Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа
Украина как суверенное государство находится сегодня на пути демократической перестройки. Перед ней стоят важные социально-экономические проблемы, решение которых связано с обеспечением макроэкономической стабильности и экономического роста, повышением эффективности и качества предоставления услуг населению.
Известно, что в рыночных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования всех социально-экономических процессов в стране. Поэтому главный вопрос, стоящий сегодня перед обществом, это принципы ведения финансового хозяйства государства, его бюджетное устройство и бюджетный процесс.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА
КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ ……………………………….6
1.1.Сущность макроэкономической категории "государственный
бюджет"…………………………………………………………………………. 6
1.2.Характеристика основных показателей бюджета ……………………….. 9
1.3.Роль бюджета в финансово-кредитном механизме ……………………… 12
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТА, ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО СТРОЯ
И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ УКРАИНЫ……………………14
2.1.Структура бюджета и основы бюджетного строя Украины ……………. 14
2.2.Система управления бюджетом ……………………………………………18
РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
3.1. Анализ приоритетных направлений государственной программы
социального и экономического развития Украины …………………………. 22
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………… 26
4.1. Направления совершенствования бюджетного процесса ……………… 26
4.2. Пути совершенствования формирования доходов местных бюджетов … 29
4.3. Мероприятия реформирования межбюджетных отношений ………… 31
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 40
Усиление сейчас конкуренции,
интернационализации, интеграции и
глобализации вызвало дальнейшую необходимость
развития экономически мощных, конкурентоспособных
на мировом рынке регионов. Регионы
стали приобретать собственной идентичности
не только как административно-
Предпосылкой устойчивого экономического развития регионов являются:
- Человеческие ресурсы - качество, умения и мобильность рабочей силы, в том числе способность адаптироваться к технологическим и организационным изменениям;
- Организации - способность
организационных структур
- Нематериальные
факторы, например, социальный капитал, что является сложным
переплетением консолидированного знания
и культуры, инновационного поведения,
предпринимательского духа, способности
создавать сети.
Итак, территория рассматривается уже
не просто как реципиент, где различные
агенты действуют независимо друг от друга,
но и одновременно как фактор, влияющий
на развитие. На базе такого подхода нужно
кардинально пересмотреть политику предоставления
централизованной поддержки регионам,
чтобы создать условия для активизации
действия всех эндогенных факторов развития.
Следует отметить, что
имеющиеся механизмы
На сегодня политика поддержки регионального развития должна быть направлена на активизацию всего ресурсного потенциала регионов как основы укрепления их конкурентоспособности. Это становится ключевым направлением не только бюджетно-финансовой и региональной политики, но и вообще общегосударственной экономической политики.
Укрепление
Фундаментом регионального развития самостоятельности регионов является определение перспективных целей и нахождение возможности финансировать мероприятия для их реализации, прежде всего за счет собственных источников и привлеченных инвестиций. Поддержка регионального развития осуществляться при условии определения на законодательном уровне четких критериев ее предоставления, концентрации ресурсов как государственных, так и региональных.
Модель стимулирования развития регионов и депрессивных территорий в Украине должна предусматривать:
- Концентрацию ограниченных государственных ресурсов на решении региональных проблем с учетом приоритетов пространственного развития государства и задач регионального развития, которые формулируются местными органами власти;
- Обеспечение стабильности отношений между местными и центральными органами исполнительной власти по вопросам регионального развития;
- Введение принципа дополнения, когда государственные ресурсы для решения региональных проблем развития рассматривают как дополнительные к ресурсам, которые аккумулируются регионом самостоятельно;
- Установление правовой ответственности, как центрального правительства, так и местных органов власти, за выполнение взятых ими обязательств по региональному развитию;
- Внедрение партнерских, равноправных отношений между центральным правительством и местными органами самоуправления в деле совместного решения задач регионального развития;
- Стимулирование региональных
органов власти для
- Координацию деятельности центральных и местных органов власти по решению проблем регионального развития;
- Формулирование положений, согласно которым определяются территории, которым предоставляется статус депрессивных, рассмотрение порядка предоставления такого статуса, внедрение инструментов государственной и региональной поддержки развития этих территорий;
- Определение финансового
механизма стимулирования
Сформулируем выводы.
Во-первых, период трансформационных сдвигов усиления диспропорций на региональном уровне - объективный процесс, обусловленный рядом факторов. Это подтверждается опытом стран, которые переживали или переживают трансформационные изменения. Украина также не является исключением. Поэтому государственная региональная и бюджетная политика через систему трансфертов должна быть направлена на поддержку "точек роста", а не замыкаться на выравнивании социально-экономического развития регионов, поскольку ограничения бюджетной способности государства может привести лишь к "выравнивание всех в бедности".
