Денежная реформа Витте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:24, реферат

Описание работы

Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидную архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

Содержание

Введение 3
1 Предпосылки и подготовительные меры к проведению реформы 4
2 Личность реформатора 9
3 Хронология и суть реформы 13
4 Итоги реформы 18
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

ФиК Денежная реформа Витте.docx

— 46.36 Кб (Скачать)

Авторитет С.Ю.Витте как теоретика и практика железнодорожного дела привлек к  себе внимание тогдашнего министра финансов И.А.Вышнеградского, который обратился  к нему с просьбой представить  свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла - в хаосе, царившем в области тарифов. Он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства, и создать в министерстве новый департамент для заведования тарифной частью железных дорог и регулирования их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты.

К тому времени  деятельность в рамках Общества Юго-западных дорог стала казаться Витте ограниченной и перестала удовлетворять его  амбициозную, ищущую размаха, масштабности натуру. Решающую роль сыграло вмешательство  Александра III, лично знавшего Витте.

10 марта  1890 года Витте был назначен  директором департамента с производством,  минуя все ступени чиновной  иерархии, сразу в чин действительного  статского советника и с доплатой  к жалованью из средств Кабинета. Менее чем через год новый  начальник департамента был введен  представителем от министерства  финансов в совет министерства  путей сообщения, а 15 февраля  1892 года он уже назначается  управляющим МПС. 

На государственной  службе Витте развивает бурную деятельность. Теоретическая и практическая подготовка, широта взглядов, опыт, приобретенный  в сферах частнопредпринимательской  деятельности, выгодно выделяют его  на фоне бюрократического окружения.

Витте входит в различные комиссии - по проблемам  торгового мореплавания и судоходства, по мелиоративному и мелкому кредиту  и т.д. Осенью 1890 года он сопровождает Вышнеградского в его поездке  по Средней Азии, а возвратившись, выступает с предложениями о  расширении там производства хлопчатника  и создании сырьевой базы для текстильной  промышленности.

В 1892 г. Вышнеградский  по состоянию здоровья покидает пост  главы Министерства финансов. Его  преемником становится С. Ю. Витте.

Этот  ключевой пост С. Ю. Витте занимал 11 лет с августа 1892 по август 1903 года. Именно Министерство финансов становится воплощением прогрессивного начала во внутренней политике Николая II. С  первых дней своей министерской деятельности С.Ю. Витте, подготавливая проект реорганизации управления промышленности и торговли, разработал долгосрочную программу Министерства финансов. Помимо укрепления собственной власти и положения, лейтмотив программы сводился к превращению России в высокоразвитую страну на основе проведения всесторонней трансформации промышленно-торговой сферы. Были выработаны общие направления политики индустриализации.

С.Ю. Витте  возглавил Минфин в кризисный  период, когда экономика была подорвана  массовым голодом 1891-1892 гг. Страна находилась перед выбором пути экономического развития. Поскольку путь серьезных  социальных перемен для царизма  был неприемлем, оставались традиционные способы - усиление государственного вмешательства  в экономику, широкое использование  монетаристских методов ее оздоровления. Решающим инструментом экономической  политики Витте стало укрепление финансов.

3 Хронология и суть реформы

Денежная  реформа 1895-1897 годов, проведенная Витте, осуществлялась в несколько этапов и состояла из целого ряда мероприятий, ставивших целью установление твердого золотого содержания российской валюты, обеспечение свободного размена  банкнот на золото по твердому курсу, внедрение в денежное обращение  золотых монет. Последняя задача была сложной не столько по техническому ее решению, сколько из-за психологических  факторов. Дело в том, что хотя в  России со времен Петра I и чеканились регулярно золотые монеты, но они  практически не участвовали во внутреннем денежном обороте, а использовались населением в качестве сокровищ, либо для внешних платежей. Государственный  банк выдавал «депозитки» частным  лицам в обмен на золото в слитках, иностранные золотые монеты и  разменные на золото иностранные  банкноты, квитанции золотодобывающих шахт и приисков на золото, тратты на заграницу, оплачиваемые золотом. Петербургская  и Московская конторы Госбанка производили  свободный размен депозитных металлических  квитанций на золотые 5- рублевые монеты.

Депозитные  металлические квитанции выпускались  достоинством в 5; 10; 25; 30: 50; 100; 500 и 1000 рублей. В 1887-1895 годах в денежном обращении  находились государственные кредитные  билеты новых образцов. Были выпущены следующие банкноты -1; 3; 5; 10; 25 рублей. В 1892, 1894 и 1895 годах были выпущены в  обращение государственные кредитные  билеты номиналом соответственно 25; 10 и 5 рублей.

Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем было два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам  уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В последующие месяцы правительство  предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Государственного банка покупать золотую монету по определенному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на текущий счет.

Несмотря  на указанные меры, золотая монета очень медленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Это объяснялось и отсутствием  привычки к ней у населения, и  очевидным неудобством золотой  монеты при крупных платежах и  пересылке.

Деятельность  Министерства финансов стала мишенью  ожесточенных нападок со стороны  консервативных кругов общества. Сторонники исторической исключительности и национальной самобытности развернули шумную кампанию по дискредитации и самого С. Ю. Витте, и его финансовых начинаний.

Подобного рода опасения и доводы были хорошо известны министру финансов и его  “монометаллической команде”. Однако, во-первых, согласно министерской программе, введение золотого эквивалента рубля  не предполагало установления тождества  бумажных и металлических денег. Мысль об этом была признана опасной  и в планах не фигурировала. В  основу реформы был положен принцип  существенной девальвации. Во-вторых, весьма расхожие страхи об утечке золота из страны базировались на плохом знании экономического потенциала страны. К  тому же, как неоднократно разъяснял  С. Ю. Витте, если часть золота действительно  уйдет за границу (с такой возможностью министр считался), то оно туда поступит “не просто так”, а как плата  за кредиты, товары и услуги, способствовавшие росту промышленности.

