ЦБ РФ и его роль в регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:19, реферат

Описание работы

На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

Содержание

Введение стр.3

§ 1 ЦБ РФ: его роль в экономике России стр.4

§ 2 ЦБ РФ: его цели и функции стр.7

2.1 Цели

2.2 Функции

§ 3 Влияние ЦБ РФ на денежное обращение и меры по его укреплению стр.10

§ 4 Антикризисные меры ЦБ РФ стр.19

Заключение стр.23

Работа содержит 1 файл

Реферат по финансам.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Санкт-Петербургский  Торгово-экономический институт

Кафедра финансов, денежного обращения и  кредита. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по курсу Финансы и кредит на тему: «ЦБ РФ и его роль в регулировании экономики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса

группы  №1301, факультета ТЭФ

Горбачёва Валентина

Проверила: КЭН доцент

Панова  Анастасия Юрьевна. 
 
 
 

Санкт-Петербург

              2009 год.

Содержание:

Введение            стр.3

§ 1 ЦБ РФ: его роль в экономике России       стр.4

§ 2 ЦБ РФ: его цели и функции        стр.7

            2.1 Цели

            2.2 Функции

§ 3 Влияние ЦБ РФ на денежное обращение и меры по его укреплению          стр.10

§ 4 Антикризисные меры ЦБ РФ                стр.19

Заключение                                      стр.23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     На  ранних стадиях развития кредитной  системы отсутствовало четкое разграничение  между центральными и коммерческими  банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы. С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на : государственные, капитал которых принадлежит государству (например, ЦБ РФ); акционерные; смешанные акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству. Независимо от того, принадлежит или нет капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано с надежности ЦБ в силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства. Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства.

     В тоже время независимость ЦБ от правительства  имеет относительный характер в  том смысле, что экономическая  политика не может быть успешной без  четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа. 

§ 1  ЦБ РФ: его роль в экономике России.

     В ныне господствующих стереотипах государственности  реальную экономику и её участников пытаются заставить вращаться вокруг эпицентра — Центрального Банка. Но в нормальной государственности все должно происходить с точностью до наоборот. Интересы банковского сектора должны быть вторичны, и это он должен вращаться вокруг интересов реального сектора. Банки, как и любая иная сфера обслуживания, должны получать свои доходы, как часть той прибыли, которая получена в промышленности. Преодоление этого стереотипа столь же сложно, как преодоление стереотипа вращения Солнца вокруг Земли. Во времена Коперника опровергавшие общепризнанный стереотип подвергались репрессиям, надеюсь с нами этого не произойдёт.  
             Только прежде чем говорить о функциях ЦБ, давайте разберёмся, каков его фактический правовой статус, т.е. кому он принадлежит и кто управляет главным банком страны, кто управляет эмиссией денег и получает эмиссионный доход. Странный вопрос — полагает большинство — конечно, государство.  
Обратимся к действующему Закону о ЦБ РФ.  
«Банк России — экономически самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Правительство РСФСР не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не несет ответственности по обязательствам Правительства РСФСР…. Банк России возглавляется Председателем Банка. Управление Банком России осуществляется на коллегиальной основе советом директоров Банка. Банк России ежегодно утверждает распределение прибыли и смету своих расходов» [1,ст. 1].  
               Нетрудно заметить, что от положения статьи первой Закона о том, что Банк находится в собственности РСФСР по факту, не остаётся и следа. Ведь право собственности и реализуется, прежде всего, как право распоряжаться прибылью. Это право всегда и везде являлось и является исключительной прерогативой собственника. Не наёмные же работники, не имеющие акций, делят прибыль в акционерных обществах. С этих позиций ЦБ де-факто может расцениваться исключительно как частная корпорация.  
                Периодически через Думу проводятся очередные «косметические» изменения в Закон о ЦБ. Предлагаемые меры по контролю за расходованием прибыли ЦБ через Наблюдательный Совет не изменят существо этой порочной схемы, т.к. сеньорадж (прибыль, получаемая как разница между себестоимостью изготовления монет и купюр и их номиналом) по-прежнему не планируется сделать достоянием нашего государства и всего народа, а сохранить его в качестве корпоративной собственности. Кроме того, через ныне узаконенное в стране ростовщичество – процентную ставку – ЦБ будет продолжать получать не связанную с созиданием (следовательно формирующую инфляционные процессы), прибыль на все те деньги, которые он сам же и печатает.  
                Вот уже несколько лет ставка рефинансирования ЦБ РФ имеет убийственные для реального сектора значения. Она доходила до 210%, сегодня это 9% годовых. [4] ЦБ объясняет эти цифры инфляцией, а потому всегда косвенно заинтересован в её раскрутке. В действительности, мы имеем дело с подменой причины и следствия. Инфляция генерируется прежде всего ссудным процентом, который, в соответствии с законодательством, относится на себестоимость и многократно удорожает продукцию, в особенности в отраслях, занимающихся не краткосрочными спекулятивными операциями, а производством с длинным оборотом капитала (сельское хозяйство, машиностроение и т.п.).  
               Как известно, при возникновении негативных тенденций в экономике, развитые страны в спешном порядке снижают ставки рефинансирования. Например, США в течение 2009 года делали это 11 раз, доведя её с 6,5% до 1,75% годовых. В Англии это делали шестикратно. Учётная ставка в Японии составляет 0,15% годовых, а в Европе — 3,25% годовых. Японские банки всегда работали не по схеме ростовщических контор, что характерно для нынешней России, а по схеме инвестиционных фондов, зарабатывая прибыль лишь как часть того, что реально создано промышленностью. Это позволяет Японии успешно развиваться при полном отсутствии собственных энергоресурсов.  
               Помимо схем внутреннего разорения страны ЦБ реализует и схемы внешнего ограбления через систему внешних заимствований, что является следствием сжатия денежной рублевой массы до 4-5% в 2009 году от абсолютно необходимого минимума.[4] Я уже писала о том, что нынешнее руководство один в один повторяет ошибки царского правительства. Чем это закончилось — известно: несколько революций подряд и Гражданская война. К сожалению, история ничему не учит.  
              Деньги являются необходимой технологической средой, без которой невозможно функционирование производства. В силу физического отсутствия денежной массы предприятия фактически лишались оборотных средств и вовсе не потому, что их продукция не нужна; в отсутствии средств платежа на неё даже теоретически невозможно обеспечить платежеспособный спрос.  
             Мы вынуждены были в нарушение Конституции РФ, которая определяет рубль, как единственное средство платежа на территории РФ, ввозить в страну ничем не обеспеченную (с 15 августа 1971 года) долларовую массу, составляющую до 60-70% нашего денежного оборота. О каком мировом признании нашего рубля можно говорить, если весь свой экспорт, без которого Европа не проживёт и дня, мы поставляем не за свой рубль, а за чужую долларовую валюту. Кстати, для сравнения, что ещё в 1948 году Япония ввела запрет на экспорт за любую валюту, кроме йены. Так же делают и все другие государства.  
            Стержень методологии — интересы участников производительного труда, ведь только их усилиями в конечном счёте может быть решена задача, поставленная Президентом. С этих позиций методологию перевода экономики России на ускоренные темпы развития можно свести к девяти основополагающим шагам.  
Первое. Радикальным образом реформировать ЦБ, оставив за ним прежде всего функцию организации необходимых и достаточных для народного хозяйства денежных потоков и надзора за банковской системой страны. Второе. Передать функцию эмиссии средств платежа Казначейству, входящему в состав Минфина. Третье. Сделать доходы от эмиссии достоянием государства. Четвертое. Ввести законодательный запрет на получение доходов вне сферы созидания, на ростовщичество. Деньги должны предоставляться на исключительно беспроцентной основе, учётная ставка ЦБ должна быть строго равна нулю.
 

