Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 13:44, курсовая работа
Целью написания курсовой роботы является изучение взаимоотношений Центрального Банка РФ и кредитных организаций с точки зрения банковского регулирования и надзора.
В рамках данной целевой установки решаются следующие задачи:
организация банковского регулирования, надзора и контроля;
инспектирование кредитных организаций – цели, этапы, виды проверок;
меры воздействия на кредитные организации;
порядок регистрации кредитных организаций;
лицензирование банковской деятельности;
порядок установления и соблюдения экономических нормативов Банка России;
проблемы в области банковского регулирования и надзора и пути их устранения.
Введение
1. Организация банковского регулирования, надзора и контроля
1.1. Инспектирование кредитных организаций
1.2. Меры воздействия на кредитные организации
2. Анализ осуществления ЦБ РФ регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
2.1. Лицензирование и регистрация кредитных организаций
2.2. Установление и соблюдение экономических нормативов
3. Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их совершенствования
Заключение
Список литературы
Приложение
6.
Что касается надзора и
7.Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы; во- вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, позволяющую выяснить ее влияние на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные. В законе эти цели определены: соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:
а)
кредитная организация как
б)
системные связи кредитных
В каждом из этих объектов, в соответствии с частными целями, можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности: а) правовые отношения; б) финансовые отношения; в) бухгалтерский учет и отчетность.
К сожалению, на практике банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организацией как таковой. Практически не изучен второй объект - банковская система, т. е. связи между конкретными кредитными организациями.
Системные связи между кредитными организациями повышают возможности банковской системы в целом и каждой кредитной организации в отдельности. Однако системные связи - всегда возможность системного кризиса. Поэтому правильно организованное инспектирование системных связей между кредитными организациями могло бы уменьшить риск кризиса не только в банковской системе, но и в системе экономики в целом.
8. Следующий аспект - предмет инспектирования. Банк России в лучшем случае инспектирует постановку бухгалтерского учета в кредитных организациях. Это самая легкая задача. Нужно лишь сопоставить проводки с правилами бухгалтерского учета, с письмами Банка России. Иногда делаются попытки проанализировать финансовое состояние кредитной организации в смысле ее доходов и расходов, прибыли и перспектив развития.
Недооценка юридических аспектов в банковском надзоре и в инспектировании коммерческих банков еще раз свидетельствует о необходимости создания специальной организации (Банковской комиссии) при Правительстве РФ, которая могла бы инспектировать соблюдение законодательства в банковской системе. Тогда будет меньше таких злоупотреблений, как, например, обман вкладчиков банками или «утечки капитала». Что же касается проверки финансовых нормативов и соблюдения правил учета, то эти вопросы должны быть предметом инспектирования со стороны Банка России.
9.
В инструкции Банка России
№ 34 предусматриваются цели
10.
Банк России имеет довольно
широкий набор инструментов
Заключение
В России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и надзор, в соответствии с законодательством является Центральный Банк. Объясняется это, прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые проходили почти одновременно.
Банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов.
Банковский надзор выступает наиболее существенным элементом всей совокупности надзорных функций, выполняемых Банком России, и осуществляется им, главным образом, на основании двух федеральных законов: «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством.
Одним из основных полномочий Банка России в области банковского надзора или его начальной стадией является осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций. Обычно при создании кредитного учреждения предъявляются требования по трем основным направлениям:
Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера.
В отличие от лицензирования, текущий надзор занимается угрозами здоровью кредитных организаций, обусловленных их поведением и неблагоприятным влиянием окружающей среды. В процессе решения указанной задачи первостепенное внимание надзорного органа направлено на анализ и оценку текущего и перспективного финансового состояния кредитной организации.
Банк России устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и иные пруденциальные нормы, осуществляет контроль за их соблюдением. Проводится работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете. Однако система обязательных нормативов нуждается в кардинальном изменении. Необходимо перейти от формальных критериев к отражению реальных рисков, принимаемых на себя кредитными организациями.
