Соблюдение предельных значений бюджетного дефицита должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.

     Источниками финансирования дефицита федерального бюджета РФ являются: 1) внутренние источники: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; государственным займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные  ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 2) внешние источники: государственным  займы, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации; кредиты  правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в  иностранной валюте.

     Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

     Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

     Если  валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

     Внутренний  — задолженность государства  владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Информация о работе Анализ состояния финансов Российской Федерации