Денежно-кредитная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ современных методов денежно-кредитного регулирования в России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Определить содержание денежно-кредитной системы в условиях рынка.
2.Оценить государственные инструменты денежно-кредитного регулирования и особенности их использования в периоды экономических и финансовых диспропорций.
3.Выявить современные проблемы функционирования денежно-кредитных институтов России.

Содержание

Введение 3
1.Содержание денежно-кредитной системы в условиях рынка 5
2.Государственные инструменты денежно-кредитного регулирования, их использование в периоды экономических и финансовых диспропорций 11
3. Современные проблемы функционирования денежно-кредитных институтов в России 23
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

С 10022201 (о) Кур.р.Финансы и кредит.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, общие итоги экономического развития зависят не только от точности соблюдения установленных параметров денежно-кредитной политики, но и  от эффективности всего комплекса мер структурной, бюджетно-налоговой политики, политики, регулирующей внешнеэкономическую деятельность.

    Главной целью денежно-кредитной политики большинства центральных банков мира является поддержание устойчиво  низкой инфляции. Обеспечивая низкую инфляцию, они способствуют созданию условий для экономического роста, снижения безработицы, повышения уровня жизни населения. Как показали исследования, проводившиеся в различных странах мира, высокие темпы инфляции (выражающиеся двузначными цифрами) сопровождаются низкими темпами роста экономики или экономическим спадом. В государствах Восточной Европы рост экономики возобновлялся после того, как удавалось снизить темпы роста цен, которые в начале процесса перехода к рыночной экономике достигали высоких значений. Таким образом, влияя на инфляцию, центральные банки вносят заметный вклад в создание условий для решения социально-экономических проблем. В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. [13 с.68]

     Одна  из основных функций Банка России заключается в разработке и проведении во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики, главная цель которой состоит в последовательном снижении инфляции и поддержании ее на низком уровне. Это является важным фактором сохранения финансовой стабильности, формирования позитивных ожиданий, повышения уровня жизни населения и расширения спроса на производимую продукцию и услуги, что определяет базовые макроэкономические условия для высоких темпов экономического роста. Стабильная национальная валюта – важная предпосылка устойчивого развития экономики и повышения доверия к проводимой экономической политике. Как представляется, успешное достижение этих целей и есть основной вклад денежно-кредитной политики в поддержание устойчивого экономического роста.

     В настоящее время большинство  центральных банков проводит свою денежно-кредитную  политику на основе регулирования процентных ставок, т. е. определяет цену денег  в экономике. Банк России также исходит  из того, что основным ориентиром в  развитии системы инструментов его денежно-кредитной политики должно быть постепенное увеличение значения процентной ставки. Уже сейчас банк начинает проводить более активную процентную политику. Если в предыдущие годы уровень ставки рефинансирования Банка России корректировался в основном вслед за снижением инфляции и устойчивым уменьшением ставок на рынке межбанковских кредитов, отражая уже произошедшие изменения в состоянии денежной сферы, то сейчас банк стремится воздействовать с помощью ставки по своим инструментам на уровень ликвидности банковской системы, объем денежного предложения и, соответственно, инфляцию. Так, в начале 2006 г. для изъятия избыточной ликвидности Банк России несколько раз повышал ставки по депозитам коммерческих банков в Центральном банке. Для денежно-кредитной политики это означало усиление внимания к процентной политике в процессе контроля за темпами денежного предложения.

     Тем не менее, влияние процентной политики на состояние денежной сферы в ближайшее время, по-видимому, будет оставаться все еще ограниченным. Связано это прежде всего с тем, что в условиях избыточной ликвидности коммерческие банки не испытывают существенной потребности в заимствованиях у Центрального банка и ставки по инструментам рефинансирования не оказывают значимого влияния на денежные показатели.

     Кроме того, необходимость присутствия  на валютном рынке существенно лимитирует возможности Банка России по использованию  процентной политики для достижения стоящих перед ним целей. При  свободном движении капитала решающим условием для начала полноценного использования процентной ставки как основы процесса принятия решений в области денежно-кредитной политики должен стать переход к режиму плавающего валютного курса.

     Эффективность того или иного метода регулирования  ликвидности, в том числе и процентной политики, зависит от складывающегося в определенный период способа формирования денежного предложения.

    В последнее время механизм создания денег Центральным банком характеризуется  тем, что рубли поступают в  банковскую систему в основном в результате покупки иностранной валюты Банком России. Большой приток ликвидности в экономику делает спрос коммерческих банков на кредиты Центрального банка незначительным. Такой механизм прироста денежной базы сформировался в условиях сохраняющихся в течение нескольких лет высоких цен на энергетические ресурсы и относительно низкого уровня процентных ставок на мировых рынках. [6, с.98]

     Если  денежные власти могут полностью  стерилизовать эмиссию, связанную  с валютными интервенциями центрального банка, то воздействие курсовой политики на денежное предложение будет нейтральным. В России значительная часть ликвидности абсорбируется в Стабилизационном фонде в результате политики, проводимой правительством. Банк России также осуществляет мероприятия, направленные на изъятие избыточной ликвидности из банковской системы, в нашем распоряжении имеются необходимые для этого инструменты. Однако возможности повышения процентной ставки по инструментам абсорбции Банка России для полной стерилизации результатов валютных интервенций ограничены. Связано это и с усилением влияния мировых финансовых рынков на российскую банковскую систему. Причем значение этого фактора может возрасти в связи с отменой в России ограничений на движение капитала и введением полной конвертируемости рубля.

     При принятии решений в области процентных ставок Банк России ориентируется не только на состояние российской денежной сферы, но исходит также из необходимости  учета в своей политике изменения  процентного дифференциала между  ставками на российском и мировом рынках. В последнее время в мировой экономике отмечалась глобальная тенденция роста процентных ставок. Несколько лет продолжался цикл повышения ставок Федеральной резервной системой США, рыночные ожидания свидетельствуют о возможности продолжения роста ставок Европейского центрального банка и о вероятном повышении ставок Банком Японии. Это дает нам определенный резерв для увеличения процентных ставок без опасения спровоцировать приток спекулятивного капитала и формирования дополнительного давления на валютный курс. Но возможности дальнейшего (более существенного) повышения процентных ставок Банка России по инструментам абсорбции ограничены из-за складывающихся ожиданий укрепления курса рубля к доллару США и небольшой величины процентного дифференциала между ставками на российском и мировом рынках.

     Именно  поэтому на протяжении последних  нескольких лет прирост золотовалютных резервов Банка России являлся основным источником предложения денег со стороны монетарных властей, а валютные интервенции выступали в качестве основного метода пополнения ликвидности.

     Важно обратиться к зарубежному опыту  реализации денежно-кредитной политики. В среднесрочной перспективе  сохраняются фундаментальные предпосылки  укрепления рубля. Постепенный переход  к использованию более гибкого режима обменного курса с тем, чтобы защитить экономику от последствий возможных масштабных перетоков капитала, будет сопряжен с укреплением национальной валюты. При высокой степени гибкости номинального обменного курса его отрыв от паритета покупательной способности будет стремиться к сокращению.

    Проблемы, стоящие перед центральными банками  как органами, ответственными за стабильность национальной валюты, во многом совпадают. Так, в течение ряда лет Банк России проводил политику денежного таргетирования, т. е. формировал свое денежное предложение в соответствии с установленными целевыми параметрами прироста денежной массы. Особенно эффективной эта политика оказалась в период высокой инфляции. Позднее Центральный банк столкнулся с тем, что спрос на деньги – центральный элемент в денежном таргетировании – оказался нестабильным, что затрудняло предвидение результатов проведения политики, основанной на контроле за темпами прироста денежной массы. [11]

     Например, Банку России удавалось значительно снизить инфляцию, при том, что темпы прироста денежной массы в этот период были существенно больше, чем в предыдущем году, и превышали установленные ориентиры. И наоборот, даже в условиях замедления темпов прироста денежной массы не удавалось добиться существенного снижения инфляции. Все это затрудняло принятие решений на основе информации об отклонении фактических темпов прироста денежной массы от целевых параметров.

     С проблемой нестабильности спроса на деньги сталкивались и многие другие страны. Сейчас в мире практически не осталось центральных банков, которые строят свою политику исключительно на принципе денежного таргетирования. Специалисты центральных банков постоянно обсуждают возможности оптимизации системы денежно-кредитного регулирования, стремясь сформировать наиболее эффективный механизм поддержания стабильности национальной валюты, адекватный условиям конкретной страны.

     В этой связи интересен опыт Европейского центрального банка, который для  обеспечения целевого уровня инфляции принимает решения на основе анализа двух групп показателей: общеэкономических индикаторов, определяющих динамику инфляции в краткосрочном и среднесрочном аспектах, и показателей состояния денежной сферы (прежде всего денежной массы), характеризующих уровень инфляции в более длительной перспективе. Определенные элементы такой политики в настоящее время используются и Банком России.

     Многие  центральные банки в мире в  настоящее время проводят свою денежно-кредитную  политику на основе инфляционного таргетирования. Например, такая политика осуществляется Банком Англии, Резервным банком Новой Зеландии, Банком Канады и рядом других центральных банков. Обсуждается возможность введения инфляционного таргетирования ФРС США. Режим инфляционного таргетирования опирается на оценку будущей инфляции, а решения принимаются заблаговременно, с тем, чтобы не допустить в рамках прогнозного горизонта отклонения инфляции от целевых параметров. Как свидетельствует практика, такая политика имеет определенные преимущества по сравнению с политикой текущего реагирования, и центральные банки, функционирующие в рамках данного режима, как правило, успешно снижают инфляцию и поддерживают ее в рамках целевых параметров. В настоящее время Банком России внимательно изучается опыт центральных банков, использующих инфляционное таргетирование, и анализируются возможности его применения.

    В последнее десятилетие во многих странах – экспортерах природных  ресурсов были созданы специальные  фонды, в которых накапливалась  часть доходов бюджета, связанных  с высоким уровнем цен на сырьевые товары на мировых рынках. Такие фонды функционируют, например, в Норвегии (Государственный нефтяной фонд), в Казахстане (Национальный фонд Республики Казахстан), в Азербайджане (Государственный нефтяной фонд). В России Стабилизационный фонд появился в 2004 году. [4, с.28]

     Основной  вклад, который Банк России может  внести в достижение реальной конвертируемости рубля, заключается в осуществлении  денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение в среднесрочной  перспективе стабильно низких темпов инфляции, повышение действенности инструментов денежно-кредитного регулирования, формирование условий для развития финансового сектора, выполнение поставленных задач в области укрепления банковского сектора, развития и совершенствования платежной системы.

     Полная  конвертируемость валюты подразумевает  как необходимое условие достаточную  ликвидность валютного рынка, т. е. возможность для каждого экономического агента, желающего осуществить конверсионную  операцию, быстро и без значительных трансакционных издержек найти продавца или покупателя и осуществить сделку. Важным условием является глубина валютного рынка – его способность абсорбировать достаточно большие покупки и продажи валюты без значительного изменения обменных курсов.

     Поскольку переход к полной конвертируемости заключается в возможности для резидентов и нерезидентов помимо беспрепятственного осуществления текущих валютных операций без ограничений проводить операции, связанные с движением капитала, необходимая степень ликвидности и глубины валютного рынка может быть обеспечена, в частности, устойчивым спросом на российскую валюту со стороны нерезидентов, обусловленным их стремлением работать на российском внутреннем финансовом рынке. Последнее, в свою очередь, подразумевает наличие глубоких и ликвидных рынков финансовых активов, номинированных в рублях.

     Таким образом, переход к полной конвертируемости вызывает необходимость стимулирования дальнейшего развития российского  финансового рынка, повышение конкурентоспособности  его инфраструктурных институтов, снижение трансакционных издержек участников рынка.

     В области совершенствования законодательной  базы на первый план выходят вопросы, связанные с функционированием  рынков производных финансовых инструментов, секьюритизацией активов и выпуском ценных бумаг с залоговым обеспечением, упрощением процедуры эмиссии краткосрочных облигаций, развитием институтов клиринга, совершенствованием регулирования клиринговой деятельности и клиринговых процедур.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Информация о работе Денежно-кредитная система