Вся реформа  денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила.

В представленном в Государственный совет в  марте 1896 г. законопроекте “Об исправлении  денежного обращения” С. Ю. Витте  следующим образом определял  главные условия проведения и  цели реформы: “Закрепить достигнутые успехи в области финансового хозяйства посредством подведения под них прочного фундамента металлического денежного обращения”. При этом реформа “должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейшего потрясения и каких бы то ни было искусственных изменений существующих условий, ибо на денежной системе покоятся все оценки, все имущественные и трудовые интересы населения. Проектируемая реформа, не нарушая народных привычек, не колебля цен, не внося беспорядка во все расчеты, поведет за собой переход нашей родины от неопределенного с юридической стороны, вредного в экономическом и опасного в политическом отношениях бумаго-денежного обращения к обращению золотой монеты и разменных на нее знаков”.

Новая денежная система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы:

1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.

2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.

3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой.

4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью.

5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.

Основные положения проекта в марте были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества.

Первый закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" был подписан Николаем II на следующий день после совещания - 3 января 1897 г.  Включал в себя следующие положения:

- сохраняются в обращении золотые империалы (старый номинал 10 руб.), полуимпеиалы (5). На них чеканится новый номинал (соответственно, 15 и 7.50), т.е. произведена девальвация рубля (на треть, если считать к текущему, и на 50%, если считать к базе);

- операции Государственного банка по покупке и продаже золота утратили временный характер;

- в качестве денежной единицы установлен золотой рубль, содержащий 0.774235 г. золота (равно 17.424 долям). Монеты в 10 рублей и 5 рублей - полноценные золотые деньги, т.е. пятирублевая монета содержала 5*17.424=87.12 долей золота, а десятирублевая - 1 золотник 78.24 доли золота (1 золотник = 96 долям);

- золотые монеты - законное платежное средство без ограничения суммы;

свобода чеканки (любой предъявитель 1 золотника 78.24 долей золота получал от государства 10- рублевую монету, передавая государству золото для перечеканки) - для гарантии того, что 10- рублевая монета не могла стоить больше заключенного в ней металла;

- терпимость в весе (2/1000 части выше или ниже законного веса в 10- рублевой монете) и терпимость в пробе (1/1000 части выше или ниже законной пробы), установление предельного веса, при котором монета признавалась полновесной (для гарантии содержания чистого металла);

- золотой монометаллизм: полноценные золотые деньги и неполноценные серебряные и медные. Это означает, что серебряное и медное содержание в соответствующих монетах, скажем в рублевых, было меньше, чем можно было купить на рынке за один рубль;

- эмитент золотых (полноценных), серебряных и медных монет (разменных, т.е. с ограничениями к приему по суммам и типам касс, так только правительственные кассы обязаны были принимать серебряную монету без ограничения) - казначейство. Монетный доход, который образовывался в силу неполноценности серебряных и медных денег, вносился в роспись доходов госбюджета. При этом действовали жесткие ограничения на выпуск неполноценных монет: количество выпущенной серебряной монеты не должно было превышать установленный норматив (3 руб. на человека), а на выпуск медных монет министр финансов испрашивал разрешения.

В 1898-1899 годах поступили в обращение новые кредитные билеты следующих достоинств: 1; 3 ; 5; 10; 25; 50; 100 и 500 рублей.

Внешний вид билетов от 1 до 25 рублей был таким же, как и у денежных знаков соответствующих номиналов, выпущенных ранее. Различным был только текст о размене кредитных билетов на металлические деньги.

Из перечисленной серии только билеты достоинством в 1 рубль и 50 рублей имели хождение вплоть до денежной реформы, осуществленной уже советским правительством в 1922- 1924 годах. Судить о приблизительном времени их выпуска можно только по подписям управляющего Госбанка - на банкнотах, выпущенных до 1903 года подпись Э. Плеске, с 1903 по 1909 год - С. Тимашева, с 1910 по 1912 год - А. Коншина и с 1912 по 1917 год - И. Шилова.

4 Итоги реформы

Очень быстро стали заметны результаты денежной реформы. В отчете Государственного контролера за 1897 год говорилось: “Судя  по отзывам, какими она встречена  повсюду за границей, не может быть никакого сомнения в плодотворном ее значении, как доказательстве финансовой силы России, которую начали признавать даже явные наши недоброжелатели. О  влиянии же, оказанном денежной реформой внутри страны, можно судить по тому, что количество выпущенных в народное обращение кредитных билетов  сократилось за время с января 1897 года по 1 мая 1898 года на 221 млн. рублей (с 1121 до 900 млн. рублей), а взамен этого  торговый и промышленный рынок внутри страны насыщается золотой и серебряной монетой, которой уже выпущено в  обращение свыше 250 млн. рублей (в  том числе свыше 170 млн. рублей золотом). Факт этот свидетельствует о том, что золотое обращение не только расширяет круг своего распространения, но уже проникло в отдаленные местности  нашего обширного Отечества, входя  в повседневную практику народа”.

В конце XIX - начале XX века золотая единица  преобладала в составе российского  денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось  почти 2/3 денежной массы. На первое января 1900 года металлическое  обеспечение составляло 189% суммы  кредитных билетов, а на золотую  монету уже приходилось 46,2% всего  денежного обращения.

Информация о работе Денежная реформа Витте