Чистый доход

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

цель исследования – раскрыть понятие чистого дохода, а также прибыли, налоговых и неналоговых платежей как форм проявления чистого дохода.

Содержание

Введение 3
1 Понятие чистого дохода, формы его выражения 4
2 Прибыль как форма проявления чистого дохода 8
3 Налоговые и неналоговые платежи как формы проявления чистого дохода 17
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     На  прибыль влияет комплекс факторов, неодинаковых по экономической сущности, значимости и степени детализации, действующих в разные годы и взаимно помогающих друг другу, поэтому необходимо постоянно держать под контролем факторы, воздействующие на прибыль на уровне предприятий.

     Как многофакторный показатель прибыль  неоднородна по своему составу. Она представляет собой результат производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Прибыль претерпевает глубокие изменения на разных стадиях производства и реализации продукции. Конечным результатом производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия является балансовая прибыль, включающая прибыль от производства и реализации основной продукции, от реализации прочей продукции, а также прибыль и убытки от внереализационных операций (штрафы, пени, неустойки и т. д.) [6, с. 113].

     Можно выделить факторы, характеризующие  изменения размеров прибыли, создаваемой на разных стадиях производства и реализации. Роль каждого фактора в увеличении прибыли на отдельных предприятиях далеко неодинакова. Основными факторами, влияющими на размеры прибыли, являются ценовые факторы, рост производства продукции, внедрение новой техники, изменение структуры и ассортимента продукции, относительное сокращение условно-постоянных расходов, относительное сокращение амортизационных отчислений, отраслевые и природные факторы, уменьшение или рост прибыли от прочей реализации, убытки от внереализационной деятельности, увеличение (уменьшение) прибыли в остатках товарной продукции.

     В контексте выхода из мирового финансово-экономического кризиса нынешний этап развития национальной экономики сопровождается инфляционными явлениями, которые характеризуются резким повышением общего уровня цен в национальной экономике, обесцениванием денег, перераспределением национального дохода. Происходит нарушение закона денежного обращения, вызванного диспропорциями в процессе общественного воспроизводства. В связи с этим ценовые конъюнктурные факторы, влияющие на прибыль и доходы предприятий, играют решающую роль в отличие от качественных и количественных факторов.

     Принято различать прибыль промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, предприятий транспорта и связи, подрядных и строительных организаций, торговых организаций и потребительской кооперации, предприятий жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения.

     С развитием банков и страховых  коммерческих структур различают также прибыль банков и прибыль от страховых операций как результат их деятельности в виде превышения доходов над расходами.

     В структуре общественного производства все больше места занимает предпринимательская  деятельность физических лиц, которые также получают доходы и прибыль.

     Решающее  значение прибыли как основного источника расширенности воспроизводства определяется прежде всего механизмом ее распределения и использования. Сегодня нет установленного регламента со стороны государства над распределением и использованием прибыли, и хозяйствующие субъекты, как правило, сами определяют основные направления ее использования. При этом чрезвычайно важно определить первоочередные приоритеты ее использования (капитальные вложения, пополнение оборотных средств, развитие социальной инфраструктуры, отраслевые структурные изменения и т. д.).

     Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего  определенный вид деятельности. Эта внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, политическая деятельность, благотворительная). Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорий капитала – особым фактором производства – и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала.

     Прибыль – поистине уникальная экономическая  категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества.

     За  счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению предприятий.

     Являясь источником производственного и  социального развития, прибыль занимает значительное место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений. Возможности самофинансирования во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. В развитии предприятия важную роль также играет долгосрочный кредит, который возвращается с уплатой процентов за счет внутренних накоплений предприятия.

     Рыночные  отношения предусматривают наличие  свободных цен, поэтому важную роль играет система социальной защиты работающих. Часть прибыли направляется на удовлетворение разнообразных социальных потребностей: на строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений; дотации на питание, улучшение культурно-бытового обслуживания работников предприятия; питание детей в детских дошкольных учреждениях и летних оздоровительных лагерях [9, с. 98].

     Прибыль используется на поощрение работников за выполнение производственных заданий, оказание единовременной помощи. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, может использоваться на образование страховых фондов. Страховые общества активно работают с предприятиями, предлагают им различные виды страхования, например страхование предпринимательских рисков. Поскольку главной задачей предпринимательской деятельности является получение прибыли, то риск возможности ее неполучения, снижения уровня рентабельности или даже образования убытков представляет объект данного страхования.

     Виды  возможных страхований предпринимательской  деятельности перечислены в таблице  2.1. 

     Таблица 2.1 – Виды страхования 

     

     Примечание  – Источник: собственная разработка.

