Чистый доход

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

Чистый доход хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности (предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей) является основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в их первичном исчислении. Важным источником формирования финансовых ресурсов являются доходы или выручка хозяйствующих субъектов, т. е. та ее часть, которая не имеет соответствующей материально-вещественной основы и является вновь созданной стоимостью, обособленной и самостоятельной категорией, выступающей в форме чистого дохода.

Содержание

Введение 3
1 Понятие чистого дохода, формы его выражения 4
2 Прибыль как форма проявления чистого дохода 8
3 Налоговые и неналоговые платежи как формы проявления чистого дохода 17
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

курсовая(3).doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     Налоги и неналоговые платежи выполняют три важнейшие функции.

     1. Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция);

     2. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

     3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция) [6, с. 222].

     Фискальная  функция: изъятие части доходов  предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

     Регулирующая  функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую  систему. Налоговое регулирование  представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

     Контролирующая  функция позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями  и потребностями государства  в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

     Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

     Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения  для классификации налогов используются различные критерии.

     Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам.

     Наиболее  существенное значение в современной  теории и практике налогообложения  имеют следующие основания классификации  налогов:

     1) по способу взимания налогов;

     2) по субъекту-налогоплательщику;

     3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

     4) по порядку введения налога;

     5) по уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж;

     6) по целевой направленности введения  налога;

     7) по срокам уплаты налогов.

     1. По способу взимания налогов.  Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.

     Прямые  налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен.

     Прямые  налоги - это налоги на доходы физических и юридических лиц. К ним относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

     Среди прямых налогов выделяют:

     Реальные  прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или  иного объекта налогообложения (налог  на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

     Личные  прямые налоги уплачиваются с действительно  полученного дохода и отражают фактическую  платежеспособность. К ним относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий  и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.

     Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Государство косвенно взимает налог с потребителя.

     2. По субъекту-налогоплательщику.  В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов:

     - Налоги с физических лиц (подоходный  налог с физических лиц, налог  на имущество физических лиц  и др.);

     - Налоги с предприятий и организаций  (налог на прибыль, налог на  добавленную стоимость, акцизы и др.);

     - Смешанные налоги, которые уплачивают  как физические лица, так и  предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины,  налог с владельцев транспортных  средств и др.).

     3. По органу, который устанавливает  и конкретизирует налоги: республиканские налоги, региональные налоги.

     4. По порядку введения налога. По  порядку введения можно выделить  налоги общеобязательные и факультативные.

     Общеобязательные  налоги устанавливаются законодательными актами страны и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. Факультативные налоги могут вводиться решениями органов государственной власти областей, городов и иных административно-территориальных образований.

     5. По уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж.

     Различают федеральные (республиканские) и местные (территориальные) налоги. Первые взимаются  правительством в центральный бюджет, вторые - местными органами власти и  пополняют местные бюджеты.

     6. По целевой направленности введения  налога. В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые.

     В зависимости от характера использования  налоги делятся на:

     - общие. Поступают в казну государства  и используются для общегосударственных  нужд, специальные имеют строго  определенное назначение;

     - специфические (целевые). Предназначены  для финансирования конкретных  государственных расходов. Например, в Республике Беларусь таковым  являлся чрезвычайный налог для  ликвидации последствий катастрофы  на Чернобыльской АЭС, который  был отменен с 2010 г. в силу значительной обременительности для субъектов хозяйствования.

     7. По срокам уплаты. Различают следующие  виды налогов по срокам уплаты:

     а) Срочные;

     б) Периодично-календарные.

     В свою очередь периодично-календарные  делятся на:

  • Декадные;
  • Ежемесячные;
  • Ежеквартальные;
  • Полугодовые;
  • Ежегодные [6, с. 225].

     Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок  исчисления и уплаты каждого конкретного  налога. В дополнение к законам  были утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

     На  сегодняшний день в системе налогового контроля Республики Беларусь главным  контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах.

     Основу  налоговой системы Республики Беларусь составляет Налоговый кодекс Республики Беларусь, который определяет принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, неналоговые платежи, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами, а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов [2, с. 331].

     Первый  законодательный уровень - это сам  Налоговый кодекс и принятые в  соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также  правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй - все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.

     Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения  налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меры его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.

     В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы (статья 6 НК).

     В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

  • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

     Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность  нарушается при взимании НДС с  импортных товаров, за которые уже  уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.

     В настоящее время консолидированный бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.

     31 декабря 2009 года Президентом Беларуси  была подписана Особенная часть  Налогового кодекса, которая вступила  в силу с первого января. В целях совершенствования налоговой системы Беларуси отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров розничной торговли, местный сбор с пользователей за парковку [11].

Информация о работе Чистый доход