Государственный бюджет и финансирование государственных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Украина как суверенное государство находится сегодня на пути демократической перестройки. Перед ней стоят важные социально-экономические проблемы, решение которых связано с обеспечением макроэкономической стабильности и экономического роста, повышением эффективности и качества предоставления услуг населению.
Известно, что в рыночных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования всех социально-экономических процессов в стране. Поэтому главный вопрос, стоящий сегодня перед обществом, это принципы ведения финансового хозяйства государства, его бюджетное устройство и бюджетный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА
КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ ……………………………….6
1.1.Сущность макроэкономической категории "государственный
бюджет"…………………………………………………………………………. 6
1.2.Характеристика основных показателей бюджета ……………………….. 9
1.3.Роль бюджета в финансово-кредитном механизме ……………………… 12
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТА, ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО СТРОЯ
И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ УКРАИНЫ……………………14
2.1.Структура бюджета и основы бюджетного строя Украины ……………. 14
2.2.Система управления бюджетом ……………………………………………18
РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
3.1. Анализ приоритетных направлений государственной программы
социального и экономического развития Украины …………………………. 22
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ……………………………………… 26
4.1. Направления совершенствования бюджетного процесса ……………… 26
4.2. Пути совершенствования формирования доходов местных бюджетов … 29
4.3. Мероприятия реформирования межбюджетных отношений ………… 31
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая гос бюджет и финан гос.програм.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

Усиление сейчас конкуренции, интернационализации, интеграции и  глобализации вызвало дальнейшую необходимость  развития экономически мощных, конкурентоспособных  на мировом рынке регионов. Регионы  стали приобретать собственной идентичности не только как административно-территориальные единицы, а как активные партнеры на общегосударственном и международном уровнях.

Предпосылкой устойчивого  экономического развития регионов являются:

- Человеческие ресурсы  - качество, умения и мобильность  рабочей силы, в том числе способность адаптироваться к технологическим и организационным изменениям;

- Организации - способность  организационных структур осваивать  современное управление в условиях постоянных изменений;

- Нематериальные  факторы, например, социальный капитал, что является сложным переплетением консолидированного знания и культуры, инновационного поведения, предпринимательского духа, способности создавать сети. 
        Итак, территория рассматривается уже не просто как реципиент, где различные агенты действуют независимо друг от друга, но и одновременно как фактор, влияющий на развитие. На базе такого подхода нужно кардинально пересмотреть политику предоставления централизованной поддержки регионам, чтобы создать условия для активизации действия всех эндогенных факторов развития.

Следует отметить, что  имеющиеся механизмы государственного регулирования регионального развития унаследовали и далее используются принципы централизованной системы отношений "сверху - вниз". Однако ее возможности исчерпаны.

На сегодня политика поддержки регионального развития  должна быть направлена ​​на активизацию всего ресурсного потенциала регионов как основы укрепления их конкурентоспособности. Это становится ключевым направлением не только бюджетно-финансовой и региональной политики, но и вообще общегосударственной экономической политики.

Укрепление конкурентоспособности касается всех регионов, как сильных, так и слабых. Каждый регион должен стараться повышать свой экономический потенциал и может рассчитывать на государственную поддержку в зависимости от имеющихся ресурсов экономического развития территории. При этом государственная поддержка должна быть дополнительным, а не главным источником финансовых ресурсов, которые будут привлекаться на  региональном и местном уровнях.

Фундаментом регионального развития самостоятельности регионов является определение перспективных целей и нахождение возможности финансировать мероприятия для их реализации, прежде всего за счет собственных источников и привлеченных инвестиций. Поддержка регионального развития осуществляться при условии определения на законодательном уровне четких критериев ее предоставления, концентрации ресурсов как государственных, так и региональных.

Модель стимулирования развития регионов и депрессивных территорий в Украине должна предусматривать:

- Концентрацию ограниченных  государственных ресурсов на  решении региональных проблем с учетом приоритетов пространственного развития государства и задач регионального развития, которые формулируются местными органами власти;

- Обеспечение стабильности отношений между местными и центральными органами исполнительной власти по вопросам регионального развития;

- Введение принципа  дополнения, когда государственные ресурсы для решения региональных проблем развития рассматривают как дополнительные к ресурсам, которые аккумулируются регионом самостоятельно;

- Установление правовой  ответственности, как центрального правительства, так и местных органов власти, за выполнение взятых ими обязательств по региональному развитию;

- Внедрение партнерских, равноправных отношений между центральным правительством и местными органами самоуправления в деле совместного решения задач регионального развития;

- Стимулирование региональных  органов власти для эффективного  использования средств, с целью развития местных бюджетов;

- Координацию деятельности  центральных и местных органов  власти по решению проблем регионального развития;

- Формулирование положений,  согласно которым определяются  территории, которым предоставляется статус депрессивных, рассмотрение порядка предоставления такого статуса, внедрение инструментов государственной и региональной поддержки развития этих территорий;

- Определение финансового  механизма стимулирования регионального  развития в условиях жестких бюджетных ограничений.