     Финансовая  устойчивость страхования предпринимательских рисков зависит от степени развитости рыночных отношений и прочности связей между юридическими лицами.

     Таким образом, прибыль как историческая категория, выражает совокупность экономических  отношений, которые опосредованы в  денежной форме и возникают между:

     - предприятиями и финансовой системой при перечислении платежей в бюджет;

     - субъектами хозяйствования и  их вышестоящими организациями  (если сохраняется вертикальная  структура управления) при осуществлении  различных перечислений последним;

     - предприятиями и кредитной системой при погашении кредита;

     - предприятиями и их структурными  подразделениями при осуществлении  ими производственного и социального  развития;

     - предприятиями и их работниками  по использованию фонда потребления;

     - субъектами хозяйствования и страховыми, благотворительными организациями, другими предприятиями в связи с формированием различного рода страховых, благотворительных и других фондов [13, с. 115].

     Эти отношения обусловлены потребностями  индивидуального и общественного  расширенного воспроизводства в целях диалектического разрешения противоречий между интересами общества, коллектива, отдельного работника с учетом конечных результатов деятельности.

     Часть стоимости, составляющая издержки субъекта хозяйствования, является обособлением другой ее части, представляющей собой избыток над данными издержками. Этот избыток образует чистый доход общества, который включает прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на акцизы.

     В экономической литературе прибыль  часто определяется как разница  между оптовой ценой продукции (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и затратами на ее производство и реализацию, или рассчитывается как разность выручки от реализации (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной себестоимости. В случае, если затраты производства превышают оптовую цену, то продукция является убыточной. В настоящее время производство убыточной продукции в России – довольно распространенное явление в деятельности субъектов хозяйствования.

     Итак, прибыль прежде всего представляет собой превышение оптовой цены продукции над затратами на ее производство и реализацию, или превышение выручки от реализации над полной себестоимостью продукции.

     Изучая  сущность прибыли, рассмотрим различные  источники ее происхождения. По мнению автора, к основным источникам возникновения прибыли относятся следующие:

     -производственная  деятельность субъекта хозяйствования.

     В результате этой деятельности возможны:

     -получение  прибыли при благоприятных обстоятельствах;

     - неожиданные прибыли;

     - возникновение прибыли вследствие  воздействия инфляции;

     - превышение внереализационных доходов  над внереализационными расходами;

     - безвозмездная помощь предприятию  государства физических и юридических  лиц.

     В основном источниками возникновения  прибыли являются производственная деятельность и превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами. Наличие безвозмездной помощи невелико.

     Безвозмездная помощь является прибылью предприятия. Предприятие получает доход, не затрачивая никаких ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Во многих случаях безвозмездная помощь направляется на финансирование строительства цехов для производства продукции, в которой заинтересованы как государственные, так и частные предприятия. Безвозмездная помощь является важнейшим источником инвестиционного процесса.

     На  предприятиях, работающих в более  благоприятных экономических условиях, возможно создание избыточной прибыли. Избыточная прибыль может быть представлена в четырех формах.

     Избыточная  прибыль первой формы образуется в результате деятельности субъектов хозяйствования в более благоприятных природных условиях. В первую очередь она возникает в сельском хозяйстве и добывающей промышленности.

     Избыточная  прибыль второй формы появляется, если предприятие работает в более благоприятных экономических условиях созданных обществом. Она может образовываться во всех отраслях производства.

     Избыточная  прибыль третьей формы появляется в результате деятельности субъектов  хозяйствования в более благоприятных  экономических условиях, созданных усилиями производственного коллектива (использование внутренних резервов, рационализация, изобретательство и т.д.).

     Избыточная  прибыль четвертой формы может быть создана основе ценообразования продукции, так как в настоящее время, по мнению автора, цены находятся под влиянием деления продукции на выгодную и невыгодную. Производители выгодной продукции получают избыточную прибыль. Она отличается от прибыли другой продукции, поскольку порождается не объективными, а субъективными факторами, например, недостаточным освоением механизма ценообразования.

     Кроме того, существует так называемая неожиданная  прибыль. Объясним механизм ее образования  на примере деятельности мебельной  компании штата Северная Каролина (США). В 1961 г. объем ее продаж резко расширился после того, как стало известно, что Президент США Дж. Кеннеди пользуется выпущенным ею креслом [13, с. 117].

     Бывают  и другие ситуации, когда роль предприятия  в возникновении прибыли и  ли убытка скорее пассивная, чем активна. Ярким примером здесь может служить деятельность хорошо известной на территории Республики Беларусь американской компании по производству безалкогольных напитков «Пепси-кола».

Информация о работе Чистый доход