Сосредоточение
функций по надзору за деятельностью
кредитных организаций, регулированию
и контролю за функционированием
ряда сегментов финансового рынка
обусловлено характером задач, определенных
Банку России Конституцией РФ. Выполнение
Банком России комплекса взаимосвязанных
функций создает условия для системного
подхода к достижению поставленных целей
и решению возникающих проблем. Дезинтеграция
функций Банка России неминуемо привела
бы как минимум к снижению общей эффективности
выполнения функций со всеми вытекающими
из этого негативными последствиями.
Список литературы
Приложение 12
Таблица 1 – Классификация банковских активов по группам риска.
I группа | |
- средства
на корреспондентском и |
0 |
- обязательные резервы, перечисленные в Банк России | 0 |
- средства банков, депонированные для расчетов чеками | 0 |
- касса
и приравненные к ней средства,
драгоценные металлы в |
2 |
- счета расчетных центров ОРЦБ в учреждениях Банка России | 0 |
- средства на накопительных счетах при выпуске акций | 0 |
- счета кредитных организаций по кассовому обслуживанию филиалов | 0 |
- вложения в облигации Центрального банка Российской Федерации (Банка России), не обремененные обязательствами | 0 |
- вложения в государственные долговые обязательства стран из числа "группы развитых стран", не обремененные обязательствами | 0 |
- денежные средства Уполномоченных банков, имеющих разрешение на открытие и ведение специальных счетов типа С, депонируемые в Банке России | 0 |
II группа | |
- ссуды,
гарантированные |
10 |
- ссуды
под залог драгоценных |
0 |
- средства в расчетных центрах ОРЦБ | 10 |
- средства участников расчетных центров ОРЦБ, депонируемые для завершения расчетов, по операциям ОРЦБ | 10 |
- вложения
в государственные долговые
обязательства и облигации
внутреннего и внешнего |
10 |
- вложения
в государственные долговые |
10 |
- ссуды и прочие средства, предоставленные банком Министерству финансов РФ | 10 |
- векселя, эмитированные и авалированные органами федеральной власти | 10 |
III группа | |
- вложения
в долговые обязательства субъектов
Российской Федерации и |
20 |
- требования к банкам стран из числа "группы развитых стран" в СКВ и драгоценных металлах (включая средства на корреспондентских счетах, предоставленные (размещенные) кредиты и депозиты, а также требования по срочным операциям (по поставке денежных средств, драгоценных металлов, ценных бумаг) | 20 |
- ссуды под залог ценных бумаг субъектов Российской федерации и местных органов самоуправления, в части, равной рыночной стоимости указанных бумаг | 20 |
- ссуды клиентам, предоставленные банками со 100%-ным участием иностранных инвестиций, под гарантии, полученные от материнских банков стран из числа "группы развитых стран", в части, под которую получены гарантии | 20 |
- средства на счетах участников расчетов в расчетных небанковских кредитных организациях | 20 |
- ссуды,
выданные органам |
20 |
- ссуды,
выданные банком, по которым надлежащее
исполнение обязательств |
20 |
- синдицированные
и аналогичные им ссуды
в части, равной величине |
20 |
- ссуды под залог государственных ценных бумаг Российской Федерации в части, равной рыночной стоимости указанных бумаг | 20 |
IV группа | |
- средства на счетах в банках-резидентах РФ | 70 |
- средства
на счетах в банках-нерезидентах
стран, не входящих в число
"группы развитых стран", кроме
средств на счетах в банках- |
70 |
- ценные бумаги для перепродажи | 70 |
- средства на корреспондентских и депозитных счетах в драгоценных металлах в банках - резидентах РФ и в банках-нерезидентах стран, не входящих в число "группы развитых стран" | 70 |
V группа | |
- все прочие активы банка | 100 |
Информация о работе Центральный Банк РФ как орган банковского регулирования и надзора