Сформулируем выводы.

Во-первых, период трансформационных  сдвигов усиления диспропорций на региональном уровне - объективный процесс, обусловленный рядом факторов. Это подтверждается опытом стран, которые переживали или переживают трансформационные изменения. Украина также не является исключением. Поэтому государственная региональная и бюджетная политика через систему трансфертов должна быть направлена ​​на поддержку "точек роста", а не замыкаться на выравнивании социально-экономического развития регионов, поскольку ограничения бюджетной способности государства может привести лишь к "выравнивание всех в бедности".

Во-вторых, объективная  необходимость изменений в государственной  региональной политике обусловлена ​​кардинальными сдвигами в институциональной структуре экономики Украины: производство двух третей товаров и услуг в половине регионов обеспечиваются негосударственным сектором экономики, исчезли рычаги прямого вмешательства власти в деятельность субъектов хозяйства. Прямая бюджетная поддержка всех регионов невозможна, источники роста надо искать на региональном и местном уровнях, опираясь на территориальные общины, их объединения, местного самоуправления, предпринимательские структуры, формируя для них благоприятные условия решения проблем. Так, регионы, территориальные общины должны превращаться из объектов в субъекты развития.

В-третьих, реформирование налоговой системы, межбюджетных отношений, административного и территориального устройства необходимо осуществлять с учетом задач регионального и местного развития. Политика развития должна осуществляться и территориально, и на уровне отрасли на основе системного взаимного дополнения.

В-четвертых, государственная региональная политика должна строиться с учетом процессов, происходящих в мировом измерении. Глобализация, инновационная направленность, информированность развития, усиления конкуренции в привлечении капитала касаются не только стран существующих на мировой арене, а и действующими лицами становятся отдельные города и регионы. Эти факторы ведут к усилению поляризации развития.

В-пятых, процесс  регионализации в Украине должен быть нацелен на создание потенциала для экономического роста регионов, который базируется на мобилизации собственных, прежде человеческих ресурсов и сетей внутри и за пределами региона, на региональных, местных связях, совершенствовании инфраструктуры, направленных на рост регионального экономического потенциала. В таком контексте экономическое возрождение регионов может состояться только путем концентрации усилий бизнеса, управленческой элиты, местного самоуправления, организованной общественности и не должно сводиться к обеспечению автономии региона от государства. Главной целью этого процесса является активизация "социального капитала". Регионализация не должна ослаблять роль базовых территориальных громад. Наиболее эффективными в решении проблем регионального развития являются фискальные методы государственного регулирования экономического роста, главной составляющей которых является система централизованной финансовой поддержки, которая должна быть построена в соответствии с развитием каждого отдельного региона. В условиях ограниченности финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы и необходимости активизировать процесс экономического роста и максимально использовать "эффект его распространения" возникает потребность в использовании (что предполагает значительные изменения) всей системы фискальных рычагов, особенно механизмов финансового выравнивания. При этом ключевым вопросом при реформировании межбюджетных отношений в условиях Украины становится разработка концепции организации системы межбюджетных отношений, которая предусматривает адекватность последней условиям экономического роста.

Решить рассмотренные проблемы Украины можно на основе положений экономической теории бюджетного федерализма, которая по сути является научной базой для их решения в условиях современного общества. При этом целесообразно воспользоваться мировым опытом реформирования системы межбюджетных отношений, который требует критического переосмысления и исключает механическое его перенос на национальную почву.

По своей  глубинной сущности понятия "межбюджетные отношения " не ограничивается только финансовыми отношениями, а потому требует уточнения. Межбюджетные отношения - это система взаимоотношений между государством и местным самоуправлением по распределению полномочий государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также распределения расходных обязательств и доходных источников между бюджетами разных уровней. В условиях дальнейшего углубления рыночных трансформаций необходима системная концепция реформирования всех указанных составляющих межбюджетных отношений, а не только перераспределении финансовых ресурсов государства между бюджетами разных уровней.  Решение вопросов распределения финансовых полномочий государственных органов власти и органов местного самоуправления должна основываться на распределении их функциональных полномочий.

