Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:07, курсовая работа
Какой вопрос современного человека больше всего заботит и волнует в современном мире? Пожалуй, это вопрос “денег”! И, конечно же, вопрос их стабильности и постоянства. В данной курсовой работе я предлагаю рассмотреть важнейшую тему, которая называется: Денежная реформа.
Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы - преобразования денежной системы (полные или частичные) с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Они осуществляются разными методами в зависимости от экономического и политического положения страны, степени обесценения денег, соотношения сил различных классов и слоев общества.
Введение
Глава 1. Денежная реформа
Суть денежной реформы
Денежная реформа в Росии в начале XIX века
1.2.1 Реформаторская деятельность М.Х Рейтерна - Н.Х Бунге - И.А.
Вышнеградского - С.Ю Витте
1.3 Денежные реформы за рубежом в начале XIX веке
Заключение
Список литературы
Возрос и гербовый сбор при оформлении официальных бумаг и документов. Эти меры должны были удвоить доходную часть бюджета. Увидев положительные результаты реформирования, Государственный Совет России в августе в 1810 г. утвердил и "основные правила расходования государственных средств", предложенные М. Сперанским. Основным правилом, не утратившим актуальности и поныне, было: расходы должны соответствовать доходам. Они должны подразделяться:
♦ по ведомствам;
♦ по степени нужды в них: необходимые, без которых не может существовать внутренняя и внешняя безопасность, и полезные - с целью гражданского усовершенствования; избыточные - которые ведут к некоторой роскоши и великолепию государства (речь, видимо, шла о представительских расходах в дипломатии, украшении дворцов и государственных помещений и т.д.); бесполезные - на предметы для правительства посторонние;
♦ к третьей части расходов относились расходы "по пространству", т.е. по административным территориям: общегосударственные, губернские, окружные и волостные;
♦ расходы были "по предметному значению", т.е. чрезвычайные и обыкновенные;
♦ последним видом расходов назывались - "по степени постоянства", т.е. стабильные и меняющиеся издержки.
Как известно, госналоги издавна во всем мире составляли важнейшую часть доходов казны. В России первое крупное теоретическое исследование в области налогообложения появилась в 1818 г. Н. Тургенев, известный мыслитель и общественный деятель, написал "Опыт теории налогов". Позже, в 1845 г., была опубликована книга И. Горелова "Теория финансов" - об общей теории налогообложения, монопольных доходах и государственном кредите. Работы о государственном кредитовании были очень нужны. В стране активно дискутировался вопрос о возможности создания частных банков и их роли в экономике.
Министр финансов Е.Ф. Канкрин выступал против создания частных банков, по его словам, "спекулирующим на легковерии публики". Стремился он ограничить деятельность и Государственного Коммерческого банка, что выразилось в сокращение выдачи ссуд для купцов. Государственный совет принял решение 28 мая 1836 г. об ограничении выдачи ссуд купцам первой гильдии - до 60 тыс. руб.; второй гильдии - до 30 тыс., третьей - до 7 тыс. руб. Министерство финансов хотело использовать вклады Коммерческого банка, поместив их во вкладные билеты Заемного банка, а Заемный банк затем выдавал бы ссуды дворянству, т.е. госструктуры продолжали на государственном уровне оказывать помощь дворянству империи за счет ограничения ссуд предпринимателям.
Министерством финансов определялась и налоговая политика. Налоги оставались главным источником доходов, основным прямым налогом до 1880-х гг. была подушная подать, введенная еще Петром I. Количество плательщиков определялось ревизскими переписями, в 1858 г. была проведена десятая перепись населения. Кроме основной ставки прямого налога, вводились надбавки целевого назначения: а) на строительство больших (рокадных) государственных дорог; б) на строительство водных сообщений (видимо, каналов, а также очистку речных фарватеров и т.д.).
Существовали в первой половине XIX в. и специальные государственные сборы. В 1834 г. был введен сбор с проезда по шоссе Санкт-Петербург-Москва, а к 1863 г. он распространился на все 23 крупные шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходов и т.д. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарений. Существовали паспортные сборы с полисов по страхованию от пожара. Были и местные сборы.
Налог на недвижимость установили в 0,5% ее оценки, произведенной в 1821 г. С 1831 г. дополнительно регламентировались торговые сборы "с разного звания торгующих людей в пользу Санкт-Петербургской и Московской столиц". С апреля 1836 г. действовали налоги и сборы с магазинов, лавок, постоялых дворов, с фабрик и заводов по числу рабочих на них (это не вело к увеличению численности наемных работников на промышленных предприятиях).
Доходы Российского государства росли, но были подорваны вновь в период Крымской войны. В 1860 г. дефицит бюджета достиг огромной цифры - 15 млн. 677 тыс. 150 руб. Пришлось его покрывать за счет роста налогов, займов и эмиссии денег.
Дефицит стал нарастать с уходом в 1844 г. с поста министра финансов Е.Ф. Канкрина. А до Крымской войны оставалось еще почти 10 лет... Факт этот подчеркивает, что Е.Ф. Канкрин был одним из крупнейших специалистов Рос сии в области финансовых дел.
Исключительно важную роль в завершении процесс; формирования национальной денежной системы сыграла и денежная реформа Е.Ф. Канкрина 1839-1843 гг.
1. По
указу Николая I от 20 июня 1840 г.
главной платежной монетой в
Российской Империи
2. Российское
государство перешло на
3. В ходе реформы, в 1843 г., ассигнации изъяли их обращения, заменили их кредитными бумагами, которые свободно обменивались на серебряные деньги.
