Частное партнерство в государственном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:08, реферат

Описание работы

При этом отношение к проблеме неоднозначное. Существует даже мнение, что ГЧП может стать удобной формулой реинкарнации «промышленной политики», подразумевающей протекционизм, государственное субсидирование и т.п. К сожалению, такие опасения небезосновательны. Так, например, Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу в рамках развития механизмов частно-государственного партнерства предполагает:
Разработку концепций развития специализированных государственных банков.
Разработку концепции развития государственных финансовых институтов развития.

Содержание

Введение.............................................................................................................................3
История вопроса…………………………………………………....................................4
Зарубежный опыт……………...........................................................................................5
Экономическая суть ГЧП..................................................................................................7
Варианты понимания ГЧП в России................................................................................8 Политико-правовой дуализм ГЧП....................................................................................9

Работа содержит 1 файл

Реферат по ГМФ - ГЧП.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, имеют право на существование  два подхода к пониманию ГЧП: «ГЧП-принцип» и «ГЧП-форма» (механизм).

      «ГЧП  – принцип». Предполагает некое  обязательное правило взаимодействия государства и бизнеса в определенных сферах. Содержание этого принципа - в согласовании и учете взаимных интересов, в системе уступок  и преференций, которая дает возможность достижения индивидуальных и зачастую противоречивых целей этих субъектов. С правовой точки зрения может рассматриваться либо как некая декларация, либо как некий императив, не имеющий, тем не менее, конкретных форм. Таким образом, можно сделать вывод что «ГЧП-принцип» категория, скорее политическая, отражающая стремление государства действовать соответствующим образом и готовность реализовать это стремление в конкретных проектах. Нельзя отрицать значимость «ГЧП-принципа» и с правовой точки зрения. При этом важно, чтобы он имел конкретное правовое закрепление, причем как можно на более высоком уровне: Конституция либо федеральный закон.

      «ГЧП  – форма». Предполагает наличие  конкретных форм (механизмов) взаимодействия государства и бизнеса, в первую очередь – правовых форм.

      Таким образом, нами рассмотрено политическое и правовое проявления ГЧП. Однако для  формулирования управленческой задачи и формирования целостной картины  необходимо изучение экономической  сути явления.

      Политико-правовой дуализм ГЧП

      Подобное  понимание экономической сути ГЧП  в совокупности с описанными выше вариантами политической и правовой интерпретации ГЧП позволяют  говорить о политико-правовом дуализме ГЧП, который проявляется в необходимости  достижения баланса политической и правовой составляющей для достижения целей, поставленных перед государственно-частным партнерством.

      Значение  политического аспекта ГЧП для  эффективной реализации проектов в  настоящее время не стоит недооценивать. Многие проблемы низкой инвестиционной привлекательности или нежелания частного инвестора вкладывать средства в тот или иной сектор лежат не в экономической и даже не в правовой плоскости. Бизнес зачастую не видит ни стратегических инвестиционных целей, определенных государством, ни самой готовности со стороны государства образовать коалицию с бизнесом на равноправной основе – то есть на принципах партнерства.

      Таким образом, первым шагом должно стать  объявление принципа ГЧП на политическом уровне. Это имеет важнейшее политическое, экономическое и даже психологическое значение. Государство на самом высшем уровне должно признать, во-первых, что оно готово к сотрудничеству в форме партнерства (объявляет о возможности сотрудничества). Во-вторых, оно признает партнерство эффективной экономической формой, снимая тем самым все споры между различными экономическими школами и признавая правоту выбранной парадигмы. В-третьих, государство должно четко определить сферы ГЧП и цели, которые оно преследует в рамках реализации этих проектов. Последнее важно закрепить на нормативно-правовом, вполне возможно – на программном или даже законодательном уровне (в форме конкретных целей и принципов).

      Далее требуется создание обширной законодательной  базы ГЧП. Эта база закладывает правовые основы партнерства, особенно правовой статус бизнеса в этом альянсе.

      Следующим шагом должно стать соответствующее  выстраивание административного аппарата, готового реализовать государственные  цели в условиях партнерства (а не «крышевания», вымогательства) с бизнесом.

      Таким образом, достигается согласование интересов государства и бизнеса на макроуровне.

      Для достижения баланса интересов в  рамках конкретного проекта универсальной  формой будет являться договор. Договоры различных форм (концессионные, арендные, подрядные и т.п.) должны выстраиваться на основе четко описанных законодательных положений. Заключение такого договора дает бизнесу законодательно определенный статус, а следовательно – судебную защиту.

      Партнерство возможно только тогда, когда заинтересованы оба партнера и за счет взаимодействия они могут наиболее эффективно решить проблему.

      Таким образом, можно утверждать, что конечной юридической формой согласования интересов  всегда будет договор (инвестиционный, концессионный, договор о создании особой экономической зоны и т.п.). Этот договор должен иметь четкую и прозрачную законодательную базу и безусловную судебную защиту.

      С точки зрения управленческих процессов  становление ГЧП согласно предложенной схеме в каждом конкретном проекте  проходит следующие стадии:

  1. Первичное согласование интересов, определение приоритетной повестки.
  2. Фиксация приоритетов в программном документе. Он должен иметь стратегический характер, продолжительный срок действия (3-5 лет и более), не должен кардинально меняться. В нем должны быть установлены сроки и ответственные органы. Он должен быть подкреплен целым рядом подзаконных регламентов со строгим порядком реализации.
  3. Формирование конкретных проектов на основе программы, но в полном соответствии с законом, который устанавливает, в том числе порядок проведения конкурсов и т.п.
  4. Фиксация результатов в договорах, имеющих специфическую судебную защиту.

      Что дает подобный механизм?

      Во-первых, это согласование стратегических интересов  государства и бизнеса, которое  происходит на этапе формирования программных документов. Во-вторых, четкое определение целей, которые фиксируются в программном документе. В-третьих, законодательно закрепляются прозрачные процедуры реализации конкретных проектов. В-четвертых, она дает особый статус проектам и их участникам, который также фиксируется в законе. В-пятых, также на основе закона происходит предоставление публичных полномочий бизнесу (в законе). В-шестых, эта система направлена на текущие интересы государства и бизнеса в каждом конкретном проекте, что осуществляется на уровне контракта. В-седьмых, система обеспечивает стабильность и защиту интересов партнерства.

      Основываясь на изложенном подходе, можно дать следующее  правовое определение государственно-частному партнерству:

      Государственно-частное  партнерство - это правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления.

      Детальное рассмотрение описанного механизма  может привести к совершенно справедливому утверждению, что здесь нет ничего нового. Действительно, все это уже имеет место на практике. Проблема только в том, что сейчас эти отношения не формализованы и в каждом конкретном случае строятся на основе личного авторитета конкретного чиновника – губернатора, министра и т.п. Вследствие этого такие отношения не могут иметь длительную перспективу и очень подвержены коррупционным и монополистическим рискам.

      Реализация  предлагаемого правового механизма  ГЧП позволяет решить несколько  задач:

  1. Повысить эффективность взаимодействия государства и бизнеса.
  2. Повысить эффективность использования государственных ресурсов.
  3. Повысить эффективность исполнения государственных полномочий.
  4. Повысить инвестиционную привлекательность российской экономики и отдельных регионов.
  5. Реализация самого механизма требует принятия соответствующих политических и правовых решений.

Информация о работе Частное партнерство в государственном управлении