ВЫВОДЫ

 
        Подводя итог сказанному, можно определенно  сделать вывод о кризисе бюджетной  политики, проводимой в Украине на уровне государственной власти. Бюджет является предпосылкой финансовой стабильности государства, он должен выполнять функцию финансовой конституции. В Украине на сегодня эффективная бюджетная система не построена

Основные проблемы таковы:

• начиная с 1990 года состояние государственного бюджета стал критически ухудшаться, дефицит украинского государственного бюджета до сих имеет постоянную тенденцию к росту;

• экономический кризис, которым характеризуется сегодняшнее состояние экономики Украины, деформирует систему налогов, а соответственно и систему бюджетов, поэтому сегодняшние тенденции в сфере государственных финансов характеризуются нарастанием бюджетного кризиса;

• несбалансированность государственных доходов и расходов связана, главным образом, с падением объемов производства и его эффективности, увеличением расходов на социальные программы и с расширением различных социальных льгот, а также с несовершенством налоговой системы, что позволяет налогоплательщикам изыскивать лазейки для уклонения от уплаты налогов. 
         Решение проблем бюджетных расходов Украины связано, прежде всего, с последовательным сокращением прямого участия государства в сфере производства.

Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных расходов и повышение эффективности использования государственных средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.

В этих условиях государство  должно переориентироваться на свои главные обязательства - разработку стратегии и установления прозрачных и, самое главное, справедливых регулятивных норм. Государственная машина из инструмента тоталитарного управления должна превратиться в средство регулирования рыночной экономики в демократическом государстве. 
 Сейчас необходимо развивать местное самоуправление и создавать систему горизонтальных связей между регионами. Красной нитью через все это проходит функция ответственности. Государству для нормального бюджетного процесса необходимо создать четкую систему взаимоотношений в цепочке: делегирование полномочий - ответственность - контроль. К сожалению, сегодня эта схема не работает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Бюджет в умовах макроекономічного розвитку України / Ц.Г. Огонь // Актуал. пробл. економіки. — 2004. — N 5. — С. 25-34. — Бібліогр.: 7 назв. — укp.
  2. Бюджет і бюджетний процес в умовах транзитивної економіки України: Моногр. / К.В. Павлюк; Н.-д. фін. ін-т. — К., 2006. — 584 с. — Бібліогр.: с. 554-580.
  3. Бюджет і фінансова політика України: Навч. посіб. для студ. екон. ф-тів вузів / А.О. Єпіфанов, І.В. Сало, І.І. Д'яконова. — 2-е вид. — К.: Наук. думка, 1999. — 302 с.
  4. Бюджет розвитку в контексті забезпечення економічного зростання в Україні / І.В. Запатріна // Економіка і прогнозування. — 2007. — N 3. — С. 43-55. — укp.
  5. Бюджет України: монографія : у 2 кн. Кн. 1. Бюджет - головна ланка фінансів держави / А. О. Єпіфанов, І. І. Д'яконова, І. В. Сало. — СУМИ: ДНВЗ "УАБС НБУ", 2010. — 201 с.
  6. Бюджет як об'єкт управління / С.В. Михайленко // Актуал. пробл. економіки. — 2011. — N 2. — С. 154-160.
  7. Державний бюджет як інструмент макроекономічного регулювання: автореф. дис... канд. екон. наук / С.М. Соломенко; Держ. вищ. навч. закл. "Київ. нац. екон. ун-т ім. В.Гетьмана". — К., 2008. — 20 с. — укp
  8. Доходы бюджета города: Формирование и пути повышения / В.С. Алешкин, П.П. Баранцев. — Луганск, 1998. — 189 с. — ISBN 966-7046-16-8. — рус.
  9. Місцеві бюджети та фінанси в бюджетній системі України: навч. посіб. / М. В. Мних; Відкритий міжнар. ун-т розв. людини "Україна", Вища шк. політ. лідера. — К., 2011. — 247 с