4. С
января 1840 г. учреждались депозитные
кассы, которые
Именно депозитные билеты подготовили почву для замены ассигнаций новыми бумажными деньгами - кредитными билетами, которые выпускались достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 100 рублей.
В обменных операциях курс на серебро устанавливался так: 1 серебряный рубль приравнивался к 3 руб. 50 коп. ассигнациями, т.е.350 рублей в бумажных деньгах - 100 рублей серебром. Медная монета шла по новому курсу таким образом: за 3 медных можно было получить 1 копейку серебряную.
В серебряных деньгах 1840 г. пересчитывались все государственные доходы и расходы.
Переход
к серебряному монометаллизму позволял
накапливать государственный
Обмен ассигнаций на государственные кредитные билеты продолжался с 1843 по 1851 г.600 млн. ассигнационных рублей было обменено на 170 млн кредитных. Но в период Крымской войны ценность кредитных билетов резко снизилась.
Объективно денежная реформа 1839-1843 гг. помогла развитию товарно-денежных отношений: а) установился твердый курс серебряного рубля; б) монометаллизм при изготовлении основной денежной единицы из серебра облегчал и ускорял торговые сделки, так как не нужно было проводить сложные пересчеты золота в серебро и обратно; в) этой цели служил и отказ от двойного денежного счета - на ассигнационные рубли и серебряные рубли, тем более что курс ассигнаций подвергался постоянному колебанию.
Итогом реформы было сохранение в течение десяти лет до Восточной (Крымской) кампании устойчивой денежной системы. Большой заслугой в этом деле явилась деятельность Министерства финансов во главе с Е.Ф. Канкриным.
Следующим этапом на пути стабилизации финансовой системы в России стали либеральные реформы Александра II, в том числе финансовая.
Сущность
ее сводилась к трем основным элементам.
Первый из них - упорядочение государственных
финансов. Дело в том, что до реформы
контроль за расходованием средств
практически отсутствовал, что приводило
к казнокрадству и
Но в целом финансовая политика правительства оставалась сословно-направленной. Податное население по-прежнему несло основную тяжесть налогов и различных сборов. Для крестьян с 1124 г. сохранялась подушная подать, для мещан, т.е. городского сословия, она с 1863 г. была заменена налогом на недвижимое имущество. Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне должны были еще и выплачивать выкупные платежи.
Четверть государственных доходов составляли в 1860 - 1870-х гг. подушная подать, оброчные и выкупные платежи. Более половины доходов составляли суммы от косвенных налогов.
Половина
расходов госбюджета направлялась на
содержание армии и аппарата управления,
около 35% - на погашение процентов по государственным
долгам, субсидии промышленникам и помещикам.
Только одну десятую часть составляли
расходы на образование, медицину, социальное
призрение.
1.2.1 Реформаторская деятельность М.Х Рейтерна - Н.Х Бунге - И.А.
Вышнеградского
- С.Ю Витте
Отмена крепостного права и проведение промышленной революции поставили на повестку дня задачу дальнейшего реформирования финансовой системы, преобразование всей системы кредитно-денежных отношений в России.
Успешная деятельность Министерства финансов создала условия для организации Государственного банка России.
Определенную роль в его создании сыграл Государственный контролер В.В. Татаринов, изучавший финансовое дело в европейских странах в 1850-е гг. Много лет его деятельность направлял М. X. Рейтерн, занявший в 1862 г. пост министра финансов.
Реформирование банковского дела началось указами Александра II от 2 декабря 1859 г. и от 31 мая, 10 июня 1960 г. В соответствии с названными документами были ликвидированы все государственные кредитные учреждения; прекращен прием вкладов в Заемный и Государственный Коммерческий банки.
31
мая 1860 г. был утвержден устав
Государственного банка
Постепенно определился круг основных операций Госбанка:
♦ краткосрочное кредитование предприятий и организаций основных отраслей экономики;
♦ учет векселей;
♦ выдача ссуд под залог недвижимости, государственных бумаг, акций и облигаций частных обществ;
♦ покупка и продажа золота и серебра, русских и иностранных векселей и чеков;
♦ прием денежных вкладов от населения, т.е. выполнение функций сберкасс;
♦ осуществление денежной эмиссии.
Однако Государственный банк в первые годы своей деятельности не играл активной роли в торгово-промышленной жизни страны. Под влиянием либеральных реформ популярными в обществе стали идеи предпринимательства, экономическим злом считалось вмешательство государства в деятельность частного сектора. В 1864 г. появился Санкт-Петербургский частный Коммерческий банк и Петербургское общество взаимного кредита. После этого начался "бум" в организации частных коммерческих банков, а правительство не вменило в обязанность Государственного банка сосредоточить в своих руках все кредитное дело России. Госбанк в 1860-1870-е гг. занимался по поручению властных структур укреплением государственного сектора в экономике и осуществлял иные функции, предусмотренные Уставом банка, в том числе эмиссии денег и проч.
Огромную
работу по поручению правительства
в целях поддержания
Расширялись постепенно коммерческие операции Государственного банка. Если в 1861 г. новые вклады срочные и бессрочные составили 62,3 млн. руб., то в 1875 г. - уже 255,7 млн. руб.
Главными клиентами Госбанка к 1874 г. по вкладным операциям стали промышленники и биржевики, т.е. торгово-промышленная буржуазия все чаще имела дело не только с частными коммерческими банками.
Постоянно росли операции с ценными бумагами, Государственный банк принимал участие в выпуске кредитных билетов, размене их на более мелкую монету и т.д. В 1868 г. было куплено золотой монеты и слитков на сумму 67,4 млн руб. Согласно мнению профессора В.Д. Мехрякова, это было первым мероприятием на пути к денежной реформе, завершить которую выпало на долю С.Ю. Витте.