Во-вторых, объективная
необходимость изменений в
В-третьих, реформирование налоговой системы, межбюджетных отношений, административного и территориального устройства необходимо осуществлять с учетом задач регионального и местного развития. Политика развития должна осуществляться и территориально, и на уровне отрасли на основе системного взаимного дополнения.
В-четвертых, государственная региональная политика должна строиться с учетом процессов, происходящих в мировом измерении. Глобализация, инновационная направленность, информированность развития, усиления конкуренции в привлечении капитала касаются не только стран существующих на мировой арене, а и действующими лицами становятся отдельные города и регионы. Эти факторы ведут к усилению поляризации развития.
В-пятых, процесс регионализации в Украине должен быть нацелен на создание потенциала для экономического роста регионов, который базируется на мобилизации собственных, прежде человеческих ресурсов и сетей внутри и за пределами региона, на региональных, местных связях, совершенствовании инфраструктуры, направленных на рост регионального экономического потенциала. В таком контексте экономическое возрождение регионов может состояться только путем концентрации усилий бизнеса, управленческой элиты, местного самоуправления, организованной общественности и не должно сводиться к обеспечению автономии региона от государства. Главной целью этого процесса является активизация "социального капитала". Регионализация не должна ослаблять роль базовых территориальных громад. Наиболее эффективными в решении проблем регионального развития являются фискальные методы государственного регулирования экономического роста, главной составляющей которых является система централизованной финансовой поддержки, которая должна быть построена в соответствии с развитием каждого отдельного региона. В условиях ограниченности финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы и необходимости активизировать процесс экономического роста и максимально использовать "эффект его распространения" возникает потребность в использовании (что предполагает значительные изменения) всей системы фискальных рычагов, особенно механизмов финансового выравнивания. При этом ключевым вопросом при реформировании межбюджетных отношений в условиях Украины становится разработка концепции организации системы межбюджетных отношений, которая предусматривает адекватность последней условиям экономического роста.
Решить рассмотренные проблемы Украины можно на основе положений экономической теории бюджетного федерализма, которая по сути является научной базой для их решения в условиях современного общества. При этом целесообразно воспользоваться мировым опытом реформирования системы межбюджетных отношений, который требует критического переосмысления и исключает механическое его перенос на национальную почву.
По своей глубинной сущности понятия "межбюджетные отношения " не ограничивается только финансовыми отношениями, а потому требует уточнения. Межбюджетные отношения - это система взаимоотношений между государством и местным самоуправлением по распределению полномочий государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также распределения расходных обязательств и доходных источников между бюджетами разных уровней. В условиях дальнейшего углубления рыночных трансформаций необходима системная концепция реформирования всех указанных составляющих межбюджетных отношений, а не только перераспределении финансовых ресурсов государства между бюджетами разных уровней. Решение вопросов распределения финансовых полномочий государственных органов власти и органов местного самоуправления должна основываться на распределении их функциональных полномочий.
ВЫВОДЫ
Подводя итог сказанному, можно определенно
сделать вывод о кризисе
Основные проблемы таковы:
• начиная с 1990 года состояние государственного бюджета стал критически ухудшаться, дефицит украинского государственного бюджета до сих имеет постоянную тенденцию к росту;
• экономический кризис, которым характеризуется сегодняшнее состояние экономики Украины, деформирует систему налогов, а соответственно и систему бюджетов, поэтому сегодняшние тенденции в сфере государственных финансов характеризуются нарастанием бюджетного кризиса;
• несбалансированность
государственных доходов и
Решение проблем бюджетных расходов Украины
связано, прежде всего, с последовательным
сокращением прямого участия государства
в сфере производства.
Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных расходов и повышение эффективности использования государственных средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.
В этих условиях государство
должно переориентироваться на свои главные обязательства - разработку
стратегии и установления прозрачных
и, самое главное, справедливых регулятивных
норм. Государственная машина из инструмента
тоталитарного управления должна превратиться
в средство регулирования рыночной экономики
в демократическом государстве.
Сейчас необходимо развивать местное
самоуправление и создавать систему горизонтальных
связей между регионами. Красной нитью
через все это проходит функция ответственности.
Государству для нормального бюджетного
процесса необходимо создать четкую систему
взаимоотношений в цепочке: делегирование
полномочий - ответственность - контроль.
К сожалению, сегодня эта схема не работает.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Государственный бюджет и финансирование государственных программ