  10. Правові основи формування державного бюджету України: монографія / А. М. Чвалюк; Донец. ун-т економіки та права. — К.: КНТ, 2011. — 219 с.
  11. Фінанси: Навч. посіб. / Уклад.: М.В. Грідчина; Укр.-фін. ін-т менеджменту і бізнесу. — К.: Укр.-фін. ін-т менеджменту і бізнесу, 1998. — 62 с.
  12. Фінанси: навч. посіб. / В.О. Зінченко, Н.А. Телічко; Луган. нац. ун-т ім. Т.Шевченка. — Луганськ, 2009. — 385 с.
  13. Фінанси: Навч.-метод. посіб. для самост. вивч. дисципліни / О.Р. Романенко, С.Я. Огородник, М.С. Зязюн, А.А. Славкова; Київ. нац. екон. ун-т. — 2-е вид., переробл. і доповн. — К., 2003. — 387 с.
  14. Финансы (теоретические основы): учеб. для студ. высш. учеб. заведений : пер. с укр. / М. В. Гридчина, В. Б. Захожай, Л. Л. Осипчук, Ю. Л. Субботович, К.Н. Темчишина, О. А. Фесенко, Г. И. Филина, В. П. Ходаковская, Н. Г. Яковлева; Межрегион. акад. упр. персоналом. — К.: Изд. дом "Персонал", 2010. — 335 с
  15. Финансы: Учеб. пособие / Р.Б. Тян, А.Б. Ватченко. — Д.: Пороги, 2004. — 252 с.
  16. Финансы: учеб. пособие / Д.С. Касьянова, Т.Н. Рак, О.В. Пенез; Донец. экон.-гуманит. ун-т. — Донецк, 2007. — 119 c.
  17. Финансы: Учеб. пособие для студ. вузов / Э.В. Рогатенюк, И.М. Пожарицкая; Крым. акад. природоохр. и курорт. стр-ва. — Симф., 2002. — 232 с.
  18. Финансы: Учеб. пособие. Ч. 2 / В.Н. Гончаров, С.И. Непочатов, А.В. Пчелинская, В.П. Задорожный; Восточноукр. нац. ун-т им. В.Даля, Донец. гос. ун-т упр.. — Донецк: ООО "Альматео", 2006. — 228 с
  19. Пасічник Ю.В. Бюджетна система України та зарубіжних країн: Навч. посіб. – К.: Знання-Прес, 2002. – 495 с. – (Вища освіта ХХІ століття).
  20. Наумова Л.Ю. Бюджетний механізм фінансової стабілізації економіки // Фінанси України. – 2003. - №4. – С.19-29.
  21. Гордей О.Д., Василик Д.О. Бюджетний механізм забезпечення зростання суспільного добробуту //  Фінанси України. – 2003. - №4. – С. 29-32.
  22.   Ісмаїлов А.Б. Бюджетний процес та напрями його удосконалення // Фінанси України. -  2002. - №8. -  С. 26-28.
  23.   Бондарук Т.Г. Механізм управління та обслуговування деравного боргу // Фінанси України. – 2003. - №4. – С. 14-18.
  24. Толуб’як В.С. Удосконалення формування доходів місцевих бюджетів // Фінанси України. – 2002. - №11. – С. 68-71.
  25. Короленко А.В. Бюджетний процес та бюджетний календар // Фінанси України. – 2002. - №5.
  26. Урядовий кур’єр, 2003, №4, С. 7.
  27. Василишин М.М. Формування місцевих бюджетів та обгрунтування міжбюджетних відносин // Фінанси України. – 2001. - №7. – С. 125-128.
  28. Гаєвий М.В. Фінанси житлового господарства // Фінанси України. – 2002. - №5.
  29. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /  Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д.Андросова и др.;  Под ред. проф.  Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 479 с.
  30. А. О. Єпіфанов, І. В. Сало, І. І. Д’яконова. Бюджет і фінансова політика України, Київ, Наукова думка, 1997. – 302 с.
  31. Чугунов І.Я., Лісниченко І.В. Основні підсумки виконання бюджету у 2001 році //  Фінанси України. – 2002. - №5. – С. 85.
  32. Буковинський С.А. Концептуальні засади управління бюджетними коштами в Україні // Фінанси України. – 2001. - №5. – С.24-33.
  33. Мельник П. Удосконалення податкової політики та управління державним боргом // Економіст. – 2001. - №6. – С. 38-42.
  34. Юрій С.І. Концептуальні засади сутності бюджету // Фінанси України. – 2001. - №10. – С.3-16.
  35. Януль І.Є. Бюджетний процес як фактор фінансової стабілізації // Фінанси України. – 2001. - №8. – С.68-71.
  36. Кулик В.В., Кулик А.В. Бюджет як інструмент розвитку внутрішнього ринку // Фінанси України. – 2001. - №7. – С. 119-128.
  37. Швець В.Я. Концептуальні підходи до вдосконалення системи міжбюджетних відносин // Фінанси України. – 2005. - №5. – С.23 – 31.

Информация о работе Государственный бюджет и финансирование государственных программ