Финансы
учреждений и организаций
непроизводственной
сферы появились в связи с необходимостью
социального развития общества. Финансы
непроизводственной сферы складываются
в результате конечного перераспределения
национального дохода через систему государственных
финансов. Их функционирование происходит
за счет общегосударственных средств.
В условиях рыночной экономики финансы
этой сферы деятельности имеют свою специфику.
При дефиците государственных финансовых
ресурсов многие учреждения и организации
народного образования, науки, культуры,
здравоохранения оказывают платные услуги
населению и, следовательно, зарабатывают
собственные доходы. Однако прибыль, полученная
в результате этой деятельности, не является
самоцелью и используется на осуществление
основной цели и развитие учреждения,
организации в строгом соответствии с
уставными документами. Особенностью
финансов этой сферы является и то, что
в структуре затрат на осуществление уставной
деятельности велика доля заработной
платы, которая и является основным объектом
финансовых отношений.
Финансы
общественных объединений
и организаций изначально создаются
за счет вступительных, а функционируют
за счет членских взносов. Расходуются
на осуществление уставной деятельности,
а не на получение доходов отдельными
членами объединения. Эти организации
объединяют людей по общим целям и интересам
(напр., политические партии, профессиональные
союзы, научные, творческие или спортивные
объединения, садово-огородные товарищества
и т.п.).
Особое
место в составе финансовой системы
занимает страхование, т.к. страховые
отношения присутствуют в каждом ее элементе.
При
внутреннем перераспределении доходов
хозяйствующих субъектов и государства
на микро- и макроуровне с целью возмещения
возможного ущерба и покрытия различных
убытков создаются резервные фонды. Такие
финансовые отношения называются самострахованием.
Финансы страховых компаний попадают
в систему "Финансы предприятий и организаций",
а государственное страхование, осуществляемое
с позиций общественной целесообразности
– в систему "Государственные финансы".
Специфика страховых отношений
сводится к следующему:
- нанесенный
материальный ущерб распределяется между
всеми участниками страхования;
- распределение
нанесенного ущерба носит замкнутый характер;
- средства
в страховой фонд мобилизуются на возвратной
основе;
- ущерб распределяется
как между территориальными единицами,
так и во времени.
Финансы граждан формируют доходы
и используют их на текущие расходы, приобретение
имущества, создание финансового портфеля.
Финансы
граждан - отношения по поводу образования,
распределения и использования денежных
средств населения.
К
финансовым отношениям граждан относятся
их денежные отношения с различными контрагентами:
- органами
государственного управления по платежам
различного рода;
- органами
налоговой службы при внесении налогов,
сборов и других платежей;
- органами
муниципального управления при приватизации
жилья, земельного участка и других объектов,
при уплате сборов, административных штрафов
и взносов, при выплате арендной платы
за земельные участки и участки лесного
фонда и т.п.;
- банковской
системой при получении и погашении кредитов,
залоге имущества, купле-продаже валюты
и ценных бумаг, при депозитных срочных
вкладах, участии в лотереях и т.п.;
- страховыми
обществами по всем видам страхования;
- негосударственными
пенсионными фондами по вкладам и получению
пенсий и выплат;
- финансовыми
и финансово-кредитными хозяйствующими
субъектами при осуществлении трастовых
операций, залоговых операций, селенге,
купле-продаже ценных бумаг, участии в
розыгрышах и лотереях и т.п.;
- хозяйствующими
субъектами при выплате арендной платы
за землю и другое имущество, при арендном
и бригадном подрядах, долевом участии
в совместной деятельности, купле-продаже
ценных бумаг, участии в перераспределении
прибыли, выплате заработной платы, паевых
долей, дивидендов по акциям и т.п.;
- другими гражданами
при выплате арендной платы за земельные
участки, квартиры и другое имущество,
наследовании и дарении имущества, оплате
труда на условиях трудового подряда,
взятии в долг, купле-продаже недвижимости
и транспортных средств и т.п.
При
этом происходит перераспределение
собственности между физическими
лицами, их взаимодействие с бюджетом,
инвестиционная деятельность, участие
в залоге, франчайзинге, страховании, а
также перераспределение средств, направляемых
на удовлетворение личных потребностей
человека.
Под
финансовой политикой понимают
комплекс мероприятий
государства по использованию
финансовых отношений,
мобилизации финансовых
ресурсов, их распределению
и использованию на
основе финансового
законодательства для
осуществления государством
своих функций.
Основные
направления финансовой политики на
текущий год и перспективу
определяются в ежегодных посланиях
Президента РФ Федеральному Собранию.
Реализация основных направлений развития
народного хозяйства страны и обеспечение
стабильности в обществе возложены на
Правительство РФ, которое в рамках основных
направлений финансовой политики на текущий
год разрабатывает проекты законов для
ее реализации и вносит их в Государственную
Думу для рассмотрения и принятия. Далее
идет стандартная работа законодательной
власти по принятию и утверждению законов,
необходимых для реализации финансовой
политики. Заканчивается эта работа опубликованием
федерального закона после подписания
его Президентом РФ.
Деятельность
государственных органов власти
по разработке и реализации финансовой
политики предполагает:
- разработку
общей концепции финансовой политики,
определение ее основных направлений,
целей и задач;
- создание
адекватного финансового
механизма – системы
установленных государством
форм, видов и методов
организации финансовых
отношений;
- управление
финансовой деятельностью государства
и других субъектов финансовых отношений.