§ 2 ЦБ РФ: его цели и функции.

2.1 Цели ЦБ РФ.

     Основными целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

2.2 Функции ЦБ РФ.

     Банк  России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег и организует наличное  денежное обращение;

2.1) утверждает  графическое обозначение рубля  в виде знака;

(п. 2.1 введен Федеральным  законом от 12.06.2006 N 85-ФЗ)

3) является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  их рефинансирования;

(Указанием  ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У  установлен предельный  размер расчетов  наличными деньгами  в Российской Федерации  между юридическими лицами.)

4) устанавливает  правила осуществления расчетов  в Российской Федерации;

5) устанавливает  правила проведения банковских  операций;

6) осуществляет  обслуживание счетов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации, если иное  не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет  эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает  решение о государственной регистрации  кредитных организаций, выдает  кредитным организациям лицензии  на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);

10) регистрирует  эмиссию ценных бумаг кредитными  организациями в соответствии  с федеральными законами;

11) осуществляет  самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует  и осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

13) определяет  порядок осуществления расчетов  с международными организациями,  иностранными государствами, а  также с юридическими и физическими  лицами;

14) устанавливает  правила бухгалтерского учета  и отчетности для банковской  системы Российской Федерации;

15) устанавливает  и публикует официальные курсы  иностранных валют по отношению  к рублю;

16) принимает  участие в разработке прогноза  платежного баланса Российской  Федерации и организует составление  платежного баланса Российской  Федерации;

     Нормы, предусматривающие функции Банка России по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (часть 4 статьи 97 данного документа).

17) устанавливает  порядок и условия осуществления  валютными биржами деятельности  по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ  и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет  выплаты Банка России по вкладам  физических лиц в признанных  банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

(п. 18.1 введен Федеральным  законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ)

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

     Банк  России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга  о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

     Банк  России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных ценных бумаг и  погашения государственного долга  с учетом их воздействия на состояние  банковской системы и приоритетов  единой государственной денежно-кредитной  политики.

§ 3 Влияние ЦБ РФ на денежное обращение и меры по его укреплению.

     Правительство Российской Федерации, встав на путь экономических реформ, столкнулось  с серьезными экономическими и социально-политическими  трудностями. Экономический кризис выразился в резком сокращении производства, значительной безработице и, как следствие, в снижении жизненного уровня широких слоев населения. В сфере денежно-кредитных отношений он проявился в затяжной и глубокой инфляции.

     Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — процесс уменьшения стоимости денег,  в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен.

     Противоположным процессом является дефляция — снижение цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Однако, дефляция характерна для экономики Японии (в пределах −1 %).

     Инфляция  как социально-экономическое явление означает переполнение каналов денежного обращения обесцененными деньгами, рост цен и перераспределение национального дохода в пользу государства, отдельных групп населения, которые обогащаются за счет спекулятивных операций на товарном и денежном рынках. Возникновение и развитие инфляционных процессов в народном хозяйстве может быть вызвано как нарушением законов денежного обращения, неоправданным увеличением денежной массы в обращении  (инфляция спроса), так и повышением цен из-за роста издержек производства (инфляция издержек).

Информация о работе ЦБ РФ и его роль в регулировании экономики