Анализ современного состояния внебюджетных фондов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.

Исходя из этого, основные задачи, которые я поставила перед собой, являются следующими:

Во-первых, проследить причины образования внебюджетных фондов;

Во-вторых, рассмотреть основные задачи, установленные теми нормативными актами, которыми эти фонды были утверждены;

В-третьих, проанализировать современное состояние внебюджетных фондов РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ…8
1.1 Понятие, классификация и причины возникновения внебюджетных фондов………………………………………………………………….8
1.2 Основные источники доходов внебюджетных фондов……………13
1.3 Особенности внебюджетных фондов………………………………..14
1.4 Роль внебюджетных фондов в экономических и социальных процессах………………………………………………………………15
2. Внебюджетные фонда Российской Федерации (РФ)…………………..17
2.1 Пенсионный фонд РФ…………………………………………………17
2.2 Фонд социального страхования РФ………………………………….20
2.3 Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ……………………………………….21
3. Анализ современного состояния внебюджетных фондов РФ…………23
3.1 Оценка доходов и расходов фондов по объемам средств в динамике за последние несколько лет…………………………………………..23
3.2 Оценка изменений по составу доходов и расходов за последние несколько лет………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………..38
Приложения…………………………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ФИНАНСАМ.docx

— 81.63 Кб (Скачать)

          Область  перераспределения  бюджетных   средств   гораздо   шире,   чем внебюджетных фондов,  рамки  перераспределения  которых  ограничены  целевым назначением фонда.  Такая  ограниченность  в  перераспределительной  функции этого сегмента  государственных  финансов  в  отдельных  случаях  имеет  ряд преимуществ перед бюджетной формой  перераспределения  финансовых  ресурсов. При  выделении  во  внебюджетный  фонд  части   финансовых   средств   легче просматривается  соразмерность  централизуемых  источников  и  потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью  финансовых  ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно  достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

          Но условий для экономической  самостоятельности  они  лишены.  Поэтому государственные социальные  внебюджетные  фонды  лишь  по  форме,  а  не  по содержанию являются фондами взаимного страхования населения.  И  дело  вовсе не в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей  части  являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств,  зачисляемых  в указанные  внебюджетные  фонды,  есть  не  что  иное,  как  часть  стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок  же  уплаты  взносов  является  формой проявления  этой  сущности.  Ничто  не  мешает  органам  власти  государства установить  минимальный  уровень  оплаты  труда  (который  является   нижним уровнем для любого работодателя), включающий как прожиточный минимум, так  и долю  платежей  во  внебюджетные  фонды,   переложив   обязанность   вносить страховые платежи с работодателей на работников. Однако действующий  порядок более прост и привычен для менталитета нашего  государства  и  населения.  В других  странах  страховые  взносы  распределены  более   равномерно   между работниками и работодателями, а в отдельных государствах  подавляющую  часть взносов уплачивают работники.

          Страховая  природа  средств  внебюджетных  социальных  фондов  является решающей причиной выделения их  из  бюджета  и  принципиальным  отличием  от целевых бюджетных фондов. 
 
 

    1.  Основные источники доходов внебюджетных фондов.

          Доходы внебюджетных фондов включают:

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
  • средства бюджета;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
  • другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

          Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

          Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод – это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью.  
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

          Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

          В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

          По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

    1. Особенности внебюджетных фондов.

          Внебюджетные фонды, являясь составной частью  финансовой  системы  РФ, обладают рядом особенностей:

    • запланированы органами власти и управления и имеют   строгую  целевую направленность;
    • денежные   средства   фондов   используются   для    финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических  и физических лиц;
    • страховые взносы  в  фонды  и  взаимоотношения,  возникающие  при  их уплате,   имеют   налоговую   природу,   тарифы   взносов    устанавливаются государством и являются обязательными;
    • на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием  взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ  "Об  основах налоговой системы РФ";
    • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию  на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    • расходование  средств  из  фондов  осуществляется  по распоряжению Правительства  или  специально  уполномоченного  на  то  органа   (Правление фонда).
    1. Роль внебюджетных фондов в экономических и социальных процессах.

          Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

          Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

          Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением  централизованного государства  начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

          С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

  • социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
  • целевого использования средств этих фондов;
  • оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
  • новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
  • финансирования территориальных нужд.

          На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

          Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита. 

  1. Внебюджетные  фонды РФ.
 
    1. Пенсионный  фонд РФ.

          Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 – ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

          Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

          Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • средств федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

          Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

          Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

          В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

  • трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ;
  • социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);
  • пенсия за выслугу лет;
  • пособие одиноким матерям;
  • пенсия военнослужащим и членам их семей;
  • пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

          Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.

Информация о работе Анализ современного состояния внебюджетных фондов РФ