Современная
финансовая политика
включает в себя следующие
составные части:
- налоговую
политику,
- бюджетную
политику,
- таможенную
политику,
- денежно-кредитную
политику,
- ценовую
политику,
- социальную
политику,
- инвестиционную
политику.
Важнейшей
составной частью финансовой политики
во все времена являлась налоговая
политика – основа фискальной политики
любого государства. Современная налоговая
политика выражается в следующих направлениях:
- определение
оптимального налогового порога (при изъятии
более 30% чистого дохода экономический
рост останавливается);
- сокращение
налогового бремени;
- использование
в качестве основной налоговой базы прямых
налогов, а не легко собираемых косвенных
налогов;
- создание
стабильных законов и правил для государственного
регулирования экономики;
- обеспечение
простоты, открытости и эффективности
налоговой системы.
Фискальная
политика дополняется таможенной
и ценовой политикой. Таможенная политика
оказывает прямое воздействие на цену
товаров и услуг через таможенные сборы
и пошлины, чем обеспечивает более льготные
условия отечественным производителям
и способствует пополнению доходной части
государственного бюджета. Ценовая политика
сводится к регулированию цен и тарифов
на монопольные товары и услуги (напр.,
железнодорожные тарифы, тарифы на электроэнергию,
тарифы на коммунальные услуги, тарифы
на воду и т.п.). Эти платежи по сути своей
налоговыми не являются, но по своему действию
ничем от налоговых платежей не отличаются.
За их счет возрастают цены на товары и
услуги, а государство получает зачастую
повышенный доход как собственник.
Если
фискальная политика любого государства
во все времена направлена на оптимизацию
системы налогообложения (и ценообразования)
и стимулирование общественного воспроизводства
с целью пополнения доходов государственного
бюджета, то бюджетная
политика направлена на оптимизацию
системы бюджетных и межбюджетных отношений.
Бюджетная
политика сводится к следующим мероприятиям:
- определению
доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой
в бюджет;
- установлению
соотношения между доходными и расходными
статьями;
- определению
основных путей покрытия бюджетного дефицита,
если таковой предусмотрен бюджетной
политикой;
- оптимизации
структуры расходной части бюджета;
- распределению
расходов между бюджетами разных уровней.
Особое
место в структуре финансовой
политики занимает денежно-кредитная
политика. Денежно-кредитная политика
включает:
- эмиссионную
политику – определение показателя денежной
массы и ее агрегатов и, исходя из этого,
предложение необходимого количества
денег в оборот;
- политику
стабилизации национальной валюты;
- кредитную
политику – определение условий функционирования
ссудного капитала.
Современная
социальная политика не просто связана
с финансово-кредитной политикой, она
становится ее неотъемлемой составной
частью. Эту взаимосвязь можно увидеть
в тех мероприятиях, которые включаются
в социальную политику, таких как:
- согласование
объемов финансовой помощи субъектам
РФ с выполнением ими обязательств по
финансированию бюджетной сферы за счет
собственных доходов;
- разработка
механизмов компенсации доходов наименее
обеспеченных слоев населения;
- реализация
пенсионной реформы;
- упорядочение
системы социальных льгот и выплат;
- повышение
заработной платы работников бюджетной
сферы;
- регулирование
вынужденной миграции.
Очень
важной составляющей финансовой политики
в настоящее время является
инвестиционная политика, которая предполагает:
- повышение
роли бюджета в развитии экономики РФ;
- создание
условий для организованного накопления
и инвестирования сбережений населения;
- развитие
ипотечного кредитования;
- привлечение
прямых иностранных инвестиций.
Экономическую
основу любой финансовой политики составляет
финансовое управление с присущим ему
финансовым механизмом.
Финансовый
механизм – это совокупность
способов организации
финансовых отношений
в обществе (при помощи
различных форм, видов
и методов), установленных
государством и законодательно
оформленных. Практическое использование
финансового механизма осуществляется
специальными организационными структурами,
созданными для управления финансами.
Финансовый
механизм имеет сложную структуру,
которая включает в себя:
- финансовые
методы;
- финансовые
инструменты (различные рычаги финансового
воздействия и финансовые стимулы);
- виды информационно-правового
обеспечения финансовой деятельности.
К
финансовым методам относятся:
- методы разработки
финансовых планов (балансовый, нормативный,
экстраполяции, математического моделирования);
- методы финансового
обеспечения (бюджетное финансирование,
коммерческий расчет, самоокупаемость
и самофинансирование, смешанное финансирование);
- методы финансового
регулирования (рыночные и директивные).
В
группу финансовых
инструментов попадают: прибыль, доход,
амортизационные отчисления, налоги, финансовые
льготы и санкции, цена, дивиденды, процентные
ставки, дисконт, паевые взносы, инвестиции,
валютные курсы и другие формы и виды финансовых
отношений, используемых в финансовом
управлении.
Основными
видами информационно-правового
обеспечения финансового управления
являются:
- правовое
обеспечение – Законы РФ, Указы Президента
РФ, Постановления Правительства РФ, приказы
и письма Министерств и ведомств РФ, устав
юридического лица;
- нормативное
обеспечение – инструкции, нормативы,
нормы, методические указания и другая
документация;
- информационное
обеспечение – информация о финансовой
устойчивости, о платежеспособности,
о ценах, курсах, дивидендах и т.п., о положении
дел на кредитном, фондовом, валютном,
товарном рынках, о коммерческой деятельности
своих партнеров и конкурентов, об уровне
инфляции, о результатах развития общественного
производства, о доходах и расходах госбюджета
и другая